|
|
Обзор подготовлен
CNews: Как вы оцениваете объем и динамику российского рынка ИТ-услуг по итогам прошлого года? Какие факторы определяют его развитие сейчас, по вашим наблюдениям?
Дмитрий Рыбаков: О динамике в целом говорить достаточно затруднительно В различных отчетах сообщается о том, что рынок ИТ-услуг стремительно растет, а, например, недавние исследования, характеризуют показатели по объему ИТ-рынка как завышенные и ставят под сомнение его динамику.
На мой взгляд, реальная картина все-таки выглядит несколько печальней, чем в отчетах. Я почти достоверно знаю, что многие компании завышают свои показатели, даже в несколько раз. Поскольку на этот счет информации открыто не так уж и много, мы можем больше руководствоваться не количественными характеристиками, а качественными. По моим ощущениям, темпы роста рынка в текущем году несколько снизились. Думаю, по большей части это влияние политических факторов, и смены правительства, в первую очередь. Как мы все знаем, имели место различные перестановки, а поскольку госсектор всегда был достаточно значимым драйвером рынка, то, соответственно, многие проекты были отложены и заморожены. Не исключено, что рынку «аукнется» кризис ликвидности, связанный с мировым кризисом ипотечного кредитования, что также снизит активность заказчика.
Уходящий год был в целом для отрасли непростой. Скорее всего, когда закончится история с выборами, рост рынка продолжится. Сейчас же наблюдается некоторое затишье. Но в любом случае впереди нас ожидает интересное время — есть, за что побороться. И в этом отношении мы чувствуем себя вполне уверенно.
CNews: Какие категории заказчиков являются сегодня наиболее активными потребителями ИТ-услуг, из вашей практики?
Дмитрий Рыбаков: Уже традиционно очень активно занимались развитием своих ИТ банки. Влияние сложностей на мировом рынке компенсировалось интересом западных инвесторов к российским банкам. Все финансовые аналитики отмечают большой потенциал российского рынка и слабое проникновение финансовых услуг. А это значит, что в следующем году мы также можем ожидать новые слияния и приобретения. В этом контексте для банков актуален вопрос модернизации ИТ: важно, чтобы приобретенный бизнес продолжал развиваться до тех пор, пока его техническое перевооружение не будет осуществлено в соответствии с корпоративными стандартами нового владельца.
CNews: Какие ИТ-сервисы в настоящее время пользуются наибольшим спросом у российских заказчиков? В каких нишах и за счет каких факторов ситуация может измениться?
Дмитрий Рыбаков: Если у большинства ведущих ИТ-компаний поставки аппаратного обеспечения и ПО вносят в оборот большую долю, то у нас ситуация обратная. Мы в этом отношении компания достаточно уникальная — у нас поставки аппаратных средств составляют около 3-4%. ОТР преимущественно развивает разработку, внедрения.
На мой взгляд, сейчас многие заказчики особенно заинтересованы в том, чтобы повышать эффективность управления бизнесом. Актуальными стали различные системы Business Intelligence — аналитические системы, системы управления рисками, data mining. Также востребованы интеграционные решения. Клиенты желают сохранить инвестиции в ИТ, которые они делают на протяжении последних лет, а это значит перед интегратором встает задача объединить все разнородные бизнес-приложения, которые существуют в компании, в единую систему. В индустриальном секторе востребованы услуги по созданию систем для планирования и управления основными фондами предприятия, ведь стабильность работы оборудования — залог эффективности нефтегазовых и энергетических компаний.
CNews: Отдельные эксперты рынка говорят о снижении интереса заказчиков к приобретению ИТ-услуг, предоставляемых на принципах аутсорсинга. Насколько вы согласны с подобным мнением?
Дмитрий Рыбаков: Все зависит от компании-поставщика. Аутсорсинг в глобальном понимании есть достаточно сложный проект, трудный для заказчика в части принятия решений, понимания бюджета, взятия на себя определенной ответственности. И хотя многие заказчики предпочитают начинать сложные инновационные проекты в более спокойной обстановке, у нас в этом году появился аутсорсинговый проект по сопровождению информационных систем Евразийского банка развития. Я не думаю, что имеет место системный процесс снижения интереса к аутсорсингу. Скорее всего это локальное явление.
CNews: Как ваша компания планирует менять стратегию развития ИТ-сервисов в наступающем году?
Дмитрий Рыбаков: Мы действуем в рамках нашей общей стратегии и активно развиваем наши практики, связанные с прикладными решениями от таких производителей как SAP и Oracle, для финансовой отрасли, для промышленного сектора. Так, в этом году мы сделали более серьезный акцент на ERP-системах, а также на интеграционных решениях. Совсем недавно мы подписали соглашение о продвижении и распространении ERP-систем SAP Business All-in-One, а также оказании сопутствующих услуг. По сути, мы не совершали никаких революционных шагов в 2007 году. Мы поступательно реализуем концепцию некоего мультивендорного магазина, в который клиент может прийти и реализовать любую идею.
CNews: Продолжает ли сказываться на рынке ИТ-консалтинга кадровый дефицит? Какие новые методы стали использовать компании для привлечения/удержания специалистов в этой области?
Дмитрий Рыбаков: Во второй половине 2007 года кадровый дефицит на рынке ИТ-консалтинга стал менее ощутимым: сказалось то, что рынок сейчас переживает некоторую стагнацию. Отчасти ситуация изменилась и из-за того, что многие компании снизили свою активность. Мы в этом отношении стоим особняком, поскольку преимущественно предоставляем ИТ-услуги.
В кадровой политике мы делаем акцент на активное развитие компании в регионах, где намерены сосредоточить основные производственные ресурсы, причем не только в России, но и в странах СНГ, например, в Белоруссии или Казахстане. В Москве рынок «перегрет», в регионах он более спокойный, сотрудники гораздо в меньшей степени склонны к миграции от работодателя к работодателю. Мы также активно сотрудничаем и с кадровыми агентствами и с вузами, стараемся более профессионально выстраивать схему мотивации персонала.
CNews: Какие проекты, связанные с аудитом и консалтингом, были для вас наиболее интересными в 2007 г.?
Дмитрий Рыбаков: По-прежнему пользуется значительным спросом разработка ИТ-стратегий. Так, в этом году мы создали ИТ-стратегии для «Евразийского банка развития» и для банка «Союз». Но главная уникальная особенность нашей компании состоит в том, что мы не только являемся единственной компанией в финансовом секторе, которая разрабатывает ИТ-стратегии, но и готова их реализовать, гарантировав предварительно заказчику успех внедрения. Примером такого проекта может быть проект в банке «Союз», где мы начали реализацию комплексной программы модернизации информационной системы. По завершении консалтингового проекта, когда была разработана ИТ-стратегия и заказчиком выбраны все компоненты информационной системы, начался первый этап ее реализации. В ближайшие два года будет заменена АБС банка, установлено интеграционное решение, внедрено фронт-офисное решение. На втором этапе это комплексное решение будет тиражировано во всех отделениях и филиалах банка. Реализация таких масштабных проектов силами одного интегратора - занятие очень ответственное. С другой же стороны, это всегда позволяет держать руку на пульсе и вырываться вперед относительно других компаний.
CNews: Спасибо.