Появление новых ИТ-задач нередко связано с изменением законодательства. Вот и изменения правил оказания медицинской помощи в системе ОМС, ужесточившие регламентацию процесса плановой госпитализации, вызвали необходимость решать задачу: как обеспечить соблюдение новых регламентов? По правилам, с момента получения направления у терапевта пациент должен быть помещен в стационар не позднее, чем через 30 дней. Отклонения от этого норматива отслеживаются страховыми компаниями, контролирующими соблюдение прав застрахованных. Между тем, сроки госпитализации зачастую затягиваются из-за несовершенства механизма планирования.

В Красноярске команда разработчиков под руководством Юрия Якунина разработала информационную систему для управления процессом плановой госпитализации на уровне региона. Большинство участников команды — выпускники кафедры «Интеллектуальные системы управления» Института космических и информационных технологий Сибирского федерального университета, которая является базовой в изучении продуктов и технологий InterSystems.

Эта система позволяет грамотно управлять соответствующими потоками пациентов, давая представление о том, что происходит с плановой госпитализацией в регионе в целом, насколько она эффективна и где находятся точки неэффективности. С ее помощью ведется мониторинг доступности стационарной медицинской помощи и выполнения программы госгарантий, а также предоставляется отчетность для страховых компаний и организаторов здравоохранения. Администрация медицинских организаций получает инструмент формирования очереди на госпитализацию и управления коечным фондом на уровне отделений.

Вторая важнейшая задача, решаемая с помощью системы планирования госпитализации (СПГ), – обеспечить пациентам более простую процедуру госпитализации. Поскольку в этот процесс вовлечены и поликлиники, и стационары, то нередко он получается сложным, долгим и требует нескольких визитов в медучреждение, что в регионах с огромной территорией бывает очень непросто для пациента.

Поэтому в Красноярском крае, где активно внедряют СПГ, поставили цель упростить процедуру госпитализации, сделать ее более комфортной для пациентов. Сегодня система дает возможность не только записывать пациентов в стационар на конкретную дату, но и реализовать их право на выбор медицинской организации для госпитализации.

Основные подсистемы СПГ

формирование и управление расписанием госпитализации на уровне отделения;

запись в поликлинике на госпитализацию на конкретный день;

формирование очереди на госпитализацию для пациентов, которым не найден подходящий стационар;

мониторинг доступности стационарной помощи в режиме онлайн;

формирование необходимой статистической и управленческой отчетности.

Структура решения. Используемые технологии.

Первый этап разработки СПГ начался в середине 2016 года. Технологической основой решения стала медицинская интеграционная платформа HealthShare корпорации InterSystems. Интеграционная шина позволяет взаимодействовать с различными внешними системами и источниками данных и получать доступ к хранящейся на платформе медицинской информации, в том числе аналитической.

Централизованное решение, построенное на единой базе, располагается в региональном ЦОДе, куда предоставлен доступ через Интернет всем медицинским организациям края. Система функционирует в защищенной сети VipNet. В качестве СУБД разработчики использовали InterSystems Caché, а для создания пользовательского веб-интерфейса — библиотеку Java-скриптов Angular. Связь с базой данных осуществляется посредством REST-технологий. Пользователи работают с тонким клиентом, доступным через веб-браузер.

Поскольку система основана на веб-технологиях, в установке специализированного программного обеспечения нет необходимости, а требования к компьютерам и операционным системам минимальны. СПГ можно использовать как на самых распространенных пользовательских ПК под управлением ОС Windows, так и на Linux и MacОС. 

При активном участии врачей

В настоящее время СПГ охвачено около 45 медицинских организаций Красноярского края, включая поликлиники и стационары. Самые активные пользователи —  краевой клинический онкологический диспансер им. А.И. Крыжановского и краевой клинический центр охраны материнства и детства.

Врачи приняли самое непосредственное участие в разработке требований к системе: заведующие отделениями сами прописывали, какой они хотят видеть систему и сценарии ее работы, а также контролировали проектирование интерфейсов, что позволило в дальнейшем избежать многих проблем при внедрении. «Интерфейс очень удобный, современный, и врачи, работающие с системой, отмечают его эргономику», – подчеркнул Юрий Якунин, заведующий кафедрой «Интеллектуальные системы управления».

Активная разработка заняла полгода, следующие шесть месяцев система адаптировалась, настраивалась и внедрялась. Архитектуру решения дополнили компонентами, позволяющими расширять и масштабировать СПГ. «Ее очень легко развивать, подключая новые справочники», – утверждает Якунин. По его словам, СПГ обладает мощным инструментарием управления доступом и разветвленной системой авторизации с разделением ролей, так как, помимо медиков, с ней работают представители Минздрава, ТФОМС, страховых компаний и краевого МИАЦ. При проектировании системы учитывались как процесс госпитализации во взрослый стационар из первичной медицинской организации, так и особенности госпитализации в специализированные медучреждения, например, в детский стационар, в онкологические лечебные учреждения и т.д.

Таким образом, в системе детально проработаны алгоритмы функционирования стационаров различных типов, а порядок действий отделений и врачей первичной помощи можно гибко настраивать. Подключение к СПГ требует только настройки необходимых справочников, предоставления определенных прав доступа пользователям, настройки расписания в стационарах и обучения пользователей. Так как изменения в решение больше не нужны, ИТ-специалисты медицинских организаций справляются с подключением без участия разработчиков, взаимодействуя лишь с проектным офисом, который занимается сопровождением системы.

Сильные стороны решения

СПГ — комплексная система, встроенная на региональном уровне в Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) и интегрированная с регистром застрахованного населения.

Интеграционные возможности — наиболее cильная сторона решения. InterSystems HealthShare позволяет взаимодействовать с различными региональными системами, прежде всего, с медицинскими информационными системами (МИС), используемыми в организациях краевого здравоохранения, и передавать информацию во внешние системы, в том числе обмениваться данными с федеральными сервисами ЕГИСЗ.

Кроме того, СПГ тесно интегрирована с региональной системой ведения номенклатурно-справочной информации, через которую в систему поступают данные регистра медработников, международного классификатора болезней, Федерального информационно-адресного справочника, профилей оказания медпомощи и справочников страховых компаний. Причем СПГ не только поддерживает региональные справочники, но и включает механизм их автоматического обновления.

Встроенная технология бизнес-анализа предоставляет руководителям регионального здравоохранения инструменты мониторинга состояния стационарной помощи. 

СПГ может использоваться в качестве отдельного портала или портала, встроенного в МИС. Вход непосредственно из интерфейса МИС значительно упрощает работу пользователей, освобождая их от необходимости авторизации в двух системах. Поэтому в ближайшие планы разработчиков входит интеграция с qMS – основной МИС, используемой медицинскими организациями Красноярского края. В настоящее время идет необходимая для этого доработка интерфейсов. Благодаря открытому протоколу интеграции разработчики других МИС тоже могут интегрировать свои продукты с СПГ.

В назначенный день

В стационаре заведующий отделением создает расписание госпитализации на определенный период, учитывая коечный фонд, статистику, возможности отделения принять пациентов и прогноз выписки, а также выделяя резерв под поступление экстренных больных.

Когда пациент, нуждающийся в госпитализации, приходит на прием в поликлинику, лечащий врач находит в СПГ подходящее по профилю его заболевания отделение стационара, где есть свободные места. При наличии нескольких доступных дат госпитализации он согласовывает с пациентом наиболее подходящий для него вариант. Затем пациент получает распечатанное направление, где указаны место и время прибытия в стационар, перечень необходимых документов и список анализов, а также памятка о том, как следует готовиться к госпитализации, что взять с собой в больницу.

Если свободные слоты отсутствуют или не подходят пациенту, врач ставит его в очередь на госпитализацию в конкретное отделение выбранной больницы. Сотрудники отделения регулярно отслеживают очередь пациентов и при появлении свободных слотов назначают пациенту из очереди дату госпитализации.

Состояние очереди на госпитализацию контролируют страховые компании, чтобы подключиться к решению вопроса о госпитализации, если время нахождения пациента в очереди превышает норматив. В назначенный день пациент приходит в приемное отделение и ложится в больницу.

Потенциал: и вширь, и вглубь

Система легкая, гибкая, и, по мнению разработчиков, она вполне может быть распространена на другие регионы. При этом потребуется лишь адаптация к справочникам, используемым МИС этих регионов. По оценке Владимира Островского, директора по стратегическим проектам корпорации InterSystems, общие трудозатраты на подготовку и запуск системы в другом регионе не превысят двух-трех месяцев.

Архитектура СПГ и используемые в ней технологии позволяют развивать систему, чтобы решать сложные алгоритмические задачи по управлению не только плановой госпитализацией, но и другими видами медицинской помощи.

Используя опыт и подходы к автоматизации планирования госпитализации, можно организовывать и другие потоки пациентов. «Внедрение системы планирования госпитализации — это один из первых шагов к построению комплексного решения для управления потоками пациентов на уровне региона, включая диагностику и оказание высокотехнологичной помощи», – отметил Островский.