CNews: Какие задачи автоматизации финсектора сегодня наиболее актуальны? Как изменились запросы ваших клиентов на ИТ-решения?
Илья Исаков:
Илья Исаков
На рынке компания работает уже 9 лет, многие наши методологи раньше занимали ключевые посты в банках, поэтому мы быстро понимаем, что нужно клиенту и как достичь бизнес-целей в его условиях

В России одной из основных задач финансовых организаций, в которых ИТ играют ключевую роль, остается подготовка регуляторной отчетности. Кроме того, крупные компании сейчас заняты переходом к подготовке отчетности по стандарту IFRS 9 – у нас он известен как МСФО 9. Большие инвестиции вкладываются в разработку прогностических моделей. Здесь недостаточно написать методологию – требуется организовать сбор данных из большого числа источников в гетерогенном ИТ-ландшафте.

Как правило, проекты данного типа своими силами не выполняются, для их реализации банки привлекают компании с такими компетенциями, как у нас. И чем выше уровень понимания банковского бизнеса у интегратора, тем более эффективный результат достигается. Что касается компетенций RBtechnologies, то на рынке компания работает уже 9 лет, многие наши методологи раньше занимали ключевые посты в банках, поэтому мы быстро понимаем, что нужно клиенту и как достичь бизнес-целей в его условиях – обычно сами предлагаем несколько вариантов решения.

CNews: Какие направления являются ключевыми в бизнесе RBtechnologies?
Илья Исаков:

Мы выделяем несколько основных направлений. Это – решение задач формирования регуляторной, рисковой и управленческой отчетности, которыми компания занимается с самого основания. Далее, это автоматизация всей цепочки деятельности казначейства, начиная с фронт-офисных операций на рынках капитала, money-market, Forex и заканчивая автоматизацией бэк-офисных операций, вплоть до формирования сообщений SWIFT, проводок, необходимой отчетности.

Поскольку у нас сильны компетенции в части учета и отчетности, мы пришли к идее отделить в ИТ-ландшафте «продуктовые» слои от учетных. Специалисты RBtechnologies разработали собственное решение, внедренное в том числе в банках из топ-10, которое позволяет получать данные о «продуктовых событиях», из продуктовых систем, и преобразовывать их в учетные события, и затем в проводки. Раньше это было серьезным вызовом для любого банка, который никому не удавалось преодолеть, но мы смогли сделать эту работу при выполнении проекта в «ЮниКредит Банке». Для бэк-офиса казначейства банка была внедрена система Kondor+TP компании Misys, которая недавно в результате слияния получила имя Finastra. Данный проект можно назвать уникальным для России.

Сейчас банки все больше пользуются сложными производными финансовыми инструментами – свопами, опционами, форвардными сделками и другими, сложные варианты которых на российском рынке начали применяться относительно недавно. Местные интеграторы обычно не могут их правильно реализовать. Эти инструменты можно обрабатывать и в традиционных системах. Для этого придуманы сложные и затратные пути так называемого финансового реверс-инжиниринга, когда сложная сделка для упрощения обработки представляется в виде суперпозиции более простых. Учет связи таких сделок приходится вести вручную. Естественно, это влечет за собой серьезные операционные риски, потому что обычно речь идет о больших суммах и крупных клиентах. Достоверность отчетности, в том числе клиентских выписок существенно снижается.

Эти риски снимают автоматизированные системы, которые умеют правильно обрабатывать эти продукты именно как единую сделку с полным жизненным циклом и набором необходимых атрибутов. Сейчас ведутся переговоры еще с рядом банков о внедрениях Kondor+TP для реализации таких требований. Мы локализовали систему не только для учета требований регулятора, но и перевели интерфейс на русский язык. Считаем, что у нее хорошее будущее на российском рынке.

CNews: Как вы развиваете собственные продукты?
Илья Исаков:
Илья Исаков
RBtechnologies – это прежде всего бизнес-интегратор. Мы изучаем поставленные клиентом бизнес-задачи и находим оптимальные решения, используя информационные технологии как инструмент

У RBtechnologies есть очень эффективное решение для формирования регуляторной отчетности. Это платформа, позволяющая выполнить уникальные бизнес-требования каждого банка, реализовать только то, что нужно, не переплачивая за ранее автоматизированные процессы. При этом сохраняется широкий набор таких функциональных возможностей, как учет внесения корректировок, контроль качества данных, частичный пересчет параметров для корректировки ошибок, удобный и понятный пользовательский интерфейс, обеспечение контроля за выполнением процесса сбора сложных форм и многое другое.

Следует подробнее рассказать про частичный пересчет параметров. Иногда системы-источники выдают неверные данные, и ошибка обнаруживается уже в готовом отчете. Пересчитывать отчет целиком слишком долго – банки всегда находятся в цейтноте. Поэтому мы придумали ноу-хау, которое позволяет пересчитать отдельные параметры и только те агрегаты, цепочки расчетов, которые были затронуты некорректными данными из системы-источника. Это достигнуто путем инновационного подхода к планированию вычислений, разбивке его на несколько независимых цепочек. При таком подходе время получения корректной отчетности после исправления входных параметров снижается в несколько раз и позволяет не нервировать регулятора поздним предоставлением отчетности в результате постоянно идущих в ИТ-ландшафте банка трансформаций. Решение успешно используется в одном из банков топ-10 для формирования всей регуляторной отчетности, что является показателем его гибкости и надежности.

Также у нас разработано решение Accounting Solution, позволяющее разделить в ИТ-ландшафте продуктовый и учетный слои – выше я уже говорил о нем. Это решение не только выводит бухгалтерский учет в отдельный слой, но и позволяет строить отчетность как по РСБУ, так и по МСФО, поддерживать несколько планов счетов.

«Главная Книга» – отдельное решение, позволяющее вести несколько планов счетов, не привязанных к продуктовым системам. Решение предназначено для обеспечения потребностей банков, которые сегодня вынуждены использовать большое количество продуктовых систем. При этом набор продуктовых систем может меняться довольно динамично. Большинство имеющихся на рынке решений – это АБС с урезанной до «Главной Книги» функциональностью. Такое решение имеет много ограничений, связанных с необходимостью «заглушить» лишние возможности. Наше решение создавалось сразу, как отдельное и таких минусов не имеет.

Одна из самых горячих тем в финсекторе – переход на IFRS 9. На рынке в этой области представлено довольно много решений разных вендоров. Мы являемся партнерами ведущих представителей – Finastra, Oracle, SAS. Каждый имеет свои плюсы. У нас развернуты стенды каждого из них. Один из вопросов, которые требуют внимания – внесение корректировок в соответствии с макроэкономическими показателями в модели построения вероятности дефолта клиента. У нас есть система собственной разработки, которая позволяет, собрав макроэкономическую информацию из различных источников, разработать статистическую модель с соответствующими корректировками. Причем, мы отмечаем очень высокую предсказательную силу этой модели. И ее можно применить к любой существующей системе, которая позволяет реализовать требования IFRS 9.

Илья Исаков:

«Интеграторам придется обратить внимание на то, чтобы помогать различным компаниям делать свой бизнес с использованием возможностей банков, создавать эти экосистемы. Это в свою очередь требует освоения очень широкого спектра программных систем, ранее не встречавшихся в мире финансов, конкурировать с интеграторами, которые работали там.

Банков в том виде, в каком они есть сейчас, мы через несколько лет не увидим. Сейчас все меньше людей приходят в отделения, растет число пользователей удаленных каналов обслуживания. В этом же направлении будет развиваться банковский бизнес и дальше, а задача интеграторов – уже не поддержать этот тренд, а не оказаться позади».

CNews: Имея собственные ИТ-решения, вы остаетесь интегратором или будете переходить в категорию поставщиков систем?
Илья Исаков:

RBtechnologies – это прежде всего бизнес-интегратор. Мы изучаем поставленные клиентом бизнес-задачи и находим оптимальные решения, используя информационные технологии как инструмент. Можем поставлять собственные решения, самостоятельно интегрировать их в ИТ-ландшафт клиента, либо привлекать на проекты партнеров.

Недавно мы внедрили решение Finastra FusionRisk, интегрировав его с сильнейшим отечественным решением «ЦФТ-Банк». Это позволило заказчику использовать международный опыт применительно к региональной специфике для решения задач управления рисками и учета требований IFRS 9. Более подробно расскажем об этом проекте на Форуме банковских казначеев, который состоится 21–22 сентября в Москве.

Еще одна актуальная задача – построение хранилищ данных – Data Warehouse. Мы делаем такие проекты под ключ: от разработки моделей и до построения витрин, особенно если они связаны с отчетностью РСБУ, МСФО, управленческой, налоговой – это наш конек.

CNews: Какое место в банковском бизнесе занимает клиентская аналитика? Вендоры предлагают самые разнообразные решения, но что реально используется банками?
Илья Исаков:

Из того, чем занимается RBtechnologies, наиболее востребована аналитика в сфере выявления финансового мошенничества, AML – противодействия отмыванию доходов. Причем у нас есть интересная практика. В одном из филиалов довольно крупного банка обнаружился резкий рост смертности среди заемщиков. Эту информацию начали проверять и выяснили, что клиенты предоставляли в банк фальшивые справки о смерти и избавлялись таким образом от кредита. Это очень необычное мошенничество, никто не думал, что такое возможно, но мы помогли его раскрыть. Для того чтобы успешно решать такие задачи, нужно понимать бизнес, с которым вы работаете, и обращать внимание на события, которые другие не замечают, даже если они на первый взгляд никак не связаны.

CNews: Сохраняется ли сегодня проблема локализации иностранных систем в соответствии со спецификой российского финсектора, и как вы решаете эту задачу?
Илья Исаков:
Илья Исаков
Одна из самых горячих тем в финсекторе – переход на IFRS 9. На рынке в этой области представлено довольно много решений разных вендоров. Мы являемся партнерами ведущих представителей – Finastra, Oracle, SAS

Мы смогли решить эту задачу в основном благодаря нашему подходу, в соответствии с которым на уровне архитектуры разделяем продуктовый и учетный слои. Продуктовым системам нужно дать делать то, что они умеют – управлять продуктами, а обогащение, трансформацию данных, формирование учетных событий выносить в отдельный слой. Даже если система для бэк-офисной обработки казначейских операций типа Kondor+TP умеет выполнять отдельные задачи, формировать учетные события, но в парадигме свойственной зарубежным банкам, не нужно пытаться взвалить на нее этот груз целиком. Этот подход очень облегчает работу и интегратора, и службы поддержки.

CNews: Как с вашей точки зрения будет выглядеть банковский бизнес через несколько лет?
Илья Исаков:

После принятия европейского норматива оказания платежных услуг Payment Services Directive – PSD2 – многие стали говорить, что банки превратятся в некие продуктовые «трубы» для предоставления ликвидности. Все общение с клиентами рискует уйти компаниям, которые до недавнего времени не ассоциировались с финсектором, таким, как Amazon, Facebook и т.п. В банках этот риск вполне осознают и уже начинают выстраивать свои экосистемы, чтобы не оказаться в роли безмолвной трубы для перекачки денег. Интеграторам придется обратить внимание на то, чтобы помогать различным компаниям делать свой бизнес с использованием возможностей банков, создавать эти экосистемы. Это в свою очередь требует освоения очень широкого спектра программных систем, ранее не встречавшихся в мире финансов, конкурировать с интеграторами, которые работали там.

Несмотря на то, что в США подобную директиву еще не приняли, за PSD2 большое будущее, и банков в том виде, в каком они есть сейчас, мы через несколько лет не увидим. Точно так же, как сейчас не существует банков, работающих по моделям 20-летней давности. Сейчас все меньше людей приходят в отделения, растет число пользователей удаленных каналов обслуживания. Совершенно нормальной становится ситуация, когда клиент даже за картой не приходит в банк – он оставляет заявление на сайте и подписывает договор, привезенный курьером в удобное ему место. В этом же направлении будет развиваться банковский бизнес и дальше, а задача интеграторов – уже не поддержать этот тренд, а не оказаться позади.

CNews: Чем собирается заниматься ваша компания в ближайшие годы?
Илья Исаков:

Сегодня системы отчетности базируются в основном на проприетарном ПО, но мы вместе с клиентами все чаще используем решения OpenSource – с открытым исходным кодом, – используем базы данных PostgreSQL и другие. Одно из важных направлений – фронтофисные системы, потому что на рынке ощущается недостаток хороших и при этом не слишком дорогих решений. Продолжим заниматься управлением рисками и системами формирования отчетности.

Мы планируем также развиваться вширь – повышать объемы выручки в небанковских организациях и усиливать свое присутствие за рубежом, в первую очередь в странах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, которые сейчас стремительно развиваются. Там есть очень интересные и новые для нас темы, такие, как исламский банкинг со всеми его особенностями. В этом году Ближний Восток фактически взорвал рынок заимствований, увеличив его объемы примерно на 40%, поскольку ближневосточные страны до недавнего времени были почти чистыми покупателями долговых обязательств, а в прошлом и этом году начали массово выпускать свои займы. В частности, сейчас проводим эксперименты с одним нашим банком-партнером по настройке учета в соответствии с требованиями исламского банкинга на базе нашего решения Accounting Solution. Пробуем адаптировать существующие системы для работы на рынках капитала к требованиям исламского банкинга. Думаю, что скоро будут новости о новых зарубежных проектах.

Павел Притула