Совместный проект
CNews.ru Деловой еженедельник "Компания"

Телеком 2001: восточные победы и западные поражения
  • Западный телекоммуникационный бизнес 
  • Телекоммуникационные технологии
  • Новое оборудование
  • Телекоммуникационный бизнес в России
  • Комментарии участников рынка
  • Подводя итоги работы в 2001 году участники мировой отрасли телекоммуникаций не могут похвастаться позитивными результатами. Вспоминая радужные предсказания 2000 года о "беспроводном будущем" и "виртуальном мире", тем из них, кто еще не получил уведомления об увольнении, остается лишь надеется, что 2002 год они переживут на рабочем месте. Немногочисленными телекоммуникационными рынками, завершившими год "в плюсе", стали Россия, Китай и страны тихоокеанского региона, компенсировавшие потери рынков Западной Европы и США.

    Западный телекоммуникационный бизнес в 2001 году

    На фоне выложенных в прошлом году на аукционах Европы огромных сумм за лицензии на сотовую связь 3-го поколения отрасль, несмотря на проблемы некоторых гигантов (Ericsson, Lucent), внушала бодрый оптимизм - ведь не зря же люди такие деньги платят. Но стоило бы добавить - ведь не свои же... Плохие новости потянулись из Америки.

    Вслед за Lucent в феврале 2001 в ряды телекоммуникационных компаний с неустойчивыми финансами встала канадская Nortel, заявив о прогнозируемом сокращении размера годовой прибыли и сокращении 10 тыс. человек (10% штата). Для компании год закончился более чем 20 миллиардным убытком и сокращением 49 тыс. человек, а также слухами о возможном приобретении Nortel компанией Cisco.

    Не "отстала" и пионер беспроводной связи американская Motorola, активно проводившая сокращения персонала своих подразделений и свернувшая убыточные производства полупроводников и сотовых телефонов. На третий квартал 2001 года компания заявила о достигнутых сокращениях 39 тыс. рабочих мест. Но и это не было последней мерой. В самый канун Рождества, компания объявила о планах увольнения еще 9,4 тыс. человек.

    Трудности американских компаний прежде всего объяснимы их сильной ориентацией на североамериканский рынок и отставанием в развитии технологий, получивших глобальное признание. Несмотря на золотые дни эпохи аналоговых сетей подвижной связи стандартов AMPS и TACS, когда единственным реальным конкурентом по поставкам инфраструктуры сетей был Ericsson, Motorola не смогла развить успех на рынке GSM из-за отсутствия мощной коммутационной платформы. Отсутствие потребительского дизайна в новых моделях телефонов вытолкнуло компанию на третье место в мире.

    Ушел с рынка сотовых телефонов и другой боец борьбы за дело телефонизации тинейджеров. В конце июня голландский концерн Philips заявил о продаже подразделения China Electronics Corporation, сократив 1300 рабочих мест.

    Общей тенденцией, связанной с трагическими событиями 11-го сентября, а также "глобальным спадом мировой экономики" - фразой, встречаемой в пресс-релизах всех компаний - стали мероприятия по сокращению издержек, обычно выражаемые повсеместным сокращением рабочих мест в отрасли. Нет ни одной фирмы, которая стала бы исключением. Кроме вышеупомянутых, о своих проблемах в 2001 году объявили Alcatel, NEC, Matsushita, Marconi.

    Инвестиции в отрасль перестали вызывать доверие и рядовой инвестор уже не может говорить о каком-нибудь долносрочном характере вложений, как мог сделать это лет пять назад. Характерен пример британской Marconi. Некогда жемчужина британской индустрии, после прихода в 1996 г. к руководству лорда Симпсона в качестве управляющего директора распродала нетелекоммуникационные подразделения, включая ценные активы оборонного сектора. Прикупив взамен ряд телекоммуникационных компаний и сменив название на Marconi компания в 1999 году вышла на биржу как представитель IT-индустрии. За короткое время акции выросли более чем в четыре раза (почти до 13 фунтов). Весной 2001 года, несмотря на сокращение 3000 рабочих мест, Симпсон заявил о планируемом росте прибыли в 2002 году. Скандал разразился в июле - компания заявила о значительном сокращении прибыли, долгах на сумму 3 млрд. фунтов стерлингов, а стоимость акции за неделю упала в три раза до рекордных 74 пенсов, продолжая движение вниз. Лорд Симпсон под давлением акционеров был отстранен (став, однако, председателем совета директоров) а компания заявила о сокращении еще 4 тыс. человек.

    Помимо лорда Симпсона в телекоммуникационной отрасли Великобритании нашлись и другие горе-управляющие. Например, Питер Бонфилд, глава British Telecom, вынужденный уйти в отставку, но получивший достойный компенсационный пакет в несколько миллионов долларов. Для понесших убытки инвесторов и увольняемых сотрудников подобные меры "отстранения" некомпетентного руководства вызывали массу эмоций. Но не более - законных оснований не выплачивать компенсацию не нашлось.

    На фоне всеобщего пессимизма последним оплотом надежды остается финская компания Nokia. Несмотря на снижение объема продаж признанный лидер рынка сотовых телефонов остается прибыльным, а сокращения штата в компании минимальны.

    В итоге, по данным Dataquest, оборот рынка телекоммуникационного оборудования и инфраструктуры снизился в 2001 году на 4%, опустившись с прошлогодней отметки в $381 млрд. до $364,7 млрд. По мнению агентства, этот факт обусловлен тем, что в 2000 году операторы связи проводили "слишком агрессивную политику создания инфраструктуры". Взрывоподобный рост во многих секторах рынка телекоммуникаций в течение 2000 года был, по экспертов компании, необоснованным, и рынок уже не вернется в те же условия.

    Между тем, несмотря на серьезные потери в некоторых секторах рынка, влияние спада на совокупный доход глобального рынка телекоммуникаций, по мнению специалистов Dataquest, будет минимальным, поскольку рынок услуг связи наименее восприимчив к экономической нестабильности. Оптимистические прогнозы - фирменный стиль американских аналитиков.

    Телекоммуникационные технологии в 2001 году

    Между тем не стоит во всем винить "мировую экономику". И поставщиков, и операторов сгубила гонка за показателями. Несколько ранее не выдержал внутреннего давления "мыльный пузырь интернета", раздутый в результате истерии на американском фондовом рынке. Разработка новых технологий значительно опережало потребности рынка. Реклама товара и оптимистичные прогнозы аналитиков (достачно вспомнить предсказываемые числа абонентов подвижной спутниковой связи) настойчиво жужжали в ушах потенциальных заказчиков. Но самого продукта, как, впрочем, и спроса на него по-прежнему не было.

    "Беспроводное будущее" не стало массовым настоящим

    История развития передачи данных в сетях GSM говорит сама за себя. Изначально стандарт был рассчитан на максимальную скорость передачи данных 9,6 кбит/с по коммутируемым каналам. Развитие интернета показало отставание сотовой связи в этой части. Желание увеличить скорость привело к появлению технологии HSCSD - объединению низкоскоростных каналов сотовой связи в один поток. Этот вариант оказался ресурсно-затратным для операторов и лишь немногие проявили к нему реальный интерес. Желание сократить время загрузки по существующим каналам привело к появлению WAP. О последнем было сказано много слов, но сам протокол долго нельзя было попробовать в действии - не было телефонов. Когда же они появились, тему сразу посчитали закрытой - физику не обманешь, дальше 9,6 кбит/с не прыгнешь. Борьба же за "мобильный интернет" приняла позиционный характер.

    Следующим тараном, обещающим взломать ворота крепости "беспроводного будущего", должен был стать GPRS. Примерно два года назад активно звучали утверждения о "теоретически достижимой" скорости в 384 кбит/с. Затем эта цифра упала до 114 с небольшим. В начале 2001 года порог опустился до "примерно 64-х", а теперь про скорость вообще предпочитают помалкивать - в самых идеальных условиях, в поддерживающих GPRS телефонах, она не превышает 35 кбит/с. Отсутствие на рынке телефонов и нужных приложений, высокие тарифы - все это говорит что 2001 год так и не стал "годом мобильного интернета".

    Однако технологическая гонка не стоит на месте, хотя слова сильно отличаются от реальных дел. Обещанный в этом году запуск сетей подвижной связи 3-го поколения можно признать несостоявшимся. Два лидера гонки NTT DoCoMo в Японии и Manx Telecom на острове Мэн, в Великобритании, планировашие запуск в эксплуатацию в первой половине этого года, отложили старт на шесть месяцев. Но даже два месяца эксплуатации FOMA ("Freedom of Multimedia Access" - торговая марка сети 3G оператора DoCoMo) не продемонстрировала впечатляющих результатов, кроме возможности получать короткие видеосообщения на телефон и спекулятивных слухов о постоянных неполадках.

    Все это вносит уныние в некогда стройные ряды европейских строителей "беспроводного будущего". Ряд компаний (TDC Switzerland, Mobilkom Austria) уже заявили о переносе срока предоставления услуг на 2003 г., ряд других (Xfera, 3G) начали активно сокращать штаты, готовясь к худшему. Показательным примером пессимизма этого года стал отказ французской Bouygues Telecom, третьего по величине оператора GSM в стране, вообще подавать заявку на лицензию сотовой связи 3-го поколения. Компания посчитала первичную цену слишком высокой. Случай повторился и в Чехии, где в ходе конкурса по продаже лицензий ни один из покупателей не согласился заплатить цену, запрошенную государством (около $190 млн.). В чем же проблема?

    Операторы огульно винят поставщиков в отсутствии инфраструктуры и абонентского оборудования, поддерживающих мультимедийные функции. Поставщики просят чуть-чуть подождать и продолжают повторяться, подкидывая маркетинговые исследования о растущем потенциальном спросе на мультимедийные услуги и периодически ссылаясь на Японию, где успех технологии i-mode стал "флагом над полками рыцарей мобильного интернета". Между тем, вряд ли японский опыт может быть в чистом виде перенесен на другую почву. Откидывая характерную для азиатского мира любовь к ярко-пестрым миниатюрам, вроде Hello Kitty, и низкий уровень проникновения интернета среди домашних пользователей, технические моменты тоже никем не принимались в учет.

    Кроме упомянутых, в 2001 г. конкурсы лицензий на предоставление услуг мобильной связи третьего поколения прошли во многих странах Европы и Азии. Напомним, что первые подобные преценденты, имевшие место в 2000 г. в Великобритании и Германии, принесли правительствам этих стран десятки миллиарды долларов. В 2001 г. регулирующие органы и участники рынка продемонстрировали более реалистичный и взвешенный подход в определении стоимости лицензий и правил проведения конкурсов. В Греции, оператор CosmOTE заплатил за лицензию цену всего $145 млн. В некоторых странах вместо чисто денежных аукционов отбор претендентов осуществлялся на основе принципов "конкурса красоты", т.е. по сравнению бизнес-планов и предыдущего опыта работы претендентов на лицензии. Во Франции, например, условия проведения конкурса были предметом долгих споров между правительством и основными претендентами, пока, наконец, не был выбран способ на основе балльной системы и с уплатой стоимости лицензий в течение всего срока их действия. Очевидно, что инвестиционный бум, а вместе с ним и резкий технологический скачок в сфере телекоммуникационных технологий завершился.

    Осенью 2001 года влиятельный британский еженедельник Economist опубликовал исследование, посвященное проблемам мобильного интернета. Одной из ключевых тенденций стало стремление самих операторов заставить поставщиков внедрять нужную функцию в оборудование, а не наоборот. Несмотря на наличие трех сетей одного стандарта в Японии, все они несовместимы между собой, когда дело касается i-mode. Другим важным моментом развития рынка стала бизнес-модель, позволяющая контент-провайдерам взымать плату за услуги с абонентов.

    Проводная связь: планы западных компаний не реализованы

    На рынке фиксированной связи оптимизма также не наблюдалось. Наличие большого числа малых и средних операторов, появившихся в конце 90-х годов, привело к 2001 году к резкому падению цен на различные услуги связи, вытолкнув тем самым ряд проектов на уровень ниже рентабельности. Это также усилило давление на рынках поставщиков, вынужденных снижать цены чтобы поддерживать необходимый уровень продаж. Однако выжили немногие... В конце июня канадский оператор 360 networks, один из амбициозных проектов конца 90-х годов по созданию глобальной оптоволоконной сети, подал заявление о банкротстве. Компания имела 2,5 млрд. долларов в долгосрочных долговых обязательствах. Месяцом раньше обанкротился австралийский One.Tel - его основные акционеры, медиа-магнаты Руперт Мердок и Керри Паркер, заявили что были введены в заблуждение о реальном состоянии финансовых дел в компании.

    Конец 2001 года радостей так же не принес - Qwest Communications, четвертый по величине оператор телефонной связи в США, заявил о дальнейшем снижении прибылей и увольнении 7 тыс. человек в будущем году. До этого компания ликвидировала 4 тыс. рабочих мест. Одновременно или ранее схожие результаты объявили ближайшие конкуренты - Worldcom и BellSouth. Под вопросом выживание IP-провайдера Global Crossing, построившего самую большую в мире оптоволоконную сеть, и широкополосного оператора Level 3. Главная причина - резкое падение оптовых продаж различных услуг связи.

    В обозначенных условиях, компании вынуждены более активно искать пути сокращения издержек. Так, в 2001 году большое внимание было уделено развитию технологии доступа в интернет на последней миле, т.е. на отрезке сети, соединяющем конечного пользователя с интернет-провайдером. Технологей года в этом направлении можно признать планы использования существующей инфраструктуры коммунальных служб (газовые и канализационные трубы) для прокладки внутри них оптоволоконных кабелей, что позволит отказаться от дорогостоящих землеройных работ. Использование линий электроснабжения для передачи интернет-трафика также было в центре внимания. Данные разработки вышли в настоящий момент на стадию полевых испытаний в Германии и Швейцарии. Неплохие перспективы, по мнению маркетологов, эта технология имеет и в США. Заокеанским связистам самое время заняться оптимизацией своего бизнеса.

    Телекоммуникационный бизнес в России в 2001 году

    Между тем, по данным Gartner Dataquest, несмотря на текущий экономический спад на западных рынках, оборот мировой отрасли телекоммуникаций достиг в 2001 году $1,4 трлн., а это на 8% больше показателя 2000 года. Откуда взялся прирост? Причиной тому развитие рынков в азиатско-тихоокеанском регионе и России. Именно они компенсировали спад в Америке и Западной Европе, для которых текущий год стал самым трудным за всю историю.

    Вопреки пессимистической ситуации на Западе, две страны в мире стали исключением - Россия и Китай продолжили динамичное развитие в области телекоммуникаций. Китай вышел на первое место в мире по числу абонентов сотовой связи (хотя уровень проникновения по-прежнему остается низким) - к концу ноября 2001 года был преодолен 140-миллионный барьер. А Россия продолжила движение навстречу техническому прогрессу.

    Несмотря на сногсшибательные темпы роста в провинции - 100% и больше - главными рынками остаются Москва и Санкт-Петербург. В передовых - интернет и сотовая связь. Так, по словам генерального директора "МТУ-Интел" Николая Репина, уровень проникновения интернета в Москве составил 12%, что в два раза выше показателя 2000 года.

    Активно развивались новые технологии - широкополосный доступ DSL, HPNA. Огромный скачок совершила IP-телефония. Интернет по-прежнему остается главным сектором динамичного роста и появления инновационных технологий в России. В 2001 году компании "Раском" и "Метроком" запустили первую внутри страны высокоскоростную IP-магистраль на основе технологии оптического уплотнения DWDM.

    Но, пожалуй, главные события происходили все же на рынке сотовой связи. Число абонентов в Москве достигло почти 4 млн., а в целом по России - почти 6,5 млн. Рынок бурно развивался, несмотря на отсутствие каких-либо серьезных технологических инноваций. Запущенный "Вымпелкомом" пакет услуг на основе SIM Toolkit; услуга интеграции связи подвижной и фиксированной сетей, созданная совместно с дружественным (через группу "Альфа") "Совинтелом"; предложенная питерским "Северо-Западным GSM" услуга передачи данных на основе HSCSD, к сожалению, прошли абсолютно незамеченными.

    Услуга GPRS ни у одного из операторов так и не вышла из режима "опытно-коммерческой" эксплуатации. Основная масса абонентов - старых и потенциальных - по-прежнему активно интересовались лишь зоной охвата, качеством работы сети (чего только стоили "МТС" активно муссируемые слухи об "отказах" - темпы продаж в конце года значительно упали), а, главное, возможностью сэкономить хотя бы 5 долларов в месяц. Важным событием года стал запуск в Петербурге сети "МТС", созданной на основе купленной компании "Телеком XXI век".

    Затраты в течение года и потребность в расширении региональных сетей привели <МТС> к необходимости новых займов на фондовом рынке. В самом конце декабря компания объявила о выпуске процентных еврооблигаций. Это уже второй выход МТС на международный фондовый рынок. Ранее компания выпустила американские депозитарные расписки. Общий объем выпуска, осуществленного через Mobile TeleSystems Finance S.A. - дочернюю фирму московского оператора связи, составил 250 млн. $, а размер процентной ставки - 10,95% годовых. Эти облигации будут обращаться на Люксембургской фондовой бирже в течение трех лет. МТС обязалась погасить эти ценные бумаги в конце декабря 2004 года.

    Прошедший год стал временем бурного развития сетей сотовой связи передового стандарта CDMA (Code Division Multiple Access). Вопреки действиям властей, выбравших в качестве основного ориентира развития телекоммуникационных систем России преобладающий в Европе стандарт GSM, абонентская база сетей CDMA в 2001 году увеличилась более чем в 2,5 раза с аналогичным периодом 2000 года. На 31 декабря 2001 года количество абонентов сетей CDMA (IS-95) превысило 204 тыс. В 2001 году доля сетей CDMA (IS-95) на рынке сотовой связи России по количеству абонентов составила 2,6%. На основе технологии сотовой связи CDMA построены 16 сетей связи в 18 субъектах федерации России. Среди них сети "Сонет" (Москва), "FORA Communication" (Санкт-Петербург), "Метро Тел" (Казань), компаний связи в Ростове-на-Дону, Воронеже, Саратове, Самаре, Челябинске, Хабаровске и других городах.

    Событием 2001 года в Москве можно признать состоявшийся после долгого ожидания, выход на арену в рамках объединения региональных операторов "Мегафон" известной компании "Соник Дуо", сначала, неожиданно для всех, получившей лицензию в 2000 году, а затем попытавшейся при участии госструктур поучаствовать в частотном переделе рынка.

    Среди важных событий 2001 года также следует отметить подписание соглашения между оператором "Московская сотовая связь" и Lucent Technologies о поставках оборудования для сети мобильной связи стандарта IMT-MC 450. Объединение усилий по созданию беспроводной сети связи следующего поколения в частотном диапазоне 450 МГц с использованием решения Lucent Technologies IMT-MC 450 поможет "МСС" осуществить переход от аналогового стандарта к современному цифровому. После успешного завершения испытаний и получения разрешительных документов со стороны регулирующих организаций предусматривается строительство полномасштабной цифровой сети IMT-MС в Москве и Московской области. Предполагается, что в создание сети будут вложены собственные средства "МСС" и инвестиции общим объемом около $100 млн. Емкость новой цифровой сети планируется в 6-7 раз выше емкости ныне действующей аналоговой сети "МСС".

    В 2001 г. первенство на стремительно растущем российском рынке мобильных телефонов захватила Siemens, вытеснив мирового лидера - компанию Nokia.

    Объем продаж мобильных телефонов в России в 2001 г. по оценкам IDC составил около 560 млн. долл. Девять из десяти проданных аппаратов соответствуют стандарту GSM.

    Самой популярной в Росси моделью мобильного телефона был Siemens C35, потеснившая Nokia 3310. За пределами освоенного Siemens рынка Германии, Россия становится для этой компании еще одним из важнейших рынков. В Москве даже сформировалась значительная группа почитателей продукции Siemens.

    "Мобильные телефоны все еще дороги для многих россиян, -- считает Саймон Бейкер, ведущий аналитик IDC Russia и автор данного отчета. - И в то же время они служат символом определенного положения. Хотя верхняя ценовая планка на рынке мобильных телефонов в России очень высока и, мы ожидаем, что объемы продаж дорогих моделей сохранятся на высоком уровне, даже не смотря на снижение абонентской платы и рост доступности мобильных телефонов для большей части населения".

    В 2001 г. объем продаж телефонов стандарта GSM удвоился. Хотя в краткосрочном прогнозе IDC указывается на снижение темпов в 2002 г., в последующий период, вплоть до 2006 г., ожидается ускоренный рост. Он будет обеспечиваться созданием и развитием новых сетей стандарта GSM за пределами столицы России.

    Введение новых услуг в сфере телекоммуникаций находит отклик у россиян. Доля расходов потребителей на услуги связи за 2001 год в России выросла на 2,7%, при том, что в 1999 году данный показатель увеличился на 1,9%. Это произошло не только и не столько за счет увеличения тарифов на связь, сколько за счет роста объемов потребления услуг связи. По словам заместителя министра по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ Анатолия Голомолзина, о том, что россияне стали больше пользоваться телефоном, свидетельствует тот факт, что за период с 1998 по 2001 гг. номерная емкость выросла на 4-5%, а объем потребления услуг связи населением удвоился.

    С 1999 г. министерство изменило подход к вопросам тарифной политики. Если в 1996 г. тарифы покрывали лишь 46% себестоимости услуг местной связи, а в 1999 г. были ниже себестоимости, то в настоящее время примерно половина операторов предоставляет свои услуги по цене выше себестоимости, и в среднем тарифы находятся на уровне 99-100% от себестоимости.

    О развитии услуг мультисервисных сетей читайте в материале еженедельника "Компания":

    Телефон & телевизор

    Сейчас коммерческие организации платят за услуги междугородней связи на 20% больше, чем население, а бюджетные организации - на 50% меньше, чем коммерческие. По словам замминистра, в перспективе тарифы на международную связь для коммерческих и бюджетных предприятий должны сравняться. В 2002 году в вопросах тарифной политики МАП РФ планирует исходить из сочетания экономически обоснованных затрат и рентабельности.

    Консолидация

    "Большие по пять" - именно эта фраза из известного в 80-е годы юмористического монолога наглядно характиризует процессы укрупнения в отрасли связи России в 2001 году. Холдинг "Система-Телеком" предпринял дальнейшие шаги для консолидации активов трех операторов телефонной связи Москвы - "Комстар", "Телмос" и "МТУ-Информ". 18 сентября крупнейший интернет-провайдер Москвы, компания "МТУ-Интел" и телекоммуникационный оператор "ПТТ-Телепорт Москва", входящие в группу компаний "Система Телеком", объявили об объединении интернет-бизнеса. "МТУ-Интел" приобрела 100% акций "ПТТ-Телепорт Москва": 51% акций получено от ОАО "МГТС", 49% акций - от АФК "Система". Знаменательным стал и выход на Нью-Йоркскую фондовую биржу самого ценного актива - "МТС". В результате были получены инвестиции в размере 353,5 млн. долларов. Хорошие показатели по числу абонентов и прибыли в течение года позволили "МТС" окончательно утвердиться на рынке Москвы в роли лидирующего оператора. Кроме того, в 2001 году холдинг объявил о продаже сотовой сети "Сонет", работающей в стандарте CDMA как "непрофильной и бесперспективной". Следующим ожидаемым шагом может стать продажа "MCC".

    Событием года можно признать соглашение о сотрудничестве между "Вымпелкомом" и группой "Альфа", предусматривающее инвестиции в региональные проекты. "Альфа" получила под свой контроль 25%+1 акцию "Вымпелкома" и взамен обязалась инвестировать 330 млн. долларов в региональные проекты под эгидой компании "Вымпелком-Р". В этом же году группа получила контроль над активами "Голден Телеком", включая выкуп доли "Ростелекома" в международном операторе "Совинтел". Проведенные амортизационные отчисления и отмена кредитной оплаты счетов позволила "Вымпелкому" выйти на положительные показатели по прибыльности.

    Неспешно продолжил консолидацию активов и холдинг "Связьинвест", окончательно утвердивший план объединения региональных "Электросвязей" в восемь крупных операторов. В ряде регионов акционерами региональных отделений план был одобрен, хотя не все активы смогут быть консолидированы - в ряде из них "Связьинвест" не имеет достаточного числа голосов.

    Дополнительные подробности процесса консолидации в отрасли в материалах еженедельника "Компания":

    За пучок дороже
    Трое в лодки, не считая "Альфы"

    Важным результатом 2001 года стало окончательное формирование на рынке сотовой связи трех основных игроков, имеющих амбициозные планы по созданию национальной сети сотовой связи - "Вымпелком", "МТС" и "Телекоминвест". Получив лицензии в других странах ("МТС" - в Белоруссии, а "Телекоминвест" - пока в Таджикистане, несмотря о слухах о получении лицензии на Кубе), получили формальное право считаться международными.

    Региональная экспансия

    Однако до сих пор, вряд ли хотя бы одного из гигантов сотовой связи России с полным правом можно назвать "национальным" - ни один из них не имеет лицензии на всю территорию страны. Несмотря на включения в свой проект оператора "Соник Дуо" "Телекоминвест" не имеет лицензии на Центрально-Черноземный регион. У "Вымпелкома" отсутствуют лицензии на Северо-Западный и Дальневосточный, а у "МТС" - на всю территорию Северо-Кавказского, Дальневосточного и Поволжского региононов. Однако объявленная в конце 2001 года покупка "МТС" уже дает реальные шансы проникновения на весь юг России.

    Реальные успехи развертывания, несмотря на громкие заявления и публичные акции, оставляют желать лучшего. "Телекоминвест", имея солидное присутствие в Северо-Западном регионе через дочернюю компанию "Северо-Западный GSM", пока построил лишь сеть в "хлебных" местах Северо-Кавказского региона - Ростове-на-Дону и Краснодарском крае, а в Поволжском - в городах Саратов и Самара. "МТС" имеет солидное присутствие в Центральном регионе, и фрагментное присутствие в Сибири и на Урале. Больше всех отстал "Вымпелком". Введя в строй сеть в Воронеже еще весной 2000 года, только во второй половине 2001 года компания стала объявлять о включении фрагментов сети в ближайших к Москве и Воронежу областях.

    Между тем, ничего удивительного здесь нет. Несмотря на щедро обещаемый потенциал роста, региональные рынки разительно отличаются от Москвы и Петербурга. Покупательная способность населения низка, существующая абонентская база распределена между местными действующими операторами и вести разговор о бурном росте вряд ли придется. Результат "МТС" в Нижнем Новгороде - чуть более 10 тыс. абонентов за почти два месяца работы в городе с почти полуторамиллионным населением, говорит сам за себя.

    По мнению старшего аналитика управления рынков и акций "Альфа-банка" Андрея Богданова, в ближайшие четыре года "МТС", "Вымпелкому" и "Мегафону" потребуется как минимум по 600 млн. долл. для экспансии в регионы. Учитывая масштабы России и сопоставляя их с Китаем или США и затратами на развертывание сетей GSM там, можно смело говорить и об одном миллиарде. Денег таких пока нет, что подтверждают и суммы контрактов заключаемых операторами с поставщиками на поставку оборудования в этом году. Таким образом в ближайшие год-два развертывание национальных сетей будет лишь в крупных городах с последующим поэтапным наращиванием полноценного покрытия. Возможна парадоксальная ситуация - лет через пять в России возникнут национальные сети GSM с покрытием 80-90% населения, но мир уже вовсю начнет использовать 3G, что повторяет судьбу NMT в нашей стране. А пока региональные планы скорее следует воспринимать как перспективные инвестиционные проекты будущего, в краткосрочной перспективе позволяющие лишь улучшить привлекательность сети на рынках "двух столиц" за счет большой зоны покрытия.

    Ожидания 2002

    Удар по телекоммуникационной отрасли в этом году был разящий, но не убийственный. Несмотря на убытки флагманов, до банкротства дошли лишь мелкие компании. Именно 2002 год должен показать, насколько смогли представители отрасли приспособиться к новым условиям и, вместо гонки по "горкам" финансовых спекуляций, снова начать "тянуть лямку" реального развития. Основная надежда - старт решений 3-го поколения и значительный рост рынка услуг передачи данных в сетях сотовой связи. Возможность бизнес-модели интернета генерировать устойчивые финансовые потоки поможет дальнейшему развитию телекоммуникационной отрасли.

    В России же среди операторов сотовой связи обострится конкурентная борьба на ключевых рынках страны. Основные маркетинговые инструменты практически исчерпаны и следует ожидать продолжения ценовых войн, а также внутренних мер по снижению издержек. Продолжится поглощение мелких региональных компаний крупными операторами. Однако единственной глобальной мерой способной радикально повысить число абонентов сотовой связи станет отмена платы за входящий звонок.

    О развитии телекоммуникационного рынка России и о его перспективах косвенно можно судить по динамике цен на акции отечественных компаний здесь линк на главу основные тенденции с якорем на раздел "акции")
    На фоне введения повременной оплаты местной телефонной связи на всей территории страны такая возможность становится более чем реальной. Этот же фактор с одной стороны должен повысить скорость технического переоснащения сети местной связи, но в условиях отсутствия реальной конкуренции в потребительском секторе, а также "социальный фактор" при предоставлении данной услуги, все равно не приведут к достижению уровня телефонизации развитых стран в ближайшей перспективе. Опасения, что "повременка" станет сдерживающим фактором развития интернета беспочвенны при развитии экономики и росте благосостояния ее граждан. А это, в свою очередь, зависит от множества других слабо прогнозируемых в текущих условиях факторов.

    Антон Горбунов

    Комментарии участников рынка

    Николай Репин: "У России не будет особого пути развития интернет-рынка"

    Покупка компанией "МТУ-Интел" телекоммуникационного оператора "ПТТ-Телепорт Москва" является одним из важнейших событий на рынке интернет-провайдинга. Об итогах года в объединенной компании корреспонденту CNews.ru рассказал генеральный директор "МТУ-Интел" Николай Репин.

    Корр.: Как вы оцениваете развитие российского рынка интернет-провайдинга в 2001 году в России и в целом в мире? Каковы основные тенденции и ключевые события, на ваш взгляд, за прошедший год?

    Николай Репин: По нашим оценкам, сегодняшний уровень проникновения интернета в России соответствует примерно уровню интернет-рынка США 1996-1997 годов. Однако, это вовсе не означает, что нам потребуется 5 лет, чтобы выйти хотя бы на современный уровень - за последние три года рынок интернета в России ежегодно удваивался. Если темпы роста сохранятся, то уже через 3 года мы выйдем на уровень развитых стран.

    О каком-то особом пути России говорить не приходится, и мы, так или иначе будем повторять в своем развитии этапы, которые прошли ведущие страны.

    На первом этапе шло активное создание инфраструктуры, затем усилия переместились на маркетинг и продажи услуг. Третий этап, в который сейчас вошли ведущие отечественные провайдеры, связан с радикальным расширением спектра предоставляемых услуг.

    Интернет в каждый дом", суть которой заключается в организации коллективных подключений абонентов жилого сектора к интернету.

    Корр.: Говоря о технологиях. Еще в 2000 году, например, к технологии IP-телефонии в России относились как к чему-то далекому и даже поставщики оборудования для этой услуги с трудом могли назвать несколько внедрений сетей IP-телефонии на отечественных предприятиях. Произошел ли скачок в развитии этой технологии в России в 2001 году и каковы перспективы этого рынка?

    Ответы Николая Репина на этот и другие вопросы CNews.ru здесь


    Дополнительная информация об услугах, предоставляемых компанией "МТУ-Интел":

    Артур Айнетдинов: "Россия продолжает оставаться "оазисом благополучия"

    В интервью CNews.ru генеральный директор "САТЕЛ" Артур Айнетдинов рассказывает об изменении стратегии компании, предусматривающей выход на рынок операторских решений, о планах организации сборки в России современного телекоммуникационного оборудования.

    Корр.: Компания САТЕЛ давно известна телекоммуникационному рынку как поставщик решений для ведомственных и корпоративных сетей связи. Но в 2001 году вы объявили о выходе на рынок операторских решений. С чем это связано?

    Артур Айнетдинов: Да, действительно, мы уже давно работаем на телекоммуникационном рынке и по праву можем считать себя одним из ведущих партнеров компании Ericsson по оборудованию для корпоративных сетей связи. Но решение о выходе на рынок операторских решений было вполне закономерным. В первую очередь это связано с тенденциями рынка. Дело в том, что, несмотря на глобальный кризис, поразивший телекоммуникационную отрасль в 2001 году, Россия продолжает оставаться своего рода "оазисом благополучия". Как известно, телекоммуникации - одна из самых быстро развивающихся отраслей. Появляются новые технологии, новые стандарты. И в условиях жесткой конкуренции поставщики оборудования просто обязаны учитывать растущие потребности своих заказчиков, даже скорее предвосхищать их. К тому же наша компания придерживается принципа комплексного подхода к работе с заказчиком и строит свои взаимоотношения с клиентами на принципах долгосрочного сотрудничества. Среди наших заказчиков много компаний-операторов, которые растут и развиваются, и мы стараемся развиваться вместе с ними, предлагая им решения, удовлетворяющие потребностям их бизнеса. С этим, в первую очередь и было связано решение о выходе на рынок операторских решений.

    Корр.: Как известно, российский рынок имеет свою специфику, и западные производители или компании, предлагающие оборудование для сетей общего пользования западного производства, сталкиваются с рядом трудностей.

    А.А.: В первую очередь хотелось бы отметить наличие в российских телефонных сетях общего пользования большого количества устаревшего телефонного оборудования, как, например, декадно-шаговые станции, координатные станции, квазиэлектронные и так далее, которые просто физически не могут работать с современными типами телефонных сигнализаций, и работают только по специфическим российским. Поэтому любое оборудование, претендующее на широкое распространение на сетях связи России, кроме современных протоколов типа ОКС № 7, ISDN обязательно должно уметь работать и с устаревшими типами российских сигнализаций. Но адаптировать оборудование к нашим реальным условиям эксплуатации, как это не печально, задача не из легких. И, зачастую, многие производители, сталкиваясь с этой проблемой, отказываются от идеи предложения своих продуктов на российском рынке.

    Полный текст интервью


    Внедрение телекоммуникационного оборудования производства компании ERICSSON на примере развития телефонной сети ООО "НИИР-РадиоНет"

    Новое открытие старого чуда

    Екатерина Костыгова
    Независимый эксперт

    Удивительно, как непросто в России порой складываются судьбы мировых брендов сетевого оборудования. Порой мы обязаны их появлению в нашей стране поистине чуть ли не счастливой случайности. Почти детективную историю о появлении в России систем удаленного доступа к оборудованию рассказал мне директор компании "Light Communication" (ЛайтКом) Андрей Деревянский.

    "Мы занимаемся сетевой интеграцией и в частности организацией сетей доступа в Интернет для корпоративных и частных клиентов. Наше кредо - стараться решать поставленную перед коллективом коммерческую задачу не путём увеличения штата, а с помощью новых решений. Как правило, простейший путь к этому - написать новую программу. У нас сильные программисты, часто их работы, сделанные под какой-то конкретный заказ оказывались столь удачными, что потом тиражировались.

    Прошедшей весной мы выполняли большой проект для одного заказчика, его сетевое оборудование располагалось на нескольких удалённых площадках, причём конфигурация "железа" должна была периодически меняться. К тому же доступ к площадкам был сильно затруднён в силу особого режима работы и охраны объектов. В принципе, любую сложную задачу можно решить несколькими способами, вопрос только в цене.

    Попытались, как обычно решить программными методами. Не получалось. Системщики стали думать, и пришли к выводу, что решение на основе широко известных методик и оборудования простым и надежным не получается. Заказчика это не устраивало. Глубокий анализ задачи привёл к необходимости разработки уже не программы, а нового спектра оборудования, до этого на российском рынке не имевшегося.

    Но надо так надо. Есть у нас и разработчики оборудования, сели они писать ТЗ. Параллельно мы решили провести сорсинг зарубежного рынка. Стали смотреть США - вроде нет такого оборудования. Поискали в Азии - нет, в Европе - тоже мимо. Не может такого быть, думаем. Рынок он на то и рынок по идее. Есть проблема, должно быть и решение. Но не находили. Тем временем ТЗ было уже написано, за дело взялись конструкторы, как вдруг почти случайно...

    Продолжение истории

    Версия для печати

    Опубликовано в 2002 г.

    Вернуться на главную страницу обзора

    Обсудить

    Подробнее об итогах 2001 года на IT-рынке читайте в разделах:
  • Общая ситуация и тенденции на IT-рынке России:
  • Рынок телекоммуникаций
  • Рынок консалтинга и услуг в IT-сфере
  • Рынок информационной безопасности
  • Рынок программного обеспечения
  • Рынок компьютерного оборудования и периферии
  • Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
    Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS