Алексей Драгунов

Алексей Драгунов:

Информатизация – один из ключевых факторов, определяющих качество образования

В рамках организации методической поддержки субъектов по переводу услуг в сфере образования в электронный вид Рособрнадзором периодически проводятся конференции для представителей региональных органов власти. Мы побеседовали с активным участником конференций директором Регионального центра информационных технологий (РЦИТ) Псковской области Алексеем Драгуновым.

CNews: Как организован процесс перевода услуг в сфере образования в электронный вид? Какую роль в этом переходе играет РЦИТ?

Алексей Драгунов: В 2011-2012 гг. Государственное бюджетное учреждение Псковской области «Региональный центр информационных технологий» (РЦИТ) по поручению Государственного управления образованием Псковской области провело разработку макета автоматизированной системы оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в электронном виде, интегрированного с региональной системой управления образованием «Открытая школа». В макете были реализованы отдельные элементы системы, позволяющие вести на уровне образовательного учреждения базу данных, которая может быть использована для создания электронного журнала.

Для проведения в регионе системной работы по переходу к оказанию услуг в системе образования в электронном виде в конце марта 2013 г. на базе РЦИТ и Псковского областного института повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО) была создана проектная группа, выполняющая функции регионального методического центра (РМЦ) по организации процессов перехода к оказанию региональных и муниципальных услуг сферы образования в электронном виде и развитию регионального образовательного портала Псковской области.

На первом областном семинаре по переходу к оказанию государственных и муниципальных услуг в сфере образования в электронном виде, который состоялся 26 марта 2012 г., школам было предложено принять участие в апробации оказания услуг в сфере образования в электронном виде с использованием создаваемой региональной информационной системы. Было выбрано 9 пилотных площадок, которые впоследствии получили статус областных экспериментальных площадок по созданию основанной на ИКТ системы управления образовательным учреждением, защитив концепцию и программу экспериментальной деятельности на заседании экспертного совета государственного управления образованием Псковской области.

В мае 2012 г. началась апробация макета региональной информационной системы, обеспечивающего в «первом приближении» минимальный функционал электронных журналов и дневников. Целью апробации было, в первую очередь, уточнение постановки задачи и особенностей различных типов образовательных учреждений. К началу августа 2012 г. с использованием макета был разработан прототип системы, который использовался для обучения и ограниченной эксплуатации в школах области. Государственным управлением образования Псковской области был издан приказ о государственной информационной системе «Государственные (муниципальные) услуги в сфере образования Псковской области».

Специалистами проектной группы была организована экспериментальная деятельность пилотных площадок. Работа с пилотными площадками проводилась с использованием региональной системы вебинаров, построенной на базе свободного решения OpenMeetings.

24 августа 2012 г. был проведен очный двухдневный семинар для районных тьюторов всех муниципалитетов по внедрению региональной системы электронных журналов и дневников. Тьюторы, принявшие участие в семинаре, провели в своих районах обучение специалистов школ работе с прототипом регионального электронного журнала.

Всего в рамках районных семинаров обучение прошли 260 человек. Началось постепенное подключение школ к создаваемой системе и заключение между оператором системы (РЦИТ) и образовательными учреждениями соглашений, предусматривающих, в том числе, совместные действия по легитимизации обработки персональных данных. В настоящее время РЦИТ заключил соглашение со 147 общеобразовательными учреждениями Псковской области, что составляет 67% от их общей численности. Через региональную систему управления проектами в сфере образования организована техническая поддержка специалистов всех ОУ и муниципальных тьюторов.

В конце 2012 г. произведен рефакторинг кода и модернизация региональной системы электронных журналов, в систему дополнены все остальные первоочередные услуги, которые будут оказываться в системе образования области в электронном виде.

Отметим, что ключевой особенностью Псковского проекта является развитие всех решений на базе свободного программного обеспечения.

CNews: Как организован процесс обработки заявлений, поданных через Единый портал государственных и муниципальных услуг? Через альтернативные каналы?

Алексей Драгунов: Работа организована с использованием региональной системы оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в электронном виде, интегрированной с региональной отраслевой информационной системой «Открытая школа».

Система «Открытая школа» разрабатывается Региональным центром информационных технологий на базе платформы Интегрикс более 5 лет и обеспечивает комплексную информатизацию многих процессов в региональной системе образования. «Открытая школа» начала свое развитие с комплексной автоматизации подготовки, проведения и анализа результатов ЕГЭ, ГИА и регионального мониторинга успеваемости учащихся Псковской области (квалиметрического мониторинга).

В «Открытой школе» к началу работ по госуслугам была сформирована единая база данных учащихся и педагогов области, поддерживается в актуальном состоянии нормативно-справочная информация о региональной системе образования, включая реестр учреждений образования. В региональной системе обеспечения госуслуг заявления обрабатываются с использованием личных кабинетов представителей образовательных учреждений, отвечающих за оказание услуг в электронном виде.

CNews: Каким образом ведется контроль качества предоставления услуг в электронной форме?

Алексей Драгунов: Контроль качества предоставления услуг в электронной форме обеспечивается подсистемой мониторинга, входящей в состав государственной информационной системы «Государственные и муниципальные услуги в сфере образования Псковской области».

Подсистема мониторинга будет в открытом доступе предоставлять информацию о числе обращений по каждой услуге в разрезе региона, муниципалитета, ОУ, а также о соблюдении сроков по этапам оказания услуг и результатах анкетирования граждан и организаций — получателей услуг. Система мониторинга начнет работу с сентября 2013 г. В случае, если на каком либо этапе возникает нарушение сроков, система автоматически будет осуществлять информирование по электронной почте и через региональную систему управления проектами в сфере образования (входит в состав комплекса «Открытая школа») руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием.

CNews: Расскажите об уровне оснащения компьютерным оборудованием образовательных учреждений Псковской области.

Алексей Драгунов: Сегодня в Псковской области на один компьютер приходится около 8,5 учащихся. Этот показатель несколько лучше среднероссийского значения. Более 44% используемых учебных кабинетов в школах области оснащены компьютерами, подключёнными к ЛВС и интернет.

В начальной школе, с которой начинается переход к новым федеральным государственным образовательным стандартам, компьютерами, подключенными к ЛВС и интернет, оснащено более 60% кабинетов. Это все учебные кабинеты начальных классов, в которых дети занимаются по новым стандартам. Почти половина кабинетов оснащена интерактивными досками.

В 2013 г. будут оснащены кабинеты начальной школы во всех общеобразовательных учреждениях области. Все первоклассники сядут за парту в кабинетах, оборудованных современными интерактивными досками или мультимедийными комплектами, включающими в себя проектор, экран и компьютер.

Несколько хуже, чем муниципальные общеобразовательные школы, оснащены областные образовательные учреждения, что объективно связано с отсутствием в них федеральных поставок во время централизованных закупок компьютерной техники, проводимых в 2001-2006 гг. Это, как и отставание в оснащённости средствами ИКТ учреждений НПО и СПО, характерно для многих субъектов Российской Федерации. Сегодня устранение этого отставания – одна из задач, решаемых государственным управлением образования Псковской области.

Регион по большинству показателей компьютеризации попадает в первые 20-25% субъектов Российской Федерации. Для того, чтобы исключить устаревание компьютерного парка, сегодня ежегодно должны приобретаться не менее 700 компьютеров. Во многом модернизация ИКТ-инфраструктуры возможна благодаря реализации стратегической инициативы «Наша новая школа». Доля компьютеров старше 9 лет от общей численности парка компьютеров, благодаря ежегодному обновлению оборудования сохранялась на уровне 15%, а в 2013 г. эта цифра должна уменьшиться почти вдвое.

CNews: Расскажите о других успешных проектах по информатизации в сфере образования.

Алексей Драгунов: С 2003 г. в области с созданием на базе Псковского областного ИПКРО Регионального центра дистанционного образования (РЦДО) начато использование дистанционных технологий в повышении квалификации педагогов (http://poipkro.pskovedu.ru/do2). На базе свободной модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды Moodle построена региональная система дистанционного обучения, используемая сегодня не только в повышении квалификации педагогов, но и для обучении детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (http://cdo.pskovedu.ru), а также в работе с одаренными школьниками (http://genius.pskovedu.ru).

C 2011 г. ведется активная эксплуатация региональной системы проведения веб-конференций и вебинаров, построенной на базе свободного программного обеспечения OpenMeetings и показавшей себя как качественный эффективный инструмент дистанционного обучения и повышения квалификации.

С марта 2005 г. действует сегодняшняя версия регионального образовательного портала pskovedu.ru, на котором все образовательные учреждения и органы управления образованием области имеют возможность вести свои сайты с использованием простого конструктора сайтов, публиковать новости в единой новостной ленте регионального образования.

С сентября 2006 г. в интернете работает региональный ресурс ПскоВики (wiki.pskovedu.ru). В первой записи на этом сайте было сказано: «ПскоВики - новый образовательный проект, интернет-ресурс, в рамках которого педагоги и ученики Псковской области (будем рады, если присоединятся и другие!) будут публиковать образовательные новости, размещать интересные разработки, совместно создавать учебные материалы, виртуальные экскурсии, словари, библиотеки примеров, советов, полезных ссылок, эссе и др., а также сетевые отзывы, аннотации, комментарии и примечания к текстам». Сегодня ПскоВики - один из самых популярных и востребованных учреждениями области образовательных ресурсов.

Продвигая открытые технологии, мы преследуем две основные цели: использование ИКТ в интересах повышения доступности образования и широкое знакомство педагогов с возможностями конструирования и эффективной работы в информационно-образовательной среде, которая должна обеспечить образовательный процесс в совместной деятельности учителей и учащихся.

Благодаря работе ПОИПКРО по обучению педагогов использованию ИКТ в профессиональной деятельности, доля учителей активно применяющих информационные технологии в своей работе постоянно возрастает.

CNews: Расскажите о применении средств ИКТ в управлении сферой образования Псковской области.

Алексей Драгунов: Применение ИКТ в управлении образованием Псковской области, как я уже говорил, началось с необходимости в сжатые сроки в 2002 г. обеспечить формирование региональных баз данных для проведения ЕГЭ.

В 2003 г. система проведения ЕГЭ в регионе была существенным образом усовершенствована. Взаимодействие с центральной базой данных впервые было организовано через WEB-интерфейс. Для этого все муниципальные органы управления образованием были подключены к интернет. Формирование данных проводилось в windows-приложении, работающем как на одном компьютере, так и в локальной сети школы. Сформированные данные школами экспортировались, затем передавались или отправлялись по электронной почте в муниципалитет и после проверки загружались специалистом муниципального органа управления образованием в центральную базу данных. На сайте формировался отчёт о ходе заполнения базы данных. Школы получили возможность в режиме онлайн после авторизации просматривать информацию и получать с использованием сайта списки своих учащихся с результатами ЕГЭ.

C 2003 г. в базу были добавлены данные о педагогах, содержании, условиях и результатах обучения выпускников. Был проведён комплексный анализ результатов ЕГЭ в сравнении с школьными оценками, анализ влияния различных факторов (квалификация педагога, численность учащихся в ОУ, используемые учебники и учебные программы) на результаты ЕГЭ в целом, а также на усвоение отдельных элементов содержания. Начиная с 2003 г. при загрузке предварительных электронных протоколов ЕГЭ, получаемых из Федерального центра тестирования, автоматически производился расчёт первичной статистики о результатах ЕГЭ по региону в целом, муниципальным органам управления образованием, административным образованиям и отдельным учреждениям. Доступ к закрытой части информации ограничивается следующим образом: регион имеет доступ ко всем данным, муниципальный орган управления образованием — к данным по муниципалитету в целом и по подведомственным учреждениям, образовательное учреждение только к своей информации.

В 2004 г. школам области была предоставлена возможность работать с системой через интернет, самостоятельно загружая информацию в центральную базу данных с использованием WEB-форм.

В 2005 г. был впервые проведён мониторинг поступления выпускников области в вузы и ссузы Российской Федерации с использованием федерального справочника вузов и ссузов. Проведен анализ результатов зачисления в вузы совместно с результатами выпускников. С 2005 по 2010 гг. в области функционировала единая система приема в вузы и ссузы, являвшаяся прообразом создаваемой в настоящее время в России ФИС ЕГЭ и приема (http://esp.pskovedu.ru).

В 2006 г. одновременно с эксплуатацией существующих систем создавалось новое решение, призванное обеспечить работу единой региональной автоматизированной системы управления образованием в части мониторинга и оценки качества образования. Если с 2003 по 2006 гг. в качестве СУБД использовалась Oracle 9i, с 2007 г. было принято решение максимально использовать свободное программное обеспечение при создании всех подсистем, используемых в информатизации системы образования области. База данных была переведена на Firebird. Сегодня для большинства задач используются сервера с СУБД PostgreSQL.

В 2007 г. начата эксплуатация автоматизированной системы «Открытая школа: мониторинг образования». Принципиальным отличием системы стало обеспечение широкого спектра возможностей по учёту и управлению данными, построению аналитической отчётности на всех уровнях системы образования, ведение в единой базе данных информации обо всех учащихся и педагогах. «Открытая школа» является сегодня единым решением, обеспечивающим процедуры оценки качества образования на региональном уровне (региональный квалиметрический мониторинг — РКМ, ЕГЭ, ГИА-9, Президентские состязания, олимпиады школьников и др.), процессы управления региональной системой образования, включая приёмку образовательных учреждений к новому учебному году, управление информатизацией, мониторинг и формирование заказа на учебники и учебные пособия, электронную. регистрацию работников образования на программы повышения квалификации и др. Важным фактором, позволяющим нам постоянно развивать «Открытую школу», быстро адаптируя ее под изменяющиеся внешние требования, является гибкость платформы, которая позволяет нам практически ежедневно добавлять новый функционал в прикладную систему силами аналитиков центра.

С 2011 г. в области активно используется региональная система управления проектами в сфере образования. В систему имеют доступ все образовательные учреждения региона для информационного взаимодействия с региональными структурами — центром оценки качества образования и центром информационных технологий. Кроме того, с помощью системы обеспечивается техническая поддержка образовательных учреждений по вопросам ИКТ, а также адресный обмен закрытой информацией, в частности — зашифрованными контрольно-измерительными материалами, используемыми при проведении государственной итоговой аттестации в 9 классах.

В 2013-14 учебном году планируется внедрение системы в качестве единой региональной системы информационного взаимодействия в сфере образования.

В чисто технологическом плане, мы постепенно переходим от web-приложений, работающих на отдельных серверах к использованию открытой облачной инфраструктуры на базе XCP (Xen Cloud Platform) и Open Stack. Это позволяет наиболее гибко распределять вычислительные мощности и справляться с возрастающей нагрузкой, поскольку все больше школ, благодаря увеличению скорости интернет, могут работать с региональными информационными системами в online-режиме.

CNews: Как вы считаете, влияет ли эта работа на улучшение качества образования? Как должно, с вашей точки зрения, строиться управление качеством с использованием ИКТ?

Алексей Драгунов: Стоит развести понятия «Управление качеством (менеджмент качества)» и «Управление качеством образования». Дело не только в том, что первое понятие существенно шире. Оно применимо к любому типу организационных структур и направлено на создание внутри них системы деятельности, целью которой является постоянная забота об удовлетворенности потребителя услуг, что, собственно, и понимается под качеством. «Управление качеством образования» воспринимают, как следующий шаг в создании системы оценки качества образования.

Оценку качества у нас традиционно воспринимают, в первую очередь, как внешнюю оценку по отношению к образовательной организации или иной образовательной системе, например - к муниципальной или региональной системе образования. В этом случае управление качеством образования – это рефлексия по итогам его оценки, поскольку внешняя оценка нацелена на последующее управленческое воздействие, призванное, например, повысить эффективность деятельности отдельных учреждений, улучшить материально-техническую базу, обеспечив недостающим оборудованием и т.д.

Надо помнить, что сам факт оценки и сравнения тех или иных показателей – сам по себе сильный фактор воздействия, т.к. принцип «развиваем то, что проверяем» работает безотказно. Таким образом, когда мы выстраиваем информационную систему, обеспечивающую информатизацию «вертикальных» процессов в системе образования, о которой я рассказывал, мы создаем условия для улучшения качества образования, поскольку обеспечиваем доступ управленцев к информации об условиях, содержании и результатах образования, необходимой для своевременного принятия решений, в том числе в рамках регламентации (лицензирования, аккредитации, надзора и контроля) в сфере образования; открытость информации об образовательных организациях и системах для общественных организаций и граждан; демонстрируем школам результаты внешней оценки их деятельности, стимулируя развитие по оцениваемым направлениям.

Государство – один из основных потребителей и заказчиков образовательных услуг, поэтому очевидно, что контроль и удовлетворенность с его стороны – один из факторов повышения качества образования. Эффективное использование ИКТ способствует увеличению этой удовлетворенности.

Теперь про управление качеством в системе образования.

Во - первых, можно рассматривать любой орган управления образованием, как организацию, оказывающую услуги, организующую процессы и выстраивающую систему менеджмента качества, в соответствии с международными стандартами серии ISO 9000. В этом случае основные потребители услуг – это граждане и подведомственные образовательные учреждения, руководители субъектов Российской Федерации, Минобрнауки. Информатизация внутренних процессов органа управления образования включает в себя оценку качества образования в отношении сети подведомственных учреждений, однако эти процессы значительно шире. Информатизация управленческих процессов – один из основных факторов повышения их качества, а также повышения качества образования в целом. Построение СМК в органе управления образованием – серьезная задача, которую следует сегодня рассматривать, с нашей точки зрения, как один из приоритетов.

Во – вторых, сегодня в ситуации, когда конкуренция за все более дефицитные ресурсы между образовательными организациями возрастает, все большее внимание они будут обращать на создание внутренней системы управления качеством не ради получения сертификата, а ради выживания. В этих условиях для школы важно наличие функционального сайта, соответствующего требованиям закона «Об образовании», на котором родители смогут свободно высказываться, наличие на сайте закрытой и совершенной системы информационного взаимодействия с родителями и учащимися и т.д. Центральное место в СМК школы занимает система оказания услуг в электронном виде и в первую очередь - система электронных журналов и дневников, поскольку она обеспечивает автоматизацию записей, документирующих учебно-воспитательный процесс, который является основным в образовательной организации.

Теперь буквально два слова о влиянии информатизации содержания образования на его качество. Уже то, что использование ИКТ делает образовательный процесс более интересным для ученика, ведет к повышению его качества. Однако, основным фактором является использование в школах информационно-образовательной среды, объединяющей информационные системы, телекоммуникационную инфраструктуру, электронные образовательные ресурсы и педагогические технологии. Организация на уроке совместной деятельности педагогов и учащихся с использованием ИКТ – одна из непростых задач, решаемых при введении новых ФГОС. Очевидно, что внедрение тех кардинальных изменений, которые происходят в сегодняшней школе, приведет к некоторому падению качества образования из – за неготовности части учителей сегодня работать по-новому. Важнейшая задача всей системы образования в том, чтобы уже завтра они смогли это делать. Роль систем информатизации и повышения квалификации в решении этой задачи трудно переоценить.

Из всего вышесказанного следует, что информатизация – один из ключевых факторов, комплексно влияющих на качество образования.

CNews: Расскажите о решениях, направленных на повышение квалификации сотрудников сферы образования по вопросам оказания услуг в сфере образования в электронном виде.

Алексей Драгунов: Выполнена разработка модульной учебной программы «Оказание в электронном виде государственных и муниципальных услуг в системе образования Псковской области». Программа нацелена на повышение квалификации различных категорий работников образования: руководителей ОУ, педагогов-предметников, педагогов, выполняющих функции классных руководителей, специалистов или педагогов, осуществляющих техническое и информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса в условиях развития современной информационной среды.

С использованием мультимедийных и видеоматериалов был разработан дистанционный курс «Оказание в электронном виде государственных и муниципальных услуг в системе образования Псковской области», а также методические рекомендации по организации распределенной очной части обучения, рассчитанной на 8 академических часов. В рамках обучения проведены два вебинара. В общей сложности обучение работе с информационной системой в конце года прошли 50 работников образования области.

Псковский областной институт повышения квалификации работников образования организовал деятельность педагогов по освоению создаваемых РЦИТ новых информационно-технологических решений по управлению образовательным процессом и участию учителей в планировании их развития. Институт активно использует в учебной практике созданные в регионе системы и сервисы, а также сервисы GoogleApps.

CNews: Каковы планы по дальнейшему переходу к оказанию услуг в электронной форме в сфере образования? Какие новые возможности будут обеспечены для граждан?

Алексей Драгунов: До конца 2014 г. все образовательные учреждения должны начать работать с системой «Государственные и муниципальные услуги в сфере образования Псковской области» в постоянном режиме. Развитие созданной системы необходимо для оказания услуг в электронном виде учреждениями профессионального образования, интеграции с внешними системами, обеспечения формирования аналитической информации в интересах управления системой образования на учрежденческом,  муниципальном и региональном уровне.

Развитие системы в 2013 г. позволит интегрировать ее со свободной системой Moodle, создать региональную информационную образовательную среду, позволяющую организовать совместную учебную и методическую деятельность базовых школ, филиалов и отдалённых сельских образовательных учреждений с использованием технологий электронного обучения и контента, создаваемого педагогами.

Будет обеспечено проведение каскадного повышения квалификации различных категорий работников образования по вопросам использования государственной информационной системы «Государственные (муниципальные) услуги в сфере образования Псковской области».

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS