CNews: Как зародилась идея маркетплейса для фермеров?
Евгений Распопин:

Тема развития сельских территорий в России очень социально значимая. Ни для кого не секрет, что уровень и качество жизни на селе существенно ниже, чем в городе. И поэтому люди постепенно уезжают оттуда.

Если поговорить с фермерами, то становится ясно, что все те вливания, которые делает государство в развитие сельскохозяйственного сектора, направлены в основном на развитие крупных агропромышленных комплексов. Между тем, во всем мире около 80% продуктов питания производят фермеры. В России этот показатель существенно ниже. Одна из проблем – сложности с реализацией продукции по выгодной для фермеров цене.

Есть такое известное выражение «Торговля – двигатель прогресса». Если мы посмотрим на историю развития цивилизации, то все сильные и развитые города возникали на пересечении торговых путей. Сегодня такими информационно-аналитическими узлами в интернет-пространстве, которые объединяют экономики и способствуют развитию регионов и стран, являются маркетплейсы или цифровые торговые платформы. Когда я сказал «экономики», я сознательно употребил множественное число. Ведь фермеры, которые живут в Краснодарском крае, и фермеры из Алтайского края не только производят и продают различную продукцию, но и сами имеют различные потребности в средствах производства и сервисах. Эти фермеры создают основу локальных экономик и все эти экономики в масштабе России нужно объединить.

Именно поэтому весьма востребовано создание B2B цифровой торговой платформы, с помощью которой будут взаимодействовать производители и потребители сельскохозяйственной продукции (кафе, рестораны, магазины, объекты социального питания), поставщики различных сервисов, которые необходимы фермерам, например, услуг по транспортировке, переработке, хранению, финансовой поддержке, а также, что немаловажно, госструктуры – ведь в нашей стране роль государства очень значительна, и без серьезной поддержки с его стороны подобные системы не могут динамично развиваться.

CNews: Почему требуется создание специализированной цифровой торговой платформы для фермеров?
Евгений Распопин, директор департамента электронной коммерции компании «Интерпроком»

Во-первых, это отсутствие прямого доступа к потребителю. Между фермером и покупателем возникает множество промежуточных звеньев, каждое из которых добавляет к стоимости свои 5 копеек и в результате конечная цена для потребителя может значительно вырасти.

Во-вторых, это отсутствие прогнозирования спроса. Например, в прошлом году все отчитались о рекордных урожаях пшеницы. Но на Урале и Алтае возможности ее сбыта ограничены. В итоге фермеры вынуждены были продавать пшеницу дешевле себестоимости. Некоторые из них взяли кредиты под производственный цикл, а значит, собрав рекордный урожай, разорились. Вообще, из разговоров с фермерами я понял, что они не очень стремятся брать целевые кредиты по двум причинам: это бюрократия и отсутствие гарантий того, что вся произведенная продукция будет выгодно продана. И здесь система прогнозирования спроса была бы очень кстати.

Еще одна проблема заключается в том, что порядка 80% техники, которую используют российские фермеры, уже выработала свой ресурс, и ее надо постоянно чинить. Денег на закупку новой техники у них нет. Кредит брать опасно. Что делать в такой ситуации? На нашем маркетплейсе можно будет брать технику в аренду. Или, например, не у всех фермеров, занимающихся производством молока, есть собственные мини-молокозаводы, и они с удовольствием заказали бы услугу по переработке молока на цифровой платформе.

CNews: Почему требуется создание специализированной цифровой торговой платформы для фермеров?
Евгений Распопин:

Сегодня в России есть достаточно большое количество B2B торговых площадок, где продается сельскохозяйственная продукция.

Но эти площадки не удобны фермерам для работы и не позволяют решить основные проблемы, которые мы только что с вами обсудили.

Во-первых, большинство электронных торговых площадок формата B2B рассчитаны на большие объемы закупок, и средний чек на них может превышает годовой объем производства среднего фермера. Во-вторых, фермеры не всегда соответствуют тем требованиям, которые предъявляются к крупным поставщикам.

И в-третьих, в крупных закупках побеждает тот, кто смог предложить минимальную цену. При этом качество продукции практически не учитывается. А фермерское хозяйство ориентировано на производство качественной продукции для здорового питания. Очевидно, что по стоимости такая продукция не может конкурировать с предлагаемой агрохолдингами, где производство поставлено на конвейер.

Также следует отметить, что на этих площадках сами фермеры не могут купить необходимые им средства производства и услуги, в также там нет полезных аналитических инструментов.

Кстати, все эти вопросы мы обсуждали с фермерами и с представителями региональных администраций во время V съезда общественного движения «Федеральный сельсовет», который прошел 13 октября 2018 года в Москве в Колонном зале и собрал более 800 делегатов из 52 регионов. У них идея создания такой торговой платформы вызвала большой интерес.

CNews: Каковы результаты работы подобных платформ в других странах?
Евгений Распопин:

С точки зрения анализа международного опыта нам больше всего интересны страны БРИКС. Они также занимают огромные территории, имеют большую численность населения, а их экономика активно развивается. В странах БРИКС поддержка малого и среднего предпринимательства объявлена приоритетной задачей. В них существует серьезное независимое государственное регулирование в отличие от стран Европы, которые больше оглядываются на то, что скажут другие члены Европейского Союза.

Примеры внедрения сельскохозяйственных маркетплейсов существуют в Китайской Народной Республике, Индии и Бразилии. Если говорить о Китае, то у российских и китайских фермеров схожие проблемы. Это низкая производительность труда, неэффективные каналы сбыта и высокий риск различных катаклизмов. Ситуация в Китайской Народной Республике похожа на нашу: сельское население живет бедно и стремится переехать в город. Сейчас в КНР реализуется инициатива оживления деревень и небольших поселков под названием «Интернет + сельское хозяйство», которая активно поддерживается правительством. И надо сказать, что демографическая ситуация и уровень жизни на селе уже значительно улучшились, а производство сельскохозяйственной продукции существенно увеличилось.

Аналогичная задача решается в Индии. Там в рамках проекта «Агростарт» фермерам и потребителям предоставили маркетплейс – платформу, которая дает возможность не просто разместить информацию о продукции, но и приобрести качественные сельскохозяйственные материалы: средства производства, семенной фонд или молодняк сельскохозяйственных животных. Также на платформе можно получить консультации агрономов-экспертов через мобильное приложение или путем звонка в колл-центр. Проект стартовал в Индии в 2015 году и, судя по публикациям, успешно развивается.

CNews: Какие особенности цифровой коммерции вы считаете наиболее актуальными для таких платформ на российском рынке?
Евгений Распопин, директор департамента электронной коммерции компании «Интерпроком»

Сегодня, по мнению мировых лидеров цифровой торговли, стратегия конкуренции на основе ценового преимущества и доступности широкого выбора товаров уходит в прошлое.

Важно, чтобы платформа предоставляла некую дополнительную пользу как с точки зрения функциональности, так и с точки зрения удобства в использовании.

Мы уже говорили про важную роль российского государства в развитии фермерства и следует отдельно отметить необходимость обеспечения стратегического взаимодействия между платформой и государством.

С помощью нашей платформы государственные структуры в виде отраслевых министерств сельского хозяйства или департаментов потребительского рынка, региональные администрации смогут получить агрегированные данные о торговых операциях, то есть понять, сколько молока, мяса, картофеля продается в конкретном регионе, каковы объемы заказов на транспортировку и так далее. Вся эта информация отражает реальную ситуацию в сельскохозяйственном секторе и очень важна для прогнозирования и выработки государственных программ поддержки как фермеров, так и отрасли в целом.

На тактическом уровне (отдельные операции по продаже товаров и сервисов), с точки зрения взаимодействия продавцов и покупателей, давайте посмотрим, например в чем привлекательность агрегатора услуг в области перевозок. В том, что водитель, еще не выполнив, а только получив заказ, не только знает, кто его покупатель, но и сколько он получит денег. Точно так же для фермера важно знать, кто купит продукцию, которую он планирует произвести. А для этого ему необходим доступ к прогнозу спроса и цен на продукцию. И такой сервис будет на нашей платформе. Также для фермеров очень важно иметь возможность работать под будущие заказы или поставлять свою продукцию по подписке. И на нашей платформе такие функции также будут реализованы.

Необходима детальная проработка интерфейса платформы, чтобы он был интуитивно понятен, доступен через персональные мобильные устройства, обеспечивал высокий уровень самообслуживания, как привычные интернет-магазины. Пользователи ждут удобства поиска и заказа продуктов, выбора вариантов оплаты или отслеживания доставки.

Кроме того, современные технологии искусственного интеллекта позволяют анализировать пользовательский опыт и помогать в формировании персонализированных предложений, создавать цифровых помощников. А также для удобства общения могут быть внедрены технологии разговорной коммерции.

Еще одно направление, где платформа может быть очень полезна, имеет отношение к недостатку на рынке квалифицированных кадров.

Фермеры часто сталкиваются со сложностями в настройке и эксплуатации приобретенного оборудования. На маркетплейсе они смогут или заказать услуги по обучению, или скачать программы, которые разместил там производитель тех или иных устройств. Это могут быть и традиционные онлайн-курсы, и специальные программы от производителя с использованием технологий дополненной реальности.

По оценкам экспертов эти технологии находятся сейчас на этапе активного развития и подобную функциональность можно реализовать не только с использованием специальных дисплеев или очков, но и на базе смартфонов.

При создании B2B экосистемы необходимо подключать большое количество внешних контрагентов и информационных систем и поэтому платформа должна предоставить интерфейсы (API) для такого подключения.

Весьма актуальным вопросом является обеспечение качества поставляемой продукции.

Технологии интернета вещей и блокчейн позволят контролировать производственный процесс, цепочку доставку и обеспечить целостность информации.

Все эти технологические аспекты заложены в концепцию «Цифровой торговой платформы сельских территорий», которую мы обсуждали с участниками V съезда «Федерального сельсовета».

Интересно, что в тот же день признанный авторитет в области консалтинга компания Gartner опубликовала «Top 10 Trends in Digital Commerce», где назвала 10 современных трендов, которые, по мнению экспертов, определят будущее мировой электронной торговли. Следует отметить, что 7 из 10 пунктов Gartner полностью отражены в нашей концепции.

Здесь нет случайности, это отражение объективных потребностей, которые актуальны при создании B2B экосистемы цифровой коммерции с учетом ее развития в последних мировых трендах.

CNews: Вы предполагаете, что это должна быть глобальная платформа - некий российский сельскохозяйственный Amazon или Alibaba?
Евгений Распопин:

Мне больше импонирует agile-подход, создать в максимально возможно короткие сроки с разумными инвестициями цифровое торговое пространство для одной из наиболее продвинутых в цифровом плане региональных экономик, протестировать, доработать и потом оперативно реплицировать лучший опыт на другие регионы и объединить их в глобальную цифровую торговую сеть. Конечно, можно сразу начать создавать платформу а-ля российский сельскохозяйственный Alibaba или Amazon, но глобальный проект с учетом специфики различных регионов может оказаться очень дорогостоящим. Кстати, проникновение Alibaba на территорию России вызывает тревогу, потому что несет с собой появление дешевых некачественных продуктов питания. И это мешает развитию отечественного сельхозпроизводства.

CNews: А как вы видите организацию доставки товаров?
Евгений Распопин:

Я уже рассказывал, что на платформе будут представлены поставщики услуг, в том числе услуг по перевозке и хранению. Покупатель сможет выбрать – забрать товар самостоятельно или заказать его доставку. Услугой доставки сможет воспользоваться и сам фермер.

Кстати, сейчас государство активно говорит о необходимости поддержки самозанятых граждан. Фермеры рассказывали нам, что с удовольствием занимались бы исключительно производством сельхозпродукции и отдавали на аутсорсинг например транспортировку, переработку, промежуточное хранение и продажу продукции конечному потребителю, например, на рынке. А это широкое поле деятельности для самозанятого населения России.

CNews: Вы уже начали разработку платформы?
Евгений Распопин:

У нас есть достаточно глубоко проработанная концепция «Цифровой торговой платформы сельских территорий», которую мы дорабатываем обсуждая с экспертами из «Федерального сельсовета» и Минсельхоза, а также учитывая мнения фермеров и покупателей.

Наша команда обладает компетенциями в широком диапазоне технологий от зарубежных решений, таких как IBM Watson Commerce и специализированного российского ПО, до разработок на Open Source.

Но для того, чтобы платформа заработала, помимо концепции и технологий необходимы существенные первоначальные инвестиции. У платформы должна появиться критическая масса пользователей, а на это требуется время.

Сейчас мы работаем над созданием прототипа с базовыми элементами платформы для тестового запуска проекта в пилотных регионах.