версия для печати
Алексей Голосов

Алексей Голосов:

Для вендоров ПО облачная модель пока менее выгодна, чем модель продажи лицензий

На вопросы CNews ответил президент компании «Форс» Алексей Голосов.

CNews: Можно ли говорить о том, что к концу 2010 г. ИТ-рынок в целом стабилизировался?

Алексей Голосов: Безусловно, рынок восстанавливается, оживление налицо. Но говорить об очень быстром подъеме было бы преждевременно. Новых проектов по-прежнему не так много: бизнес неохотно идет на серьезное финансирование в области автоматизации. В госсекторе деньги есть, бюджеты на ИТ выделяются, хотя и не всегда в достаточном объеме.

CNews: Как изменилась конкурентная среда российского ИТ-рынка? Стала ли она за последний год жестче, по вашим ощущениям?

Алексей Голосов: Бизнес многих ИТ-компаний зависит от госзаказов и развития и поддержки информационных систем в коммерческом секторе. Причем, роль первых очень высока – на долю госсектора приходится свыше 40% рынка ИТ, и, похоже, что она будет только возрастать. Надо признать, что на сегодняшний день самым мощным катализатором деловой активности в ИТ-отрасли является именно госсектор. Но при этом конкуренция за госзаказы между ИТ-компаниями существенно усилилась, работать стало намного тяжелее.

Конечно, в условиях кризиса было бы удивительно, если бы конкурентная среда не стала более жесткой. Но в последние годы часто возникает нездоровая ситуация, при которой конкурсы, даже на поставку услуг, по сути, сводятся к аукционам, где практически единственным критерием выбора победителя является цена. Есть множество примеров, когда в тендерах побеждали компании, обещавшие реализовать проект «за три копейки», а потом так и не внедрившие ничего.

Понятно, что у высокопрофессиональных компаний цена услуг будет выше, чем у тех, кто делает проекты «на коленке». Если на ИТ-рынке будет продолжаться конкуренция только по ценовому признаку, то с него будут выдавливаться более профессиональные игроки. Следуя этой логике, можно предположить, что из страны начнут уезжать хорошие ИТ-специалисты. Пока это не так, потому что соотношение зарплат и налогов делает российских работодателей вполне конкурентоспособными. С экономической точки зрения, людям пока интересно работать здесь. Но если роль профессиональных навыков в конкурсах останется ничтожно малой, то описанная выше ситуация оттока высокопрофессиональных кадров может стать в России реальностью. Это сейчас одна из самых больших опасностей для российской ИТ-индустрии.

CNews: Доля ИТ-отрасли в российском ВВП по-прежнему исчисляется несколькими процентами в отличие от ситуации в западных странах. Что препятствует расширению этого сегмента российской экономики, на ваш взгляд?

Алексей Голосов: Основные проблемы – это недостаток высококвалифицированных специалистов определенной категории (в первую очередь, проектных менеджеров, архитекторов и системных аналитиков), а также отсутствие внешних инвестиций для развития российских ИТ-компаний. Кроме того, сдерживающим фактором является недостаточно конкурентный и ориентированный на экстенсивные способы развития рынок в большинстве отраслей.

Спрос, как правило, определяется заказчиками. В корпоративном секторе многие заказчики, похоже, не верят в то, что от используемых информационных технологий зависит эффективность их бизнеса, что ИТ могут существенно влиять на их конкурентоспособность. ИТ-бюджеты на многих коммерческих предприятиях формируются по остаточному принципу. Если люди не верят в ИТ, то как можно преодолеть эту проблему? Ведь как цены на высокотехнологичные продукты и услуги ни снижай – веры не прибавится.

Поэтому, на мой взгляд, нужно больше информировать общественность об успешных ИТ-проектах, о том, какие выгоды внедрение принесло заказчику, какие трудности удалось преодолеть. Такой «советский» подход - «просветительская работа, направленная в массы» - может дать значимый позитивный эффект. Разумеется, на рынке (по разным причинам) случаются и неудачные ИТ-проекты. Причем, не только у нас, но и на Западе. Неэффективный менеджмент и провалы проектов – это общемировое явление. Однако в отраслях с высокой конкуренцией доля успешных ИТ-проектов существенно выше. Там от ИТ напрямую зависит основной бизнес компаний. Например, сложно себе представить, чтобы в телекоме был внедрен, но так и не заработал биллинг.

CNews: Как вы оцениваете усилия государства в информатизации различных сфер общественной жизни? Насколько активно участвуете в подобных проектах?

Алексей Голосов: Государство действует достаточно активно. Сейчас запущен ряд проектов на федеральном уровне – по информатизации госучреждений, образования и медицины. "Форс" в партнерстве с другими системными интеграторами участвует в них. Главные направления информатизации в масштабе общества выбраны правильно, дальше очень многое будет зависеть от профессионализма участников ИТ-рынка и разумной конкурсной политики.

Сейчас мы активно занимаемся кампусными системами – проектами, связанными с разработкой и внедрением многофункциональных электронных чиповых карт для учащихся вузов. Интеллектуальная кампусная карта является ядром автоматизированной системы обеспечения жизнедеятельности учебного заведения, и по сути она одна заменяет собой множество документов – пропуск, читательский билет, банковскую карту на территории вуза, зачетную книжку и многое другое. Первый полнофункциональный кампусный проект мы реализовали в Финансовой Академии при Правительстве РФ. Сейчас ведем переговоры со многими другими вузами.

В целом, проект «Универсальная электронная карта» – это одно из стратегических направлений развития информатизации госсектора. "Форс" в нем тоже принимает участие в составе консорциума компаний, занимающихся разработкой таких проектов в регионах.  Думаю, в ближайшие годы в России будет реализовано много подобных проектов.  Хотя, конечно, предстоит решить проблему технологической интеграции систем, где используются разнородные источники данных.

Хорошие наработки в этой области уже есть. К примеру, можно упомянуть такие крупные проекты, как создание единой системы межведомственного электронного взаимодействия, разработку программных компонентов для электронного правительства, информационной системы «Одно окно». Кроме того, мы принимаем участие в разработке национальной программной платформы, внедряем ряд интеграционных и аналитических решений для ведомственных и федеральных лечебных учреждений.

CNews: Одна из наиболее обсуждаемых тем последнего года на ИТ-рынке - облачные технологии. Способны ли они оказать существенное влияние на модель потребления ИТ-услуг в России, на ваш взгляд?

Алексей Голосов: Прогноз о высоком уровне востребованности облачных услуг был сделан достаточно давно. Николас Карр говорил, что ИТ рано или поздно превратятся в услуги, подобные электричеству, водо – или газоснабжению. Помнится, это вызвало массу обид со стороны ИТ-вендоров, что не удивительно. Ведь они считали, что занимаются «высоким» искусством, а Карр низвел их деятельность до уровня водопроводчиков.

Мы верим, что в будущем применение облачных технологий в массовом масштабе изменит не только привычный бизнес-ландшафт, но и саму модель потребления ИТ-услуг в России. Уже сегодня нет нужды покупать целое бизнес-приложение. Достаточно зайти в облако, подключиться к сервису, воспользоваться им в необходимом объеме и впоследствии оплатить только время фактического пользования услугой. Заказчики смогут размещать свои бизнес-приложения на удаленных вычислительных мощностях, что существенно снизит издержки на эксплуатацию ИТ-инфраструктуры. Во многом это оказалось возможным благодаря появлению высокопроизводительных продуктов, таких как программно-аппаратные комплексы Oracle Exadata Database Machine и Exalogic.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Алексей Голосов

CNews: Насколько мы отстаем от других стран по уровню проникновения облачных технологий, чем это обусловлено?

Алексей Голосов: Думаю, что мы серьезно отстаем. Причин несколько – отсутствие необходимой инфраструктуры, доверия со стороны заказчиков, особенности менталитета, для некоторых отраслей - отсутствие соответствующей законодательной базы, проблемы  с обеспечением информационной безопасности. Никто не хочет прозрачности – в этом главная проблема. На Западе она не столь критична, поэтому облачные вычисления в той или иной форме используются давно. Однако сложности с обработкой персональных данных – это глобальная проблема, связанная с законодательством.  В Швейцарии, например, тоже существуют серьезные ограничения по обмену данными между медицинскими клиниками, даже если они входят в одну сеть. Поэтому внедрение облачных технологий происходит не так быстро не только в России, но и в мире. Проникновению облачных технологий в банковскую сферу также мешает множество законодательных препятствий. Мы знаем, как справиться с этой проблемой на технологическом уровне - с помощью определенных архитектурных решений, без нарушения требований законодательства и соблюдением полной конфиденциальности данных. Но внедрение такой технологии потребует решения ряда организационных задач и даже, если хотите, определенной политической воли.

Есть еще один сдерживающий фактор. Для вендоров ПО облачная модель пока менее выгодна, чем модель продажи лицензий.  Но когда конкуренты уйдут «в облака», у сомневающихся разработчиков уже не будет выбора. Тем более что работать с заказчиками в этом случае станет проще. Ведь при внедрении приобретенного софта со стороны заказчиков поступает огромное количество требований по кастомизации. У каждого пользователя есть свой взгляд на то, каким должно стать внедряемое бизнес-приложение. Интегратору приходится под всех подстраиваться, что усложняет и увеличивает сроки реализации проекта. А пользователей стандартного облачного продукта гораздо проще подстроить под имеющийся стандарт.

CNews: Каковы планы «Форс» в вопросах продвижения облачных технологий? Кто станет главным потребителем подобных услуг, по предварительным оценкам?

Алексей Голосов: Буквально на днях у нас открылся собственный демо-центр по Oracle Exadata Database Machine - ExaStack Studio. Его цель и назначение – ознакомить партнеров и потенциальных заказчиков с возможностями и преимуществами этого мощнейшего программно-вычислительного комплекса. Здесь они смогут «вживую» увидеть систему, получить консультацию по ее настройке, провести тестирование системы на своих данных, принять решение о целесообразности перехода на новую платформу и т.п.

То есть, с нашей стороны это некая «технологически-просветительская» деятельность. Партнеры могут «попробовать на вкус» технологии - с тем, чтобы в дальнейшем предлагать подобные услуги своим заказчикам.

CNews: Вы активно занимаетесь международной деятельностью, уже на протяжении нескольких лет входите в Oracle Partner Advisory Board. Насколько удается влиять на политику корпорации в отношении партнерской сети Oracle? Были ли приняты какие-то новые инициативы в последнее время?

Алексей Голосов: Влиять на политику Oracle в отношении партнерской сети практически невозможно: она определяется Ларри Элиссоном. Идея Партнерского наблюдательного совета (Partner Advisory Board - PAB) состояла в другом - обеспечить, чтобы корпорация слышала голос партнерского сообщества. И мы стремимся доносить информацию о тех или иных проблемах и предлагать пути их решения. Наблюдательный совет помогает собрать мнения представителей партнерского сообщества, а корпорация получает возможность использовать опыт партнеров для совершенствования программы развития партнерской сети. Такая форма взаимодействия способствовала тому, что определенные корректировки в программу партнерского сообщества все-таки вносились.

CNews: Какие события оказали наибольшее влияние на ваш бизнес в 2010 г.?

Алексей Голосов: Год был сложным, но интересным. Главным событием для нас стало слияние корпораций Oracle и Sun, что повлекло за собой перемену всего маркетингового фокуса деятельности «Форс». Если на протяжении предшествующих 20 лет наши усилия были сконцентрированы на работе с программными продуктами Oracle, а также на предоставлении сопутствующих ИТ-услуг, то сейчас произошли коренные перемены: мы готовы продвигать еще и аппаратное обеспечение. Это интегрированный, полностью готовый к эксплуатации вычислительный комплекс нового поколения Oracle Exadata Database Machine.

Другое важное событие - «Форс» получил высший статус партнерства уровня Platinum в новой партнерской программе Oracle PartnerNetwork Specialized (OPN Specialized).

CNews: Как бы вы охарактеризовали результаты деятельности компании в 2010 г.? В какой степени вы удовлетворены ими?

Алексей Голосов: Мы развиваемся быстрее рынка. Если официальная статистика говорит нам о том, что объем ИТ-рынка в России увеличился до 565,8 млрд. рублей (на 14% по сравнению с аналогичным показателем 2009 г.) то выручка «Форс» выросла на 20%, составив 2 818 467 тыс. руб. (без НДС). Из них на ИТ-услуги приходится 53,8%, а на дистрибуцию – 46,2%. Примечательно, что мы увеличили оборот, снизив (незначительно, на 10%) численность персонала.

Сейчас у нас трудится 300 человек. Но ситуация изменилась: нужно расширяться. Во-первых, появляются проекты, связанные с «железом». Это работа по созданию программно-аппаратных комплексов, консалтинг в этой области. Во-вторых, проектов становится все больше. Я вижу список наших перспективных проектов и уже сейчас понимаю, что имеющимися ресурсами нам с ними не справиться.

CNews: Каковы планы развития компании на ближайшие годы?

Алексей Голосов: Делать долгосрочные прогнозы довольно сложно. У нас есть разные сценарии ведения бизнеса на ближайшие 3-5 лет. В целом, нам бы хотелось стать серьезным игроком не только на российском ИТ-рынке. Сейчас многие отечественные ИТ-компании занимаются экспортом ПО, этот рынок - растущий. Уверен, что и наши услуги в этой области также будут востребованы. При этом очень важно определить потребности зарубежных рынков, где конкуренция  очень высока, выбрать продукты и услуги из нашего портфеля, которые могут быть востребованы, и довести их до соответствующего товарного вида. Безусловно, невозможно вкладываться в развитие новых направлений только за счет собственных средств. Поэтому, одна из приоритетных задач для выхода на международный рынок и укрепления там своих позиций – привлечение внешних инвестиций.

Вполне возможно, что лет через пять продажа программного обеспечения как услуги станет общепризнанной практикой. И к этому тоже надо подготовиться.

Со временем спрос на заказные разработки для госструктур будет неуклонно снижаться. Информатизация этого сектора двигается в сторону стандартизации. Так, государство уже сейчас стремится стандартизировать услуги электронного правительства. Между тем, до конца потребность в заказной разработке, конечно, не исчезнет, и мы видим себя серьезным нишевым игроком в этой области.

В будущее смотрим с оптимизмом - потребность в честных профессиональных компаниях и в нашей стране, и за рубежом всегда была, есть и будет.

CNews: Спасибо.


Стань другом

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS