|
|
Обозрение подготовлено
Пик развития российского рынка HRM-систем (систем управления трудовыми ресурсами) пришелся на 2007-2008 годы. В пессимистических прогнозах этому сегменту пророчат спад: ведь если нет необходимости в привлечении/удержании персонала на ближайшую перспективу – не нужны и соответствующие ИТ. Однако подобный сценарий участники рынка готовы оспорить, приводя в качестве аргументов целый ряд факторов, способных позитивно повлиять на рост спроса отечественных заказчиков на HRM-системы.
Еще весной 2008 года, когда ни о кризисе, ни о его масштабах особенно не задумывались, будущее рынка труда представлялось неоспоримым. В совместном исследовании SAP и Economist Intelligence Unit прогнозировалось усугубление ситуации, связанной с нехваткой квалифицированного персонала в странах с развивающейся экономикой. Предполагалось, что в ближайшие три года компании, столкнувшись с жесточайшим дефицитом кадров, будут вынуждены ускоренными темпами внедрять методы управления талантами и в том числе – современные многофункциональные HRM-системы. Согласно данному исследованию, более 69% российских HR-менеджеров предвидели весной прошлого года увеличение трудностей при подборе и удержании персонала в течение ближайших трех лет. Среди проблем, особенно характерных для России, были отмечены утечка кадров за границу, отрыв высшего образования от нужд реального бизнеса и отсутствие четких стандартов в обучении.
Спустя полгода опасения кадровиков были серьезно скорректированы той ситуацией, которая сложилась на фоне кризиса. Массовые сокращения штата, резкое снижение уровня зарплат, возможность без особого труда привлечь в компанию хорошего специалиста на меньшие (по сравнению с началом 2008 года) деньги. Главным "бонусом" на текущий год для специалиста становится возможность "выжить" в компании и избежать потерь в заработной плате. В ситуации, когда задача привлечения и удержания талантливых специалистов отходит на задний план, а главной целью становится сохранения бизнеса, "кадровые" ИТ-решения перестают оставаться приоритетным направлением информатизации большинства компаний.
Последние полтора-два года российский рынок HRM-решений развивался достаточно активно. Вендоры, в основном, были сосредоточены не на создании новых продуктов, а на развитии функциональности существующих решений. Коммерческий директор компании Molga Евгений Васильев считает этот рынок уже сформированным: здесь работает достаточное количество конкурентных компаний-интеграторов, и новых серьезных игроков в последние годы не появилось. По его мнению, наибольший спрос на HRM-решения наблюдался в начале 2008 года, когда ими заинтересовались многие крупные российские торговые сети. "Данная тенденция вполне объяснима: ранее отечественные ритейлеры расширялись и вели региональную экспансию, которая требовала больших операционных затрат, - поясняет он. – А к середине прошлого года компании приступили к анализу и, соответственно, задумались об эффективности кадрового менеджмента".
Директор департамента внедрения "Босс-Кадровик" компании "АйТи" Владимир Осипов отметил, что если еще года два назад наблюдался рост рынка HRM-решений за счет количества проектов, то сейчас он в основном обусловлен расширением функциональных границ проектов и, как следствие, - увеличением их стоимости. В течение последних лет, по его мнению, изменилась ситуация и в позициях основных игроков рынка HRM-решений. Еще сравнительно недавно на рынке работали около двух десятков разработчиков. Решения каждого из них ориентировались на определенный сегмент заказчиков. Сегодня же доминируют несколько ведущих вендоров – российских и зарубежных, продукты которых "закрывают" все сегменты рынка. Основными преимуществами западных систем является широта функционала, однако ведущие российские HR-системы уже сейчас сопоставимы по возможностям с решениями западных брендов, при этом выигрывая у них с точки зрения адаптированности к российской специфике учета и управления персоналом.
Отечественные реалии законодательства в области трудовых отношений, действительно, таковы, что от HRM-системы требуются серьезные возможности по расчету зарплаты и налогов в соответствии с российским законодательством. Зачастую этот фактор (который лучше отражен в отечественных решениях), оказывается для потенциальных заказчиков в большей степени значимым, чем функциональные возможности систем в области управления персоналом. Другие критерии сравнения подобных решений, которые становятся ключевыми для заказчиков, – стоимость внедрения и сопровождения, производительность, гибкость, быстродействие, защищенность и др.
Многие эксперты отмечают существенный рост востребованности западных "кадровых" решений в последние годы. Так, по оценке г-на Васильева, доля SAP на российском рынке HRM-систем сейчас составляет более 50%. "Это объясняется тем, что компания инвестировала средства в локализацию своего решения, в системе имеется стандартная поддержка российского законодательства, - рассказал он CNews. – Так что сейчас SAP конкурирует с отечественными компаниями в вопросе быстрой и адекватной реакции на происходящие в стране изменения".
Г-н Васильев также отметил еще одну интересную тенденцию: если раньше очередь внедрения HRM-модуля в компаниях наступала едва ли не в последнюю очередь, то в настоящее время внедрение ERP-систем часто начинается именно с модуля управления персоналом, откладывая внедрение другого функционала на более поздний период.
Действительно, в минувшем году крупные проекты по внедрению HRM-системы велись во многих компаниях. Например, силами GMCS была запущена в промышленную эксплуатацию единая информационная система управления персоналом "ПетерСтар". Внедренная система содержит необходимый набор инструментов для эффективного решения как оперативных, так и стратегических задач управления персоналом. Задачи повышения эффективности управления персоналом вышли на первый план и в общей стратегии развития "Промсвязьбанка", также реализовавшего в 2008 году HRM-проект, который в дальнейшем планируется распространить на все филиалы.
Активный спрос на решения в области автоматизации управления персоналом в 2008 году подтверждается и заинтересованностью компаний-интеграторов в развитии этого направления. Например, консалтинговой практикой по HRM-системам решила заняться OXS (входящая в ГК "Оптима"). Консультанты OXS курируют заказчиков в вопросах разработки кадровой стратегии и подготовки процессов управления персоналом к внедрению информационных систем. При этом, по утверждению компании, за относительно короткий период ей удалось сформировать команду профессиональных консультантов по этому направлению и начать реализацию проектов для крупных российских заказчиков.
Если прошлый год можно отнести к категории удачных для отечественного рынка HRM-систем, то начало 2009 года уже продемонстрировало, что в текущей экономической ситуации на рост этого сегмента можно не рассчитывать. В условиях кризиса компании серьезно изменили свое отношение к HRM-системам. "Начало 2008 года ознаменовалось бумом в этой области, но некоторые компании изначально не закладывали данные проекты в свою стратегию и не представляли, что они получат на выходе. В результате часть заказчиков отказалась от подобных проектов, - отмечает г-н Васильев. - Однако те компании, которые понимали, что внедрение HRM-системы ведет к повышению производительности труда и, соответственно, к росту эффективности компании, ввели данные проекты в ранг стратегических и продолжают их в текущих условиях". Он считает, что, несмотря на кризис, сейчас у HRM-решений есть серьезные перспективы на российском рынке: такими системами продолжают интересоваться отечественные нефтяные компании, крупные розничные сети, предприятия ТЭК. Большой потенциал есть у производственного и public сектора.
Г-н Васильев убежден, что, помимо негативного влияния кризиса на экономику, существует и позитивное: например, кризис заставил задуматься об эффективности сотрудников. А ее невозможно добиться исключительно сокращением персонала. В период экономической нестабильности человеческий капитал становится более значимым, нежели в условиях роста. Поэтому важно уметь правильно оценить эффективность сотрудников в увязке с ключевыми показателями компании и оставить в штате людей, представляющих наибольшую ценность. Соответственно, для тех управленцев, которые это понимают, направление HRM становится сейчас очень востребованным, и его актуальность в дальнейшем будет не меньшей. В итоге "битву с кризисом" выиграют те компании, которые будут иметь наиболее эффективный и способный к инновациям персонал.
Эксперты полагают, что общая тенденция сведется к тому, что рынок перейдет от сокращения затрат к их оптимизации. Это должно благотворно сказаться на позициях российских производителей и консультантов в области HRM. Например, в компании "Босс-Кадровик" убеждены, что в сложившейся экономической ситуации доля рынка, занимаемая продуктами SAP HCM и Oracle HRMS, вероятно, будет снижаться. В то же время продукты компании "1С", предназначенные для автоматизации управления персоналом, будут отвоевывать позиции - прежде всего в сегменте средних компаний. Конъюнктура рынка благоприятно скажется и на позициях системы "Босс-Кадровик", так как российские компании будут обращаться к HRM-системам, предназначенным для работы в российских условиях и апробированным на предприятиях различных вертикальных секторов и различного масштаба.
На фоне отсутствия значительных изменений в функциональности HRM-систем, которое отмечается большинством аналитиков на протяжении последних лет, стоит упомянуть важный тренд, имеющий отношение к формату предоставления этих решений. Речь идет о постепенном переходе к модели SaaS, о которой рынок говорил в последние годы достаточно активно. Тему предоставления ПО на правах аренды в России активно лоббируют ведущие мировые вендоры. Их идею подхватили отечественные разработчики, провайдеры, и даже интеграторы, стремящиеся заработать на консалтинге в области использования арендованных решений.
В мире HRM-системы еще в 2007 году были причислены к категории наиболее популярных SaaS-продуктов - наряду с CRM, по данным исследования Forrester. Одним из удачных примеров такого рода решений является система Quinyx WorkForce, разработанная шведской компанией UCMS Group и используемая только по модели SaaS. Российский рынок SaaS пока находится в стадии формирования: аренду приложений предлагают лишь несколько поставщиков услуг. Но постепенно ситуация меняется. Вероятно, тренд перехода от приобретения ПО в собственность к его аренде будет "подогреваться" экономическими реалиями, с которыми страна столкнулась благодаря кризису. Скорее всего, ситуация с наиболее востребованными бизнес-приложениями, используемыми по модели SaaS, будет выглядеть в России так же, как на Западе.
Многие HR-менеджеры давно высказывают мнение о том, что кадровый учет - это та деятельность, которую они бы с удовольствием передали на аутсорсинг. У кадровика она занимает много сил и времени, мешая при этом сосредоточиться на функциях, связанных с привлечением, удержанием и развитием персонала. Частично с задачей позволяет справиться HRM-система, однако не каждая компания (особенно в сегодняшней непростой экономической ситуации) может себе позволить приобрести такой продукт в собственность. А использование автоматизированных решений на правах аренды способно стать существенным подспорьем для компании, не обладающей необходимыми средствами на покупку соответствующего ПО.
Движение в сторону такой модели предприняла в прошлом году компания "Босс-Кадровик". По оценкам специалистов компании, аренда HRM-системы удобнее и в 2,5 раз дешевле, чем обычное внедрение. При этом доступны все функции: учет персонала, планирование фонда оплаты труда, ведение штатного расписания и анализ кадровых процессов. Предложение компании вполне конкурентоспособно с точки зрения стоимости, поэтому есть вероятность, что оно будет пользоваться успехом. Особенно с учетом того, что, несмотря на востребованность HRM-систем, работающих на принципах SaaS, российский рынок пока не слишком ими избалован.
Российский ИТ-рынок во многом повторяет пути развития западного, поэтому достаточно высока вероятность того, что перспективы развития отечественного сегмента HRM-решений можно предугадать уже сегодня, взглянув на общемировые тренды. Оценивая мировой рынок HRM-решений, западные аналитики отмечают несколько ключевых тенденций. Помимо уже упомянутого преобладания решений, предоставляемых по модели SaaS над традиционными "внедряемыми" системами, в числе трендов упоминаются спрос на более простые и доступные решения с оптимальным соотношением "цена/качество", а также вытеснение с рынка "слабых" HRM-решений.
"Прогноз погоды" на российском рынке HRM в 2009 году и в обозримой перспективе, помимо общемировых тенденций, будет в значительной степени определяться "кадровой" ситуацией в стране. А она, в свою очередь, станет следствием того, насколько затяжной окажется в России экономическая рецессия. По данным исследования кадрового холдинга "Анкор", уже в 2008 году начался процесс переоценки компаниями своих сотрудников. В связи с кризисом сотрудники, ориентировавшиеся ранее на развитие карьеры в рамках привычной отрасли, будут вынуждены стать более мобильными, готовыми к расширению спектра обязанностей. Большинство компаний, проанализировав рынок, сделают акцент на уровне профессиональной квалификации и компетентности сотрудников, что повлечет за собой повышение требований к персоналу всех уровней. А темпы роста заработной платы будут соответствовать темпам роста производительности труда. Еще один ожидаемый тренд 2009 года - дальнейшее развитие HR-практик в компаниях. Соответственно, произойдет дальнейшее формирование различных систем оценки и развития: внедрения целевых показателей, мотивации, и даже "экономичного" обучения.
Вместе с тем, дефицит персонала будет сохраняться и дальше, так как прошлый год стал последним для нашей страны годом, когда естественная убыль трудоспособного населения полностью восполнялась естественным прибавлением. В "Анкоре" приводят данные, согласно которым в России, начиная с 2009 года, будет наблюдаться значительно убывание трудоспособного населения.
Все эти факторы позволяют прогнозировать, что даже с учетом непростой экономической ситуации HRM-решения, дающие возможность решить ряд стоящих перед "кадровиками" задач, займут не последнее место в ИТ-стратегиях компаний. И дадут возможность бизнесу повысить эффективность использования "человеческого капитала".
Элеонора Ершова / CNews Analytics