Право на современную инфраструктуру
В марте 2018 г. был завершен проект по внедрению комплексного решения от Hewlett Packard Enterprise в компании «Право.ру», которая оказывает онлайн-услуги на базе картотеки арбитражных дел. ИТ-директор компании Сергей Скоморохов и директор по развитию бизнеса «АйТеко» Максим Митрохин рассказали CNews, каким образом в процессе модернизации ЦОД удалось избежать ухода сервисов в оффлайн, а также объяснили, за счет чего выросли отказоустойчивость и быстродействие ИТ-инфраструктуры.
30.04.2018
Компания «Право.ру» является основоположником российского направления LegalTech, то есть использования информационных технологий в юридическом бизнесе. Первым проектом компании стала электронная картотека арбитражных дел, к которой имеют свободный онлайн-доступ граждане РФ. На данный момент в архиве насчитывается более 22 миллионов дел, а ежегодное число пользователей превышает 12 миллионов. В общей сложности объем накопленных данных насчитывает свыше 170 ТБайт, и эта цифра продолжает расти.
На основе картотеки арбитражных дел мы разработали дополнительные услуги для наших клиентов. Во-первых, Caselook – сервис, позволяющий проследить правоприменительную практику по сходным прецедентам, чтобы сформировать адекватную правовую позицию по аналогичному делу. Во-вторых, Casebook, с помощью которого можно отследить историю судебных разбирательств заданного юридического лица, чтобы оценить степень риска работы с тем или иным контрагентом. Кроме того, мы разработали систему автоматизации юридических процессов Case.pro, используемую такими крупнейшими российскими клиентами, как Ростелеком и Мираторг, а также зарубежными фирмами.
От себя хочу добавить, что «Право.ру» – это, пожалуй, первый юридический стартап-проект, реально использующий большие данные и машинное обучение не на словах, а на деле. На основе этих технологий коллеги реально развивают LegalTech на российском рынке и выпускают действительно отличные продукты.
У нас есть собственный ЦОД на базе арендованных мощностей. Так как наш проект изначально вырос из стартапа, за время создания и до сегодняшнего времени мы успели обзавестись достаточно разношерстным парком оборудования различных производителей. Это создавало много проблем с настройкой и управлением нашей инфраструктурой. Периодически возникали кейсы, когда ресурсоемкой задаче мог быть выделен медленный сервер. Распределение виртуальных машин также происходило случайным образом и без привязки к типам оборудования и классам задач. В связи с перманентным ростом данных система постоянно усложнялась, что негативно сказывалось на производительности. В 2016 году было принято решение улучшить быстродействие и повысить отказоустойчивость наших сервисов. Мы провели внутренний аудит и пришли к выводу, что существующая архитектура построения сети не соответствует текущим задачам компании и ее потребностям.
Прежде всего, это надежность и катастрофоустойчивость, так как «Право.ру» предоставляет сервис в режиме 24/7. Кроме того, мы хотели повысить быстродействие и разграничить функционал задач, выполняемых на различных типах оборудования.
Для нас было важно изначально не ошибиться с выбором решения, ведь по сути мы строили свою архитектуру заново. Поэтому нам пришлось изучить практически весь рынок. Вначале мы обратились к нескольким партнерам с просьбой помочь определить подходы к построению нашей сети. По итогам тендера решение, предоставленное компанией «АйТеко» и Hewlett Packard Enterprise, показалось нам наиболее оптимальным. Оно не только позволило упрощенно интегрироваться с уже существующей инфраструктурой (до этого в компании так же частично использовались серверы HPE), но и обеспечило единый вход для технической поддержки, так как все подсистемы решения были предоставлены HPE.
Нашей команде была поставлена задача не просто предоставить решение, соответствующее текущим потребностям «Право.ру», но и максимально использовать имеющееся оборудование, уже приобретенное коллегами. Мы давно сотрудничаем с компанией Hewlett Packard Enterprise, на протяжении многих лет подтверждая наивысший партнерский статус HPE Platinum Partner и высокие компетенции команды, поэтому неудивительно, что нашими специалистами было выбрано решение именно этого производителя.
В состав проекта по модернизации комплекса технических средств входило две подсистемы: локальная вычислительная сеть и вычислительные комплексы. В основе целевой аппаратной платформы для серверов баз данных, веб, прикладного ПО и фермы виртуализации Hyper-V легли высокотехнологичные узлы HPE Proliant. Повышение производительности, отказоустойчивости и доступности базового информационного сервиса СУБД удалось достигнуть путем живой миграции на новую аппаратную платформу с применением массивов с твердотельными накопителями HPE 3PAR, MSA и использованием технологий кластеров высокой доступности. Что касается сети передачи данных, то применение высокопроизводительных устройств HPE FlexFabric, специально предназначенных для ЦОД, в новой топологии позволило значительно улучшить показатели надежности, безопасности и условия для дальнейшего масштабирования. Основные технологические преимущества решения – это гибкое предоставление ресурсов, невероятно малая задержка и высокая мобильность рабочих нагрузок. Благодаря совместной работе со специалистами «Право.ру» удалось более тонко понять узкие места в существующей ИТ-инфраструктуре, а в дальнейшем разработать и внедрить решение с учетом всех требований.
На самом деле, взаимодействие наших команд началось еще на этапе пресейла, так как без тесного контакта с инженерами заказчика мы не смогли бы предоставить действительно работающее решение, отвечающее всем задачам, которые бизнес ставит перед современным ИТ-службами.
Основная сложность при реализации была связана с графиком выполнения работ. Сервисы «Право.ру» предоставляются в режиме 24/7, и простои в их работе были недопустимы. Кроме того, при интеграции существующего железа с новой системой произошел сбой, связанный с обновлением прошивки старого сетевого оборудования, которое на тот момент уже было снято с поддержки. Обычно в таких ситуациях ничего не остается, кроме как заменить узел на новый. Но благодаря усилиям инженеров «АйТеко» удалось «реанимировать» коммутатор и ввести его в эксплуатацию, при этом на доступности сервисов для пользователей сбой никак не отразился.
Проект завершился совсем недавно, поэтому про экономический эффект говорить преждевременно. Однако за счет модернизации ЦОД мы получили прозрачную инфраструктуру, построенную по модульному принципу, благодаря чему с легкостью можем прогнозировать рост наших потребностей, а также затраты на масштабирование решения в случае необходимости.
Во-первых, мы существенно снизили репутационные риски, связанные с возможным простоем оборудования. Долгосрочных сбоев в работе сервисов не случалось и раньше, но система не была задублирована на 100%, и в случае форс-мажора нельзя было исключить длительную деградацию сервиса с потерей данных. Кроме того, в рамках проекта в нашей компании реализован disaster recovery plan (план аварийного восстановления). Поскольку теперь отсутствует единая точка отказа системы, выход из строя любого из компонентов не приведет даже к частичной деградации сервиса. Чтобы исключить потерю данных, резервное копирование происходит гораздо чаще. В результате расчетное время восстановления данных (RTO) уменьшилось в 2–3 раза. Немаловажно, что нам удалось свести к нулю очередь процессов, когда один процесс ожидает выполнения другого. Что касается быстродействия запросов в ядре базы данных, то скорость их выполнения возросла от 2 до 10 раз.
По итогам проведенной работы однозначно могу сказать, что мы действительно довольны сотрудничеством с «АйТеко» и Hewlett Packard Enterprise.
От лица компании «АйТеко» хочу выразить благодарность коллегам за оказанное доверие и возможность применить наши компетенции в проекте модернизации ИТ-инфраструктуры ЦОД. Уверены, что внедренные технологии Hewlett Packard Enterprise не только позволят закрыть текущие потребности, но и смогут помочь своевременно и качественно реагировать на любые вызовы, стоящие перед бизнесом «Право.ру». Будем рады и в дальнейшем использовать проектный опыт компании для решения задач заказчиков.