CNews: Как букмекерский бизнес работал раньше?
Алина Якиревич:
директор по маркетингу компании «Фонбет»
Алина Якиревич:

«Фонбет» – это первая российская букмекерская компания. До ее появления в России в 1994 году на нашем рынке этот бизнес работал по зарубежным франшизам. До 2000-х это было несколько клубов, куда человек мог прийти, взять листок бумаги со списком событий, на которые можно сделать ставку, обвести выбранное ручкой и отдать кассиру. В ответ кассир выдавал квитанцию, по которой, в случае выигрыша, можно было получить деньги.

По словам сотрудников, которые работают в компании с момента ее основания, в то время ставки рассчитывались по публикациям в газетах. Сейчас это кажется абсурдом, потому что мы получаем огромное количество данных от профессиональных поставщиков. Причем в режиме реального времени.

CNews: Как работает «Фонбет» сейчас?
Алина Якиревич:

Сейчас мы предлагаем в среднем 500–600 вариантов ставок на один матч. Клиент заходит в наш клуб, либо на сайт, либо в приложение, выбирает событие, которое ему интересно, смотрит все исходы, которые ему предлагаются, и делает ставку. При этом на нашем сайте в разделе Live можно наблюдать за событиями и котировками в режиме реального времени.

Одним из важных показателей работы букмекерской компании является скорость расчета ставки в лайве. В идеале у букмекерской компании расчет должен занимать несколько секунд – клиенты, которые играют в режиме реального времени, хотят получать деньги сразу после наступления события, чтобы продолжить игру. Лишь 15% ставок на исход события делается до его начала. Остальные 85% появляются в то время, когда событие уже идет.

Поэтому сегодня букмекерский бизнес просто обязан быть технологичным, иначе он не сможет выжить на рынке. Чтобы быстро рассчитать большое количество ставок в лайве, «Фонбет» использует машинное обучение и закупает данные у компаний, которые занимаются сбором и анализом спортивной Big Data.

Данные мы получаем от официальных поставщиков, например, таких как «Спорт-радар». Кроме того, у нас есть собственные скауты – люди, которые приходят на стадион и с помощью специального приложения в режиме реального времени передают необходимую информацию. Как правило, они работают на небольших мероприятиях, которые не интересны крупным поставщикам данных. Эти данные поступают к лайвщикам – трейдерам, которые ведут матч в режиме реального времени. С помощью специальной программы они корректируют изначальные котировки в зависимости от того, как развивается игра.

Мы также покупаем трансляции матчей у официальных поставщиков. Их тоже можно посмотреть на нашем сайте. Столько трансляций, сколько показывает «Фонбет», не ведет ни один спортивный канал или портал. Для того чтобы их посмотреть, не обязательно делать ставки – достаточно просто зарегистрироваться на сайте.

Ставку можно сделать онлайн с помощью любого электронного платежного средства – электронного кошелька, банковской карты, Apple Pay, со счета мобильного телефона и пр. Если клиент приходит в наш клуб, то он пополняет счет и забирает выигрыш наличными. В случае выигрыша деньги можно также получить наличными или на любой кошелек или карту.

CNews: Что нужно с точки зрения ИТ для того, чтобы все это работало?
Илья Соколов
руководитель отдела ИТ компании «Фонбет»
Илья Соколов:

Для того чтобы обеспечить работу «Фонбет», мы арендуем стойки в нескольких ЦОДах в разных местах – и в Москве, и в России. Мы создали распределенную облачную инфраструктуру, чтобы наш сервис хорошо работал в самых отдаленных уголках России – ведь у компании есть 1100 клубов по всей стране, в которых расположены ставкоматы, а также веб-сайт со средним ежемесячным посещением в 9 миллионов пользователей. По нашим расчетам, средняя полоса исходящего трафика в сутки составляет порядка 5 гигабит.

Алина Якиревич:

Ставкоматы – это наше ноу-хау, которое сейчас используют все букмекеры. Мы запустили их в 2013 году. Тогда вышел закон, по которому все клиенты, которые делают ставки, должны были пройти процедуру идентификации. Понятно, что наши клиенты не любят публичность. Они не хотят носить с собой паспорт для того, чтобы сделать ставку.

Поэтому мы придумали ставкомат – это простой моноблок с картридером и мышкой. Все клиенты получили игровые карты, к которым были привязаны их данные. Для того чтобы воспользоваться ставкоматом, надо приложить карту к картридеру и зайти на свой игровой счет, где можно посмотреть трансляцию, сделать ставку, проверить расчеты. По сути, к кассиру надо подходить только для того, чтобы или пополнить счет, или вывести деньги. В итоге, после того как появились ставкоматы, люди практически перестали ходить к кассиру – теперь они делают ставки через ставкоматы, что привело к росту среднего чека, ARPU, количества ставок на клиента и в конечном итоге оборота нашего бизнеса.

CNews: Как выглядела инфраструктура до начала сотрудничества с Hewlett Packard Enterprise?
Илья Соколов:

Мы работаем с Hewlett Packard Enterprise с 2010 года, а вообще серверы компании НРE используем с 2005 года. Уже в то время серверные решения компании НРE помогали нам решать основные задачи и способствовали масштабированию и резервированию ИТ-инфраструктуры. А с переходом на блейд-инфраструктуру и виртуализацию мы получили еще и гибкое управление всеми ресурсами. За 8 лет изменился подход к предоставлению ИТ-инфраструктуры – теперь это сервис. Считаю, главные отличия решений «сегодня» от «вчера» – это гибкость, унифицированость, управляемость ресурсов и предоставление их по требованию (on demand). За это время мы опробовали и внедрили множество инфраструктурных решений HPE. Накопили большой опыт и знания и теперь надеемся на дальнейший совместный рост.

CNews: Почему вы выбрали решения именно этого вендора?
Илья Соколов:

Во-первых, одно из наших основных требований – высокий уровень технической поддержки. Hewlett Packard Enterprise обеспечивает ее в режиме 24х7 и предоставляет расширенную 5-летнюю гарантию. Кроме того, оборудование HPE, начиная от простых серверов и заканчивая массивными блейд-системами и системами хранения данных, самого высокого уровня надежности

.

Во-вторых, такого удобного программного обеспечения для управления серверами и системами хранения данных, как у HPE, по нашему мнению, нет ни у одного другого вендора. В итоге, если просуммировать все затраты на оборудование и техническую поддержку, то у HPE они зачастую даже ниже, чем у других вендоров.

В-третьих, наш бизнес является сильно зависимым от ИТ и предлагаемых решений. Компания HPE – мировой технологический лидер, идущий в ногу с инновациями и использующий их в своих решениях. Нам явно по пути с таким вендором.

CNews: Что изменилось с началом приема ставок через сеть интернет на сайте, а также через мобильные приложения для iOS и Android?
Илья Соколов:

В 2016 году, после того как у наших клиентов появилась возможность делать ставки через интернет, клиентский поток многократно увеличился. Появилась необходимость наращивать мощности, то есть арендовать площади еще в нескольких дата-центрах. И здесь оборудование HPE пришлось как нельзя кстати, потому что оно прекрасно масштабируется и управляется из единого центра. В конечном итоге мы увеличили нашу инфраструктуру от 300 хостов, которые существовали у нас на конец 2015 года, до 1000.

CNews: Как «Фонбет» готовился к Чемпионату мира по футболу 2018?
Илья Соколов:

С точки зрения инфраструктуры, мы добавили облачные точки входа. Но основная задача стояла перед службой информационной безопасности, потому что в этот период резко увеличилось число DDos-атак. В целом нагрузка на инфраструктуру не сильно выросла – дело в том, что в период FIFA 2018 были отменены практически все другие спортивные события по футболу, а нагрузка от 4-х матчей, пусть и самого популярного в мире события, не настолько значительна.

CNews: Как вы планируете дальше развивать ИТ-инфраструктуру компании?
Илья Соколов:

Мы не строим долговременных планов, потому что развитие инфраструктуры часто является следствием очередного законодательного акта, обязывающего букмекерские компании собирать, обрабатывать или хранить дополнительные наборы данных. Однако общие требования к нашей ИТ-инфраструктуре остаются неизменными – она должна быть гибкой, быстрой и масштабируемой.

Дело в том, что в 2016 году мы уже приобрели несколько конвергентных систем, в том числе систем хранения данных на основе 3PAR. После того как букмекерские компании обязали делать отчисления на отдельные виды спорта, нам понадобилось их расширять. И мы сделали это очень быстро без остановки сервиса благодаря тому, что решения HPE можно масштабировать в режиме онлайн. Кроме того, существенным плюсом всего серверного оборудования этого вендора является отличное резервирование по всем узлам.

Алина Якиревич:

В 2018–2019 годах мы делаем ставку на умную и быструю CRM, работающую в режиме реального времени. У нас есть множество данных о наших клиентах, и пока мы не пользуемся ими в полную силу. Думаю, пришло время заняться их обработкой, а также использовать большие данные для того, чтобы иметь возможность оперативно формировать уникальные предложения.

Илья Соколов:

Конечно, для реализации таких проектов нам понадобится расширить уже имеющиеся мощности. И с оборудованием HPE это будет очень просто.

CNews: Компания Hewlett Packard Enterprise работает на российском рынке через партнеров. С кем из них взаимодействуете вы? Довольны ли вы сотрудничеством?
Илья Соколов:

Мы уже несколько лет работаем с компанией 4х4. Привлекаем их и к разработке архитектуры решений, и к подбору оптимальных ИТ-продуктов, и к тестированию, и к поставке с внедрением. 4х4 – золотой партнер Hewlett Packard Enterprise. Это говорит об уровне их экспертизы, а также о масштабе совместного с HPE бизнеса. Мы довольны этим сотрудничеством и с точки зрения профессионализма команды, и с точки зрения комфорта в общении, включая скорость реакции на наши запросы. Надеюсь, что в следующих проектах 4х4 также оправдает наши надежды.