[an error occurred while processing this directive]

Обзор подготовлен CNA

версия для печати

Дмитрий Выволокин

Дмитрий Выволокин:

Возрос интерес бизнеса к нишевому ИТ-консалтингу

На вопросы CNews отвечал Дмитрий Выволокин, первый заместитель генерального директора НЦИТ «Интертех».

CNews: Какие изменения вы наблюдаете на российском рынке ИТ-консалтинга в контексте глобальных перемен в экономической ситуации? Насколько эта ситуация коррелирует с общемировой, на ваш взгляд?

Дмитрий Выволокин: Можно с уверенностью сказать, что российский рынок ИТ-консалтинга выдержал испытание и этим кризисом. Понятно, что произошло снижение объема заключаемых контрактов и что заказчики стали гораздо более требовательными, по сравнению  с 2006–2008 годами. Продвигать новые проекты стало гораздо тяжелее, причем во всех секторах рынка. В госсекторе усилилось законодательное регулирование; прагматичный крупный и средний бизнес решал в первую очередь насущные проблемы, а не вопросы «оптимизации ИТ». У малого бизнеса зачастую просто не было денег на внедрение или развитие информационных систем.

Тем не менее, проекты выполнялись, стартовали (пусть и с задержкой) новые, выделялись средства на сопровождение ИТ-систем и на их развитие. Возобладавший прагматичный подход в целом коррелирует с мировыми тенденциями, естественно, с нашей спецификой.

CNews: Как сказывается рецессия на потреблении ИТ-сервисов в России, из вашей практики?

Дмитрий Выволокин: Ситуация двойственная. Компании, которые уже «подсели на иглу» аутсорсинга, в условиях кризиса пытались различными методами (от ценовых до административных) сокращать затраты на сопровождение своих информационных систем, вплоть до затягивания сроков оплаты за выполненные услуги.

Многие компании продолжили вывод бизнеса по предоставлению ИТ-сервисов в отдельные компании (независимые или «квазинезависимые» от материнской компании). Получается, что формально объем рынка ИТ-услуг вырос, но значительная часть денег была истрачена на услуги «социально-близких» компаний-аутсорсеров.

CNews: Как изменились, по вашим наблюдениям, приоритеты заказчиков в области ИТ-консалтинга? Какие вообще изменения претерпела структура спроса и предложения на российском рынке сервисов?

Дмитрий Выволокин: В области чистого ИТ-консалтинга в течение года снижался интерес бизнеса к разработке различных ИТ-стратегий, ИТ-концепций, ИТ-политик и тому подобных документов. Разработанные же документы длительное время не утверждались или не рассматривались. В ряде крупных компаний подобные концептуальные документы не приняты до сих пор. В то же время возрос интерес бизнеса к «точечному»/нишевому ИТ-консалтингу и подготовке соответствующих «локальных» документов.

Многие ИТ-компании активизировали выход на новые и смежные рынки, включая предоставление различных новых для них услуг, зачастую по демпинговым ценам. Ряд бизнес-заказчиков для снижения затрат и увеличения контроля за качеством ИТ-услуг перешли в 2009 году от Fix Price-контрактов к контрактам по принципу «Time and Material».

В прошлом году появились и новые ниши, связанные с активной государственной модернизационной и инновационной политикой. Например, подготовка и оказание государственных услуг в электронном виде привело к появлению большого числа предложений ИТ-компаний по сопровождению необходимых информационных систем.

CNews: Как, в частности, повлиял кризис на вашу деятельность? Какие направления вашего сервисного бизнеса стали наиболее и наименее востребованными?

Дмитрий Выволокин: Кризис, естественно, не мог не повлиять на рынок ИТ, в том числе на бизнес НЦИТ «Интертех». Тем не менее, наши основные клиенты в энергетике, металлургии, ТЭК продолжали в 2009 году заказывать у нас различные ИТ-сервисы, включая услуги по обслуживанию ранее внедренных информационных систем.

Получило развитие направление, связанное с аутсорсингом ведения нормативно-справочной информации, что вполне объяснимо. Многим компаниям в условиях кризиса стало экономически невыгодно содержать группы экспертов-предметников (специализирующихся по различным, в том числе узким категориям продукции). Проще обратиться в специализированную и проверенную компанию, имеющую большой штат квалифицированных специалистов.

В 2009 году, по сравнению с 2007–2008 годами, уменьшился спрос на услуги «чистого» ИТ-консалтинга, связанные, например, с разработкой концептуальных документов (ИТ-стратегий, политик и т.п.). Это обусловлено в немалой степени организационными преобразованиями в ряде компаний-клиентов. Менее востребованными оказались услуги, направленные на  обучение/переподготовку ИТ-специалистов, что вполне объяснимо в условиях кризиса и экономического спада.

CNews: Какие сервисные проекты были реализованы вашей компанией за последний год?

Дмитрий Выволокин: В 2009 году наша компания продолжила выполнение сервисных проектов для крупных предприятий ТЭК, горно-металлургической и химической отраслей, государственного и муниципального секторов.

Хотелось бы отметить следующие основные проекты, связанные с ИТ-поддержкой и аутсорсингом. В ГМК «Норильский Никель» - аутсорсинг системы НСИ (обработано более 60 000 пользовательских запросов, обеспечено постоянное присутствие специалистов «ИНТЕРТЕХ» на территории заказчика). В «Концерн Росэнергоатом» велось сопровождение системы НСИ, включая обработку контента и поддержку программно-аппаратного комплекса (SAP MDM, SAP XI, SAP Portal).

Система поддержки электронных аукционов г. Москвы обеспечила проведение 225 электронных аукционов за 2009 год. Была проведена доработка системы с учетом изменений законодательства. Осуществлялась техническая поддержка ключевых предприятий атомной отрасли по продуктам SAP. В «МОЭК» велась техподдержка и сопровождение SAP MDM, SAP Portal, включая доработку функционала. Кроме того, техническая поддержка и сопровождение систем НСИ оказывалась на предприятиях ТЭК и химической отрасли: «ТНК-ВР», «Татнефть», АК «СИБУР».

CNews: На каких сервисных направлениях вы фокусируетесь в настоящий момент?

Дмитрий Выволокин: Можно выделить 4 основных направления. Во-первых, комплексная поддержка и аутсорсинг ведения основных данных/нормативно-справочной информации промышленных предприятий. Во-вторых,  сопровождение систем ведения НСИ на различных платформах (SAP MDM, Ontologic, IBM). В-третьих, техническая поддержка продуктов SAP. И, наконец, в-четвертых, поддержка систем проведения государственных и муниципальных закупок, включая электронные аукционы.

CNews: Каковы ваши прогнозы и ожидания относительно дальнейшего развития рынка ИТ-консалтинга в России?

Дмитрий Выволокин: Несмотря на возобновление в стране экономического подъема, предприятия продолжат оптимизацию затрат, в том числе расходов на ИТ. Тенденция по выводу бизнеса по предоставлению ИТ-сервисов в отдельные компании, о которой мы уже упоминали выше, продолжится в ближайшие годы.

В меньшей степени будет развиваться передача корпоративных ИТ-сервисов на сопровождение в специализированные аутсорсинговые компании, что связано с необходимостью обеспечения как информационной безопасности, так и тщательного описания/формализации предоставляемых сервисов и порядка их предоставления. Недостаточно просто заявить о «Поддержке 24х7», необходимо подробно описать все процедуры предоставления, в том числе в кризисных ситуациях, расписать уровни поддержки, сформировать необходимые регламенты и пр.

Вторая тенденция – укрупнение компаний, предоставляющих аутсорсинговые услуги, за счет объединений и покупки мелких игроков, включая региональных или нишевых. Мы ожидаем, что в 2010 году появятся 2–3 новых крупных игрока на рынке аутсорсинга, способных предоставить комплекс ИТ-услуг для компаний.

Откликаясь на требования рынка, основными вендорами (в том числе НР и IBM) в 2009 году  на мировом рынке, а в 2010 году - и на российском - был предложен  ряд новых гибких инструментов и программ по сервисному обслуживанию и сопровождению информационных систем и программно-аппаратных комплексов. Крайне интересный подход предлагает, например, компания НР, с набором сервисных продуктов HP Care Pack. Это третья тенденция.

Четвертая тенденция – увеличение роли проактивных сервисов, профилактических работ, мониторинга состояния информационных систем в объеме предоставляемых ИТ-сервисов и, соответственно, развитие технологий и продуктов для выполнения данных работ.

Спорная ситуация будет наблюдаться с предоставлением сервисов, связанных с обеспечением информационной безопасности. Скорее всего, подобные сервисы будут более востребованы компаниями, клиентами которых являются частные лица или мелкие предприятия. Крупные предприятия вопросами защиты коммерческой и иной информации, персональных данных сотрудников будут заниматься самостоятельно.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS