|
|
Обзор подготовлен
CNews: Как изменился российский рынок ИТ-услуг за прошедший год? Согласны ли вы с тем, что за последние годы несколько сократились темпы его роста? Если да, то в связи с чем, на ваш взгляд?
Евгений Закрепин: Мы не располагаем достаточной информацией, чтобы уверенно говорить о сокращении темпов роста этого сектора ИТ-рынка. Данные же различных аналитических агентств зачастую не очень точны и противоречивы. Рынок ИТ-услуг все еще относительно закрыт, более того, понятие ИТ-услуг и перечень того, что к ним относить, в нашей стране трактуется по-разному, в результате чего, собственно, и появляются разные его оценки.
Для нас системная интеграция и ИТ-консалтинг — это две части одного целого, которые непосредственно связаны друг с другом. Как правило, ИТ-консалтинг для нашей компании является первым этапом в рамках проекта, за которым следуют другие — поставка и инсталляция техники, интеграция ее с существующим оборудованием и сетями, внедрение специализированных приложений и их доработка под конкретные условия, интеграция приложений в рамках информационных систем и т.п. «Энвижн Груп» — в первую очередь, системный интегратор, и ИТ-консалтинг для нас — это одна из услуг, которую мы оказываем нашим клиентам.
На мой взгляд, спрос на ИТ-услуги в России стабильно высокий, однако есть ряд факторов, которые существенно тормозят рост рынка. Так, по ряду публикаций в прессе складывается впечатление, что сегодня на российском рынке ИТ-услуг предложение заметно превышает спрос, и связано это якобы с низкой покупательной способностью основных сегментов рынка и значительной конкуренцией между поставщиками. На самом деле, это не так. Со спросом все в порядке. Проблема в предложении: отрасль не обладает адекватным производственным потенциалом, на лицо недостаток профессиональных специалистов и отраслевой экспертизы. Российский ИТ-рынок уже столкнулся с ситуацией, когда не хватает ресурсов для исполнения проектов, когда выполнение задач задерживается, хотя под них есть и финансирование, и реальная в них потребность. Естественно, речь идет о серьезных задачах, требующих очень высокой квалификации специалистов и крупных команд. Что касается нашей компании, то направление, связанное с ИТ-услугами, у нас развивается быстро, и мы не замечаем здесь уменьшения интереса со стороны заказчиков.
CNews: Какие ИТ-сервисы в настоящее время пользуются наибольшим спросом у российских заказчиков? В каких нишах и за счет каких факторов ситуация может измениться?
Евгений Закрепин: За последние несколько лет спрос качественно изменился, повысилась сложность решаемых задач, требуются комплексные, часто нетрадиционные решения. Крупные компании сейчас приступили к комплексной автоматизации своих основных бизнес-процессов, предполагающей организацию взаимодействия различных систем, уже внедренных ранее. Это требует от ИТ-подразделений компаний все более высокой компетенции, начинает чувствоваться нехватка экспертизы и, следовательно, возрастает потребность в услугах внешних специалистов.
Сегодня очень востребованы предпроектный консалтинг, качественная ИТ-поддержка, а также такие комплексные задачи, как разработка ИТ-концепций или концепций информационной безопасности. Отдельно стоят задачи, связанные с внедрением информационных систем, — этот рынок растет очень быстро.
CNews: Какие категории заказчиков являются сегодня наиболее активными потребителями ИТ-услуг, из вашей практики?
Евгений Закрепин: Структура потребления ИТ-услуг остается прежней — в основном это крупные компании из наиболее развитых секторов рынка, а также государственные организации. Государство продолжает играть большую роль на ИТ-рынке. В течение ближайших нескольких лет ситуация наверняка не изменится, главным образом по причине уже начавшейся реализации нескольких долгосрочных проектов федерального масштаба, связанных в первую очередь с развитием социального сектора. И сейчас здесь все большее внимание уделяется повышению эффективности и контроля, а значит, услуги консалтинга становятся все более востребованными.
Особенно серьезная роль отводится ИТ-консалтингу в банковском секторе, где крайне актуальны внедрения новых банковских систем, создание Document Management, а также интеграции информационных систем и различных баз данных.
CNews: Отмечаете ли вы кадровый дефицит, о котором много говорилось в последние годы, на рынке ИТ-консалтинга? Какие методы вы используете для привлечения/удержания специалистов в этой области?
Евгений Закрепин: Кадровый дефицит — это серьезная проблема для всего ИТ-рынка, не только для сферы ИТ-консалтинга. Большинство компаний отмечает нехватку специалистов, особенно высококвалифицированных. И все это на фоне значительного роста рынка и развития компаний-лидеров, растущих с опережением рынка и вынужденных разрабатывать различные программы, нацеленные на решение кадровой проблемы.
В нашей компании, помимо прямого поиска специалистов на рынке труда, эта задача решается сразу несколькими путями. Во-первых, мы вкладываем значительные средства в обучение собственных сотрудников, направленное на повышение их квалификации и расширение экспертизы. Во-вторых, мы начали прямое сотрудничество с несколькими вузами, с тем чтобы получить возможность отбора будущих сотрудников компании еще на раннем этапе.
CNews: Насколько серьезно различаются, на ваш взгляд, компетенции консультантов, «вырастающих» в отечественных компаниях-интеграторах и в рамках мировых брендов?
Евгений Закрепин: И там, и там есть специалисты как очень высокого уровня, так и более низкой квалификации. Я не стану противопоставлять и делать прямые сравнения, это не совсем корректно. Отмечу лишь, что ситуация заметно разнится в зависимости от сектора рынка — например, российских специалистов, которые могут оказывать качественный ИТ-консалтинг в финансовой сфере (связанный с переходом банков на новые информационные системы и принципы работы), очень мало. Консультанты — «товар» штучный, их квалификация очень сильно зависит от опыта по реализации тех или иных проектов и уровня компании, в которой они работают. Причем, сейчас нередки случаи, когда отечественные и иностранные компании осуществляют между собой обмен кадрами, что свидетельствует о сближении требований к квалификации, да и о постепенном уравнивании требований по компенсации.
CNews: В чем вы видите основные причины неудач консалтинговых проектов в сфере ИТ?
Евгений Закрепин: Среди таких причин, помимо непрофессионализма консультантов, что также бывает, можно отметить, во-первых, завышенные (и часто не озвученные) требования к результатам работы со стороны заказчиков. Во-вторых, несогласованность, в том числе по объему работ и срокам, вызванная недостаточной проработкой технического задания и собственно контракта.
В-третьих, непоследовательность в постановке задач, которая может быть связана как с изменениями, происходящими в компании заказчика, так и с пресловутым желанием «изменить все, не меняя ничего». В-четвертых, возможен неявный саботаж сотрудников, на деятельность которых могут оказать влияние изменяемые процессы или процедуры. В принципе, все это имеет отношение не только к отрасли ИТ, но и к любым другим консалтинговым проектам.
CNews: Какие проекты, связанные с аудитом и консалтингом, были для вас наиболее интересными в 2007 году?
Евгений Закрепин: В первую очередь, ряд консалтинговых проектов, которые мы вели в интересах одной из крупнейших российских госкорпораций, в ходе реализации которых специалисты «Энвижн Груп», в частности, разрабатывали концепцию информатизации на долгосрочный период, а также консультировали специалистов компании-заказчика по принципам и методам создания нескольких распределенных специализированных информационных систем. Эти проекты находятся в стадии выполнения, поэтому пока, без согласования с заказчиком, мы не можем рассказать о них более подробно.
Большинство других проектов из тех, которые мы вели в 2007 году, выполнялось в рамках масштабных проектов, включавших в себя как наши консалтинговые услуги, так и собственно проектирование и создание систем разного уровня. Это касается телекоммуникационных проектов, а также проектов по созданию информационных систем для ряда крупных государственных структур.
CNews: Спасибо.