Обзор подготовлен

версия для печати
Алексей Нащекин
Энвижн Груп

Алексей Нащекин:

Выбор единого ИТ-партнера обусловлен переходом банков от прецедентной информатизации к планируемой

На вопросы CNews ответил заместитель генерального директора по развитию «Энвижн Груп» Алексей Нащекин.

CNews: Известно, что банковский сектор является одним из лидеров по потреблению ИТ в России. Какую динамику спроса на ИТ вы наблюдаете в секторе сегодня – по сравнению с другими вертикальными рынками?

Алексей Нащекин: Большинству российских банков для сохранения позиций на рынке в условиях усиления конкуренции со стороны иностранных игроков и отечественных лидеров требуется значительная модернизация ИКТ-инфраструктуры. В этой связи в последнее время мы наблюдаем заметный спрос на централизованные информационные системы, интеграционные платформы для объединения ресурсов, специализированное банковское ПО. В зависимости от сферы деятельности банка востребованы те или иные системы автоматизации розничных услуг, корпоративные порталы, СЭД, CRM-решения, решения в сфере информационной безопасности. Отметим устойчивый интерес к решениям для ЦОД, созданию единой консолидирующей системы хранения данных, комплексным инженерным системам, ИС мониторинга и контроля информационных потоков.

Кроме того, банки заинтересованы в высокоскоростных и надежных сетях LAN, масштабируемых без изменения схем работы организации. Есть спрос на создание виртуальных локальных сетей VLAN в инфраструктуре банковской сети.

Востребованными становятся технологии управляемого беспроводного доступа. Также присутствует устойчивый спрос на IP-телефонию, которая помогает оптимизировать стоимость владения единой интегрированной коммуникационной инфраструктурой, повысить надежность коммуникаций, а также призвана стать основой для интеграции средств телекоммуникаций с бизнес-приложениями банка. Кроме этого, переход на цифровую связь позволяет максимально рационально использовать городские телефонные линии и экономить на междугородних переговорах. Другая заметенная тенденция - спрос на системы поддержки фронт-офиса: маркетинга, подразделений, отвечающих за работу с клиентами.

По сравнению с другими вертикалями, скажем, нефтегазовой отраслью или операторами связи, банки пока слабо интересуются системами управления OSS/BSS, которые позволяют отследить работоспособность и доступность всех сетевых ресурсов, вплоть до банкомата.

CNews: В последние годы аналитики говорят о том, что, отношение банковского сектора к ИТ-аутсорсингу продолжает оставаться достаточно осторожным. Насколько ваш опыт взаимодействия с представителями отрасли позволяет согласиться с подобным утверждением? Меняется ли эта ситуация со временем, на ваш взгляд?

Алексей Нащекин: Банки очень обдуманно выбирают поставщика решений, и это обусловлено текущими условиями функционирования, а также качественным смещением акцентов в характере информатизации отрасли. Обычной становится ситуация, при которой выбирается один системный интегратор, который пошагово решает задачи по созданию надлежащей ИТ-инфраструктуры или внедрению новой технологии для фронт-офиса. Важно отметить, что очень большое внимание уделяется сегодня именно качеству и своевременности оказания услуг.

Тенденция выбора одного поставщика обусловлена «банковским» переходом от прецедентной (назревшей или вынужденной) информатизации к планируемой, утвержденной руководством в стратегическом плане на 3-6 лет вперед. С одной стороны, это диктует многоразовые обращения к одному системному интегратору, «закрепившемуся» в банке, с другой – открывает двери для нового поставщика, обладающего знаниями в уникальных технологиях, которые необходимы банку.

Недоверие к аутсорсингу – это боязнь столкнуться с ошибкой, которую нельзя решить, и риск неэффективно потратить ресурсы, которых всегда не хватает. Однако по сравнению с рисками потерять конкурентоспособность или упустить выгоду, проблема доверия, возможно, уже не кажется ряду банков такой серьезной. Тем более что назревшие вопросы решаются четким регулированием и договорными отношениями.

CNews: Насколько актуальной для российских банков является тема использования сервисно-ориентированной архитектуры (SOA)? Какая доля финансовых организаций, по вашим наблюдениям, уже готова к подобным проектам либо начала их реализацию?

Алексей Нащекин: Идеи сервисно-ориентированной модели сегодня очень популярны, но эти решения пока не являются такими же насущными, как скажем, решения для создания ИТ-инфраструктуры. Принципы SOA, интегрированные в передовые продукты мировых производителей, полезны для применения в динамичной банковской сфере и позволяют клиенту добиться гибкого изменения и развития ИТ-подсистем и связей между ними, включая бизнес-процессы, функционирующие на основе этих подсистем. То есть в итоге, внедрение SOA позволит динамично развивающемуся банку повысить устойчивость бизнеса в долгосрочной перспективе.

Доля финансовых организаций, готовых к внедрению SOA, пока не высока, однако она, безусловно, будет увеличиваться: часть банков уже использует технологии ESB (Enterprise Services Bus) и BPEL (Business Process Execution Language) в своих решениях. На наш взгляд, в перспективе SOA станет ключевой стратегией интеграции.

CNews: Какую долю занимает банковский сектор в общем объеме бизнеса вашей компании? Как этот показатель изменился за последнюю пару лет?

Алексей Нащекин: Количество клиентов, с которыми мы работаем в банковской сфере, увеличилось практически вдвое. Среди наших заказчиков преобладают крупные и развивающиеся банки. Объем банковских клиентов в общем объеме бизнеса составляет примерно 16%, и абсолютно ясно уже сейчас, что этот показатель будет неуклонно расти, примерно на 15-20% в год.

CNews: Каков в настоящее время спектр решений, предлагаемых «Энвижн Груп» для этой категории заказчиков?

Алексей Нащекин: История взаимоотношений с клиентами, кредитные истории – это те активы, которыми обладают банки, и на которых они сегодня зарабатывают. Информация становится для банков одним из ключевых приоритетов. Поэтому ее хранение, сохранность, а также возможность доступа к информации из удаленных офисов определяют интерес банков к таким решениям как ЦОДы, системы резервного копирования и обеспечения непрерывной деятельности, построение корпоративных сетей, объединяющих удаленные офисы, и системы связи. В реализации этого портфеля решений компания «Энвижн Груп» традиционно сильна и конкурентоспособна.

CNews: Какие новые продукты и услуги вы планируете предложить финансовому сектору в ближайшей перспективе?

Алексей Нащекин: Развитие банковского сектора идет по пути чуткого реагирования на запросы клиентов и рынка, персонифицированного взаимодействия с клиентами. Деятельность в этих направлениях требует высокого уровня автоматизации работы подразделений банка. В связи с этим при реализации банковской ИТ-инфраструктуры ключевым является создание комплексных информационных систем, обеспечивающих полный цикл работы с клиентами.

Одним из решений, которое компания «Энвижн Груп» совместно с партнерами выводит на рынок финансовых организаций в настоящее время, является информационная система по управлению кредитными делами. Она будет интересна банкам, развивающим розничный сегмент кредитования и столкнувшимся с проблемой невозврата кредитов. Система позволяет систематизировать и индивидуализировать работу с клиентами по возврату просроченных долгов. Есть и другие решения, которые проходят сейчас тестовую эксплуатацию у ряда заказчиков.

CNews: Какие «ИТ-акценты» будут характеризовать развитие отечественного банковского сегмента в преддверии вступлении России в ВТО? Какие еще факторы окажут существенное влияние на информатизацию российских банков в ближайшие год-два, по вашим ожиданиям?

Алексей Нащекин: С вступлением России в ВТО на наш рынок придут международные финансовые организации. Это значительно ужесточит конкурентную борьбу. Многие российские банкиры уже сейчас делают ставку на повышение капитализации бизнеса, параметрами которой среди прочего являются уровень развития филиальной сети и информационная прозрачность. Это, в свою очередь, определит основные направления информатизации банков – построение надежной информационной инфраструктуры, связывающей филиалы и удаленные офисы, и формирование информационных систем, обеспечивающих акционеров и собственников необходимыми данными о деятельности банка.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS