|
|
Обозрение подготовлено
Тенденции перехода к использованию сервис-ориентированной архитектуры в последние годы вносят достаточно существенные коррективы в подходы заказчиков к выбору и построению ERP-решений. Аналитики предсказывают системам управления ресурсами предприятий эволюцию, обусловленную желанием поставщиков этих решений приспосабливаться к новым потребностям заказчиков. При этом, в отличие от некоторой стагнации, уже давно заметной на зарубежном ERP-рынке, отечественный сегмент до недавнего времени находился в оптимальном для роста климате.
Аналитики еще недавно достаточно позитивно оценивали темпы роста российского ERP-рынка в сравнении с западным. В то время как в мире органический рост рынка ERP-систем почти исчерпан, его темпы не превышали 6-8% в год, отечественный сегмент рос на 50-60%. Это существенно превышало и средние темпы роста всего российского ИТ-рынка. По оценкам IDC, объем рынка интегрированных систем управления предприятием в России в 2007 г. составил 579 млн долл. А мировой рынок ERP, по оценке ARC Advisory Group, в этот же период достиг 19 млрд долл.
Основополагающим фактором роста российского рынка ERP считали консолидацию. Именно этот процесс побуждал расширяющиеся холдинги снижать издержки на управление бизнесом - путем его упорядочивания и стандартизации в дочерних компаниях. Второй фактор роста – централизация, которую сопровождает внедрением единых мощных ИТ-решений с сопутствующей перестройкой ИТ-инфраструктуры. Еще одной причиной задуматься о внедрении ERP было стремление компаний к прозрачности (к выходу на открытый рынок, к привлечению внешнего финансирования, к повышению капитализации). Стимулировало рост интереса к данным системам и развитие имеющихся у заказчиков решений, и рост количества отраслевых и кастомизированных ERP-продуктов.
Доли основных поставщиков ИСУП на российском рынке, 2007 г. (долл.)
Источник: IDC, 2008
По данным IDC, группа крупнейших поставщиков ИСУП контролировала в 2007 году 91,4% российского рынка. При этом суммарная доля отечественных компаний в этой группе выросла с 18% в 2006 г. до 19% в 2007 г.
Интересно, что рост глобального рынка ERP – те пресловутые 6-8% в год - обеспечивается, в основном, за счет поглощения крупными вендорами более мелких разработчиков бизнес-приложений. Таким образом наращивается общая клиентская база, увеличиваются доходы от сопровождения. Так или иначе, но в последние годы мировые ERP-вендоры значительно в большей степени озабочены поиском новых ниш для продажи своих решений и подходов к их продвижению. Любопытно, что значительная доля затрат пользователей приходится на поддержку уже внедренных ERP-систем.
При этом развитие интеграционных платформ на базе СОА, которое, казалось бы, должно было затормозить интерес заказчиков к монолитным решениям, тем не менее, рассматривается аналитиками в качестве катализаторов роста ERP-рынка. Именно потому, что открывает возможность новых продаж – ввиду сочетания новых решений с унаследованными, а также благодаря продаже решений клиентам конкурентов.
Алексей Казарезов, директор центра корпоративных решений "Парус", считает, что в ближайшие годы произойдут заметные перемены в области функциональности ERP-решений. А проекты по внедрению систем будут иметь все более интеграционный характер. Это будет обусловлено, с одной стороны, желанием заказчиков сохранить ранее сделанные инвестиции, с другой - развитостью средств интеграции. "Соответственно, время конкуренции решений и их разработчиков постепенно отойдет в прошлое: начнется период соперничества интеграторских команд, - отметил г-н Казарезов. - В будущем ERP-вендоры будут развивать свой бизнес путем расширения продуктового портфеля партнеров за счет смежных решений".
Широкое распространение, по его мнению, получит применительно к ERP и концепция SaaS (использование продукта как услуги). Интересно, что в настоящее время подобный подход уже является инициативой не только поставщиков ERP-решений, но и самих заказчиков. В качестве примера г-н Казарезов рассказал об опыте компании "Евроцемент", которая перепродает своим дочерним структурам возможность пользования продуктом "Парус" как услугой. Это позволило заказчику снизить в разы стоимость услуг по поддержке и развитию имеющегося решения. Г-н Казарезов считает, что подобный путь – поставка головным предприятием заказчика ИТ-продукта как услуги – со временем станет привычным для российских компаний.
Директор департамента корпоративных систем управления НПО "Компьютер" Елена Истомина в качестве основного тренда на рынке ERP выделяет консолидацию разработчиков и интеграторов подобных решений. Другая интересная особенность сегодняшнего использования ERP, которая несколько противоречит этой определяющей тенденции, – это смещение целей заказчиков в сторону реального повышения эффективности управления предприятием. Заметно, по ее мнению, и стремление отечественных предприятий к "индивидуализации" ERP-проекта. "Если раньше заказчики стремились осуществить ERP-внедрение "как у всех", то сегодня выбор делается с учетом узкоотраслевой специфики, - отмечает г-жа Истомина. - Они хотят увидеть решение, которое можно будет легко адаптировать под потребности своего бизнеса". По наблюдениям г-жи Истоминой, прежде заказчики стремились выбрать систему единого поставщика, способную решить все задачи. Однако сегодня все чаще сначала определяется задача, а уже потом под нее подбираются решения. В результате на предприятии иногда оказывается внедрено несколько интегрированных ERP-систем.
Современное состояние российского рынка автоматизации г-жа Истомина трактует как "Комплексная автоматизация 2.0". "В отличие от первого этапа комплексной автоматизации, сегодня объединяются более крупные системы, задачи. И для каждого бизнес-процесса требуется простроить работу комплекса систем, - считает она. - В дальнейшем все будут стремиться минимизировать "зоопарк" систем, но не путем отказа от тех или иных решений, а путем их интеграции".
Говоря о перспективах развития рынка ERP, она отметила, что на первое место в скором времени выйдет не конкуренция вендоров систем, а конкуренция компаний-внедренцев. Заказчики в последние годы стремятся выбрать для себя не просто лучшую систему, а лучшее решение для их бизнеса. Поэтому, по мнению г-жи Истоминой, на рынке найдется место для самых разных систем.
Аналитики утверждают, что выбор верного решения в половине случаев определяет успех ERP-проекта. Ответ на вопрос о том, осуществлять этот выбор самостоятельно или передоверить его квалифицированным консультантам зависит, в первую очередь, от степени ИТ-зрелости заказчика. Современный топ-менеджер зачастую достаточно хорошо разбирается в ИТ, и ему вполне по силам определить самостоятельно, какое именно ERP-решение необходимо. Более того, многие убеждены в том, что выбор ERP должен быть волевым решением одного-двух руководителей компании-заказчика. А успех внедрения ERP может быть обеспечен лишь в случае, когда у проекта есть ИТ- продвинутый бизнес-заказчик.
Значительным фактором для заказчика также является наличие средств на оплату достаточно дорогих услуг консультантов по выбору ERP-системы. Ведь наличие предпроекта выбора ERP существенно удорожает проект внедрения. Сам предпроект, по некоторым оценкам, может даже оказаться сопоставимым по стоимостью с установкой ERP.
Однако привлечение сторонних консультантов к проекту выбора имеет свои неоспоримые плюсы. Алексей Готсданкер, ИТ-директор "Вольво Финанс Сервисес",убежден, что в большинстве случаев выбор ERP-системы топ-менеджмент заказчика осуществляет в основном на эмоциональном уровне. Иногда к принятию решения компанию "подвигают" сами вендоры - за счет рекламы, аналитических выкладок, показателей роста своего бизнеса и т.п. "Главная дилемма выбора состоит в том, что реальные процессы компании сильно зависят от того, какой станет в итоге создаваемая ERP-система. Однако, не зная будущих бизнес-процессов, мы не можем сформировать качественные требования к системе, - отмечает г-н Готсданкер. – Надо понять, к чему стремится компания, и под эти будущие требования выбирать систему".
Он считает, что внешний консультант не просто может облегчить заказчику выбор ERP-решения, проведя тендер с учетом требований заказчика. В задачи такой компании должна входить реализация пилотного проекта с небольшим количеством реальных данных заказчика. "Не устроил пилот – пригласите следующего поставщика", - рекомендует г-н Готсданкер. По его оценкам, бюджет подобного предпроекта составляет не более 10-15 тыс. евро, и эти издержки намного ниже тех, которые может понести компания, осуществившая неправильный выбор ERP-решения.
Марина Белова, Маркетолог МСТ Груптакже придерживается мнения о том, что заказчик в большинстве случаев не может объективно оценить "правильность" имеющихся в компании бизнес-процессов и выбрать поставщика оптимальных управленческих решений. "Выбор корпоративных систем больше не может оставаться делом ИТ-специалистов, поскольку системы все в большей степени влияют на бизнес-процессы, - отмечает она. - Но изучить все бизнес-процессы заказчика на этапе продажи поставщик не в состоянии. Поэтому проект выбора следует доверить компетентным консультантам".
Она констатирует, что сейчас основной фокус применения систем сместился от автоматизации отдельных функций к преобразованию всего бизнеса, поэтому проект выбора требует все более тщательного анализа бизнес-процессов. "Качественно улучшает все параметры проекта предварительный полноценный анализ бизнес-процессов, - убеждена г-жа Белова. – Такой подход дает возможность снижения стоимости владения, стоимости внедрения, окупаемости выбора, позволяет сократить сроки выбора и внедрения систем, снизить риски неуспешного внедрения".
Структура проекта выбора ERP
Источник: "МСТ Груп", 2008
Она также уверена, что заказчику необходимо ориентироваться не на текущее, а на целевое состояние компании в обозримом (3-5 лет) будущем. В этом случае и бизнес-процессы, и их ИТ-обеспечение будут стремиться к единому целевому состоянию. Важный нюанс проекта выбора ERP-решения состоит в ограниченности времени на размышления: длительность подобного проекта, по мнению г-жи Беловой, не должна превышать 4-6 месяцев, иначе его результаты будут устаревать.
Опыт консультантов говорит о том, что видение - какой должна стать внедряемая ERP-система - присутствует у отечественных заказчиков не всегда. И еще полгода назад это давало основания полагать, что спрос на внешних консультантов по выбору ERP-решения еще долгое время будет оставаться в России достаточно высоким. Сегодня, когда на волне кризиса постепенно начинают урезать ИТ-затраты, именно эта статья расходов – ERP-консалтинг – первой оказывается в зоне риска.
Элеонора Ершова / CNews Analytics