|
|
Обозрение подготовлено
SaaS как новая модель предоставления ПО – в аренду – уже набирает популярность в мире и постепенно добирается до России. Пока у сервиса здесь нет наработанной практики, но предложение постепенно начинает формироваться. Вполне возможно, что интерес к SaaS активизируется на фоне новых экономических условий и общей установки на сокращение издержек. Главное, чтобы этот сервис действительно позволял в конечном итоге экономить.
Для российского бизнеса модель SaaS пока не очень понятна: нет наработанной практики, почти отсутствует соответствующее предложение, и, к тому же, страшновато размещать свою коммерческую информацию на чужих серверах. Тем не менее, на западе SaaS уже получил первых пользователей, которые оценили преимущества данной модели с точки зрения экономии средств на коробочные продукты.
Пока российские инвесторы с осторожностью приглядываются и оценивают перспективы SaaS, иностранцы уже заинтересовались отечественными разработчиками и даже оценили один из SaaS-проектов ("Мегаплан") в несколько миллионов долларов. К слову, у "Мегаплана", развивающего направление collaboration software, уже есть 250 клиентов, получающих софт в аренду. Из них 70% приходится на российские компании (примерно половина из них – Москва), а остальные – на Украину, Белоруссию и дальнее зарубежье.
SaaS – это модель распространения веб-приложений, при которой производитель софта не упаковывает его в коробку и не выкладывает на полку магазина каждую копию, а размещает у себя на сервере, организуя доступ к нему доступ множества клиентов через интернет. Аренда ПО имеет ряд неоспоримых преимуществ.
Во-первых, арендованный софт не надо поддерживать своими силами. Эту заботу берет на себя разработчик или провайдер. Он будет следить за железом, на котором работает приложение, обеспечивать постоянную работоспособность и доступность сервисов и т.д. Если появится какая-то ошибка – она будет у всех клиентов разом и чинить ее надо в одном месте, что несравнимо проще выпуска заплатки для каждой копии в отдельности.
Во-вторых, SaaS всегда доступен из любой точки мира, где есть интернет. Т.е. клиенту не стоит переживать из-за потери связи с офисом, как только он его покинет. Достаточно иметь ноутбук/коммуникатор и хот-спот под рукой, либо GPRS-модем – чтобы всегда оставаться в сети.
В-третьих, обновление программ, распространяемых по модели SaaS, происходит плавнее – можно избежать скачков от одной версии к другой. Как только разработчик реализовал какое-то улучшение, оно сразу же становится доступным всем клиентам одновременно.
И, наконец, платить за аренду нужно не единоразово и много (как за коробочный софт), а мелкими платежами через определенные временные интервалы – это особенно актуально для малого бизнеса и стартапов, у которых кэш-флоу близок к нулевому.
Очевидно, что у SaaS есть не только достоинства. Самым большим недостатком сервиса, по мнению российского бизнеса, является безопасность данных клиентов. Отечественные компании не привыкли хранить свои проекты и клиентские базы на чужих серверах – боятся воровства. Рассуждая логически, понятно, что разработчик, со штатом квалифицированных администраторов и специалистов по безопасности, защитит общие базы куда надежнее, нежели чем сам клиент, иногда имеющий очень отдаленное представление об информационной безопасности. Однако разум, как всегда, находится в противоречии с эмоциями – и в этом вопросе тоже.
Автоматизация бизнес-процессов с помощью SaaS-продуктов пока преимущественно сводится к двум основным направлениям: управлению продажами (CRM) и организации совместной работы в компании (content, communications and collaboration, CCC).
Мировой лидер в области SaaS CRM – американская компания SalesForce.Com, оборот которой в 2008 г. финансовом году составил около 750 млн долл. Компания нетривиально ведет отчетность – так, 31 октября 2008 г. она завершила третий квартал 2009 г., отчитавшись о росте доходов на 43% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 5% - по сравнению с предыдущим кварталом. За последний отчетный период компания приобрела более четырех тысяч новых клиентов (их общее количество составляет чуть менее 52 тысяч - на 36% больше, чем год назад). По итогам 2009 финансового года она ожидает выручку свыше 1 млрд дол.
SalesForce.Com создана в 1999 г. бывшим топ-менеджеров Oracle и разместилась на NYSE в 2004 г. (у компании примечательный тикер – CRM). Своим серьезным конкурентным преимуществом она считает обеспечение клиентам возможности кастомизации (настройки под себя) решений с помощью специальной платформы AppExchage и универсальных интерфейсов API.
Любопытно, что другой крупный поставщик ПО по модели SaaS – NetSuite – был создан при финансовой поддержке главы Oracle, Ларри Эллисона. Компания также разместилась на NYSE и предоставляет в аренду CRM, ERP, а также решения для электронной коммерции.
На рынке BI по модели SaaS, по собственному заявлению, решила занять позицию, аналогичную той, что в секторе CRM удалось Salesforce, компания LucidEra. Она конкурирует здесь с поставщиками Cloud9, Oco и PivotLink.
Сollaboration soft (софт для совместной работы) организует обеспечивающие процессы – позволяет управлять развитием, личным временем, принятием совместных решений. Так называемые таск-менеджеры - решения, направленные на автоматизацию управления задачами (BaseCamp, Hitask, DotProject), корпоративной почтой и совместной работой с документами (Google docs, Zimbra, Zoho), списками дел (Remember the milk, Ta-da List), а также управления личным временем (Google Календарь), знаниями и общением (всевозможные wiki-проекты).
Этот сегмент рынка SaaS оценивается Gartner в 2,1 млрд долл. К 2012 году ожидается его рост до 4,7 млрд долл. Как ни странно, доля сегмента CRM по SaaS несколько меньше – 1,7 млрд долл. по прогнозам на 2008 г., и рост до 3,2 млрд долл. к 2012 г.
Прогноз динамики мирового рынка SaaS, 2008-2012 (млрд долл.)
Источник: Gartner, 2008
В целом же доходы от ПО, предоставляемого по модели SaaS, по итогам 2008 года составят более 6,4 млрд долл., ожидают в Gartner. Это на 27% превысит показатели 2007 г. (5,1 млрд долл.). К 2012 показатель, предположительно удвоится – до 14,8 млрд долл. При этом удаленное ПО, доступное через веб, займет четверть софтверного рынка для бизнеса. В 2005 г. на него приходилось лишь 5%.
Залогом успеха платформы SaaS на западе стали два важных фактора. С одной стороны, необходимость развития с минимизацией стоимости внедрения и поддержки решений. С другой стороны, для продвижения этого сервиса уже сформировалась серьезная рыночная инфраструктура: легкость осуществления электронных платежей, надежные дата-центры, фокус на использование легальных продуктов, существование разветвленной розничной и дистрибьюторской сети и т.д.
В итоге аналитики прогнозируют дальнейший рост числа клиентов, эксплуатирующих системы по модели SaaS. Соответственно, услуги интеграторов и консалтеров будут становиться менее востребованными. В подобной расстановке приоритетов ключевую роль сыграет параметр снижения издержек. Так, по расчетам Gartner, организации экономят 25-40% от стоимости проекта, используя для развертывания CRM-приложений модель "по требованию". В результате компании меньше зависят от крупных внешних поставщиков услуг (external service providers – ESPs), традиционно в рамках таких проектах помогающих оптимизировать бизнес-процессы.
По данным Gartner, из 100 крупнейших развертываний SaaS-систем в 2007 и 2008 годах менее 10% клиентов привлекали на проект системного интегратора или внешнюю консалтинговую фирму. На основании этого аналитики прогнозируют, что к 2012 году роль внешних поставщиков в проектировании, настройке и внедрении CRM заметно уменьшится, и в целом около 30% клиентов будут работать по модели SaaS. Рост сектора будет составлять около 20% ежегодно.
Рынок ПО, сдаваемого в аренду, в России пока ничтожно мал - разглядеть его можно только под лупой. На сегодняшний день здесь есть лишь несколько подобных проектов. "Мой склад" пытается автоматизировать складскую логистику. Teamer создает некий аналог продукта Basecamp компании 37Signals. "Мегаплан" предлагает набор ПО класса collaboration: "Мегаплан: Таск-менеджер" - система управления задачами и развитием, "Мегаплан: Тайм-менеджер" – продукт для управления списками дел и личным временем, "Мегаплан: Проект-менеджер" – продукт, включающий модули управления задачам, проектами. Кроме того, компания развивает направление CRM.
Основной проблемой на рынке SaaS решений в России является, собственно, его отсутствие: пока нет оформленной потребности со стороны клиентов, отсутствует доверие к SaaS-продуктам, не организована и сама сбытовая инфраструктура. Формирование рынка, с точки зрения маркетинга, возможно двумя способами: эволюционным и революционным. Первый, которым шел западный рынок – от спроса, т.е. когда спрос формирует предложение. В этом случае компании, выходящие первыми на рынок, обычно снимают сливки и занимают лидирующее положение, не тратя на это огромных маркетинговых бюджетов. Второй – революционный – от предложения: когда компания понимает, что рынка нет и самопроявится он не скоро, но его можно создать. В этом случае компания оплачивает создание рынка и становится на нем лидером. Таким путем, видимо, будет развиваться рынок SaaS-продуктов в России. Его игроки при этом отнюдь не теряют оптимизма. "Пока только ИT-публика понимает, что SaaS перспективен, а обычному бизнесу это еще не очевидно, - говорит Аскар Рахимбердиев, генеральный директор компании "Логнекс", создавшей сервис "Мой склад". - Но рано или поздно все придут к SaaS, потому что это удобно и дешево".
Таким образом, перед отечественными SaaS-"новичками" стоит непростая задача – создать в России рынок продуктов для автоматизации неосновных бизнес-процессов, которые можно будет сдавать в аренду. Так, "Мегаплан" развивает бесплатный сервис "Мегаплан: Тайм-менеджер" для управления личным временем, ориентированный на массовый рынок интернет-пользователей, а также представляет несколько комплексных информационных решений для отдельных сегментов - дизайн студий и рекламных агентств (Мегаплан: Проект-менеджер), стартапов (Мегаплан: Startup-менеджер), фрилансеров (Мегалан: Лайф-менеджер), небольших торговых компаний (Мегалан: Трейд-менеджер). В этих решениях к опорному продукту – Таск-менеджеру - будут добавлены модули CRM, финансы, управление продажами и т. д. По оценкам команды Мегаплана, на создание рынка SaaS таск-менеджеров в России у них уйдет 2 года и примерно 3-4 млн долл.
Очевидно, что в первую очередь для создания рынка необходимо оформить соответствующую потребность в сознании потребителей – например, руководителей компаний малого и среднего бизнеса. В России таковых около 850 тыс., из которых, так или иначе, автоматизируют работу примерно половина. Если до половины от этой половины удастся донести, что управление по почте, ведение финансов в Excel или размещение файлов на внешнем фтп-сервере не самый удобный способ автоматизации, то потенциальный рынок SaaS продуктов можно оценить примерно в 200 тыс. клиентов. Если предположить, что годовая подписка на средний пакет управления компанией из 20 человек будет стоит 30 тыс. рублей, то объем сектора SaaS для СМБ превысит 200 млн долл.
Как бы то ни было, в России пока не создано инфраструктуры для продажи SaaS. "Директ продажи нам не очень интересны. Гораздо лучше работает контекстная реклама. Наши потенциальные пользователи сидят в интернете – значит, их надо искать именно здесь", - делится опытом г-н Рахимбердиев. У немногочисленных дистрибьюторов софта (1С, "Софтлайн") SaaS-продукты пока не включены в линейку ассортимента. Интернет-магазины (Softkey, allsoft) их тоже еще не продают. В итоге, по мнению Михаила Уколова, совладельца "Мегаплан", компаниям на этом рынке в первые 3-4 года жизни придется строить короткий прямой сбытовой канал – "вендор – клиент", без посредников.
Еще одной сложной проблемой формирования рынка является недоверие к SaaS-платформе. По оценкам экспертов, как российских, так и западных, ее поможет решить лишь время и наработанная в течение длительного времени репутация SaaS-провайдеров. "Кстати сейчас, в связи с, так скажем, интересной ситуацией на финансовом рынке, многие руководители СМБ начнут сокращать издержки - и вот тут почему бы и не поэкспериментировать с SaaS?", - предлагает Леонид Делицын, аналитик "Финам".
Алина Максиматкина