|
|
Обозрение подготовлено
На отечественный рынок систем электронного документооборота в ближайшее время будут оказывать влияние два противоположных фактора. В сторону уменьшения объемов этот сектор будут "тянуть" объективные экономические факторы, от влияния которых не сможет укрыться практически ни один сегмент российской экономики. С другой стороны, подталкивать рынок к росту будут активные поиски заказчиками "панацеи" повышения эффективности в период кризиса. Не исключено, что избавление от бумажного документооборота в пользу электронного документального взаимодействия окажется в результате одним из наиболее действенных инструментов для бизнеса в обозримой перспективе.
Российский рынок СЭД демонстрировал в последние годы устойчивый рост – по экспертным оценкам 20-25% ежегодно. Причем даже в 2008 году, когда страна уже начала чувствовать влияние приближающейся рецессии, количество запросов на проекты по внедрению систем электронного документооборота, по утверждению некоторых разработчиков и интеграторов СЭД, выросло примерно вдвое.
"Потенциал у рынка СЭД очень большой - в стране сотни тысяч предприятий и организаций, - рассказал CNews генеральный директор компании ЭОС Владимир Баласанян. – Но сегодня, по имеющимся у нас данным, общее число внедренных в России промышленных СЭД составляет лишь десятки тысяч, так что при текущих темпах роста насыщение наступит еще совсем не скоро". По его оценке, традиционно в числе потребителей доминируют госсектор, банки и топливно-энергетический комплекс. Большой интерес к СЭД проявляли до середины 2008 года промышленные предприятия и ритейл.
Рост спроса напрямую влиял на формирование предложения и ужесточение конкуренции. "Сегодняшний заказчик СЭД хорошо подкован в информационных технологиях и достаточно требователен, - считает генеральный директор компании "Босс-Референт" Андрей Гриб. - Он уже прошел этап автоматизации учета управленческой документации и заинтересован в повышении эффективности бизнеса за счет автоматизации процессов управления документами. В ответ на растущие требования заказчика разработчики активно развивают свои продукты, выпускают новые версии, расширяют функционал".
Эксперты расходятся в оценках, касающихся степени зрелости рынка СЭД. Одни считают этот рынок уже сформированным, обращая внимание на широкий спектр представленных на нем решений. Другие придерживаются мнения, что рынок находится еще в самом начале формирования, ссылаясь на отсутствие единых стандартов подобных систем. "Имеющиеся решения зачастую невозможно сравнить и сопоставить, получить гарантии качества, - отмечает г-н Баласанян. - Не говоря уже о том, что эти СЭД не могут обмениваться документами и данными о них, поскольку просто "не понимают" друг друга". Отсутствие стандартизации СЭД, по его мнению, является одним из наиболее значимых факторов, сдерживающих рост этого рынка. В числе других проблем, не дающих рынку развиваться быстрее, чем хотелось бы – дублирование электронного документооборота бумажным. Причем интересно, что это происходит не только у компаний, "недоавтоматизировавших" свой документооборот, но и у таких "передовиков информатизации", как Пенсионный фонд РФ или ФНС.
Если ранее ключевым препятствием для перехода к безбумажному документообороту являлась проблема отсутствия (либо недостаточного развития) технической инфраструктуры, то сегодня она в значительной степени преодолена. Однако существенным сдерживающим фактором продолжает оставаться инерция деловой культуры. Ведь до последнего времени государство не предпринимало никаких серьезных шагов по созданию соответствующих требований и нормативов. Хотя в отдельных областях - в первую очередь, связанных с взиманием платежей с граждан - продвижение было достаточно заметным.
Еще несколько лет назад от системы электронного документооборота ждали, главным образом, умения учитывать бумажные и электронные документы и управлять их исполнением. Сегодня спектр функциональных и технологических требований к таким системам существенно расширился. На первый план, по мнению г-на Баласаняна, выходят технологии потокового сканирования и штрих-кодирования бумажных документов. Растет спрос и на функции электронного согласования проектов документов, позволяющие существенно сократить срок принятия решений. Увеличивается востребованность ЭЦП, которая в России считается неотъемлемым атрибутом юридической значимости.
Современная СЭД также должна позволять "программировать" сложные регламенты выполнения работ и обеспечивать управление ими. Немаловажным требованием к таким системам является возможность их эффективной интеграции с другими приложениями, используемыми в организации: ERP-системами, корпоративными порталами и т.д. Кроме того, отмечается интерес заказчиков к дополнению имеющихся СЭД решениями, поддерживающими технологии работы с архивными документами.
В то же время, эксперты отмечают, что наблюдается некоторое технологическое отставание присутствующих на рынке СЭД решений от потребностей заказчиков. Имеющиеся системы пока не настолько совершенны, чтобы полностью обеспечить необходимое удобство выполнения отдельных операций с документами. "Только в самое последнее время начали активно развиваться новейшие технологии интерактивного взаимодействия человека с компьютером, такие как сенсорные экраны и панели, - отметил г-н Баласанян. - Эти технологии позволяют, например, с помощью стилуса вносить в документы "рукописные" исправления или комментарии, подписывать документы "рукописной" подписью и т.д."
Генеральный директор компании "АйТи" Тагир Яппаров отмечает, что на рынке СЭД сегодня представлено множество решений разной степени функциональной насыщенности. Все эти продукты условно можно разделить на три категории: коробочные решения для автоматизации работы канцелярии, платформы, а также системы-надстройки. – По его словам, первые позволяют автоматизировать лишь узкую часть процесса делопроизводства и, соответственно, все меньше удовлетворяют потребностям современных заказчиков. Вторые, наоборот, имеют практически неограниченные возможности для автоматизации бизнес-процессов, однако их кастомизация, внедрение и сопровождение обходятся очень дорого. По оценке г-на Яппарова, рынок демонстрирует сегодня наибольший интерес к третьему виду продуктов – системам-надстройкам, основанным на промышленных решениях ведущих мировых вендоров. Преимущество таких продуктов - в оптимальном соотношении ценовых и функциональных характеристик, простоте кастомизации и быстрых сроках внедрения. Он считает, что в ближайшие годы именно такие системы окажутся наиболее востребованными.
Давая среднесрочный прогноз развития спроса на решения класса СЭД, участники рынка отмечают неизбежность негативного влияния на рынок текущей экономической ситуации. Однако при этом они убеждены, что процесс автоматизации управления в организациях не может быть полностью заморожен: ведь повышение эффективности бизнеса сегодня становится основным условием его "выживания". Зато подход заказчиков к выбору решений станет более требовательным и избирательным. Г-н Яппаров убежден, что основными критериями при отборе систем и исполнителей станут стоимость, функционал и сроки внедрения. "В связи с этим, наиболее уверено будут чувствовать себя производители решений, которые не так дороги и сложны, как западные платформы, - отмечает он. – Но в отличие от сугубо канцелярских систем, такие решения смогут обеспечить возможность автоматизации целого комплекса управленческих процессов".
Г-н Гриб также констатирует, что тема эффективности становится для заказчиков сегодня особенно актуальной. Поэтому значительного снижения спроса на рынке СЭД он не ожидает. Однако произойдут некоторые изменения с точки зрения структуры спроса. "Сегодняшнюю позицию большинства потенциальных заказчиков уместно назвать "наблюдательной": компании внимательно отслеживают происходящие изменения, ищут способы адаптироваться в новых условиях, - рассказал он CNews. – Думаю, что озадаченные вопросами повышения эффективности, заказчики будут искать системы, позволяющие автоматизировать ключевые управленческие процессы, ускорить процедуры принятия решений, снизить влияние человеческого фактора. Скорее всего, снизятся продажи наиболее дорогостоящих СЭД, в которые изначально заложен избыточный функционал".
Он считает, что неизбежны изменения и в структуре бизнеса самих заказчиков – следует ожидать новых поглощений, слияний, укрупнений. В этих условиях еще более актуальными станут задачи организации эффективной работы в условиях территориальной распределенности подразделений, формирования единого информационного пространства. "Процесс слияний и поглощений компаний потребует новых механизмов управления, обеспечивающих прозрачность движения информации и единое информационное пространство, - отмечает г-н Яппаров. - Эти задачи также решаются системами класса СЭД, и заказчики отдают предпочтение тем решениям, которые позволяют оперативно подстраиваться под меняющиеся внутренние процессы".
По мнению г-на Гриба, изменение структуры спроса на СЭД в наибольшей степени затронет государственных заказчиков. С их стороны следует ожидать скорого отказа от так называемых "канцелярских систем", поскольку их возможности не удовлетворяют задачам, которые сегодня ставятся перед госструктурами. "Будет наблюдаться тенденция к замещению морально устаревших продуктов решениями, включающими такие важные для госорганов элементы, как модули для автоматизации работы с обращениями граждан, многоуровневые канцелярии в условиях территориальной распределенности, встроенные механизмы отчетности и контроля, - отмечает он. - Вырастет спрос на системы с открытым кодом, на решения, обеспечивающие работу по принципу "единого окна"".
Предпосылок стабильного роста рынка СЭД, по мнению участников рынка, сегодня вполне достаточно – и "вопреки", и "благодаря" кризису. Это рост общего уровня информационной грамотности заказчиков, понимание топ-менеджментом того факта, что для повышения эффективности работы необходимы современные средства автоматизации управления. Стимулом это роста могла бы оказаться четкая и ярко выраженная государственная политика в области СЭД, но пока она только в планах.
Впрочем, как бы эффективно ни был организован электронный документооборот в отдельно взятой организации – отправка "вовне" и прием "извне" юридически значимых документов, как правило, осуществляется в бумажном виде. По убеждению г-на Баласаняна, сегодня организация распределенного и межведомственного (межкорпоративного) электронного документооборота, создание единого документационного пространства в стране является ключевой проблемой развития рынка СЭД и задачей, от которой зависит возможность создания "электронного правительства" в России.
"Исторически сложилось так, что каждая организация сама заказывала или покупала ту систему, которую считала для себя наиболее приемлемой, а государство в целом не предъявляло к этим системам абсолютно никаких требований, - отмечает он. - В результате, сегодня только в федеральных органах исполнительной власти используются два десятка различных систем, не способных обмениваться документами". Г-н Баласанян считает, что для органов власти такая ситуация недопустима, поскольку и государственное управление, и оказание услуг государством осуществляется именно в ходе межведомственного документооборота. Если в России будет создано "национальное документационное пространство", где любой электронный документ, созданный в любой организации, будет понятым и юридически значимым в другой организации, – то страна сможет решить проблему и транснационального электронного документооборота.
"Задача создания межведомственного электронного документооборота в России прописана в одном из положений недавно принятой Концепции электронного правительства до 2010 года, и переход к использованию стандартизированных, технологически совместимых СЭД государственными органами должен повысить качество оказываемых государственными органами услуг, - считает г-н Яппаров. - Очевидно, что для достижения таких целей потребуются решения с широким функционалом, с успешным опытом использования в работе госструктур, с возможностями поддержки масштабного документооборота, свойственного этой категории заказчиков".
Помимо отсутствия межведомственного документооборота, формированию электронного документооборота в России, который должен стать реальностью в 2010 году, мешает также ряд других проблем. Это и низкий уровень компьютерной грамотности чиновников, и недостаточный уровень ИТ-оснащенности госучреждений, и еще не завершившаяся "интернетизация" страны. Кроме того, развитие электронного документального взаимодействия государства и гражданина останавливает еще один неразрешенный вопрос - идентификация физического лица. Участники рынка прогнозируют, что эта проблема рано или поздно будет решена. В будущем человек сможет один раз лично получить "электронный паспорт" - и в дальнейшем использовать его для самоидентификации в интерактивных информационных системах, обмениваясь документальной информацией с любой государственной структурой. При этом риски подделки документов при электронном взаимодействии вряд ли будут большими, чем при привычном бумажном документообороте.
Элеонора Ершова / CNews Analytics