[an error occurred while processing this directive]
версия для печати
Сервис-провайдерам помогут массовые увольнения персонала

Сервис-провайдерам помогут массовые увольнения персонала

Привлечение сторонних фирм для решения внутренних проблем стало чрезвычайно популярным феноменом во всем мире. Не исключение и Россия — по информации различных исследовательских групп, на июль 2007 года подавляющее большинство опрошенных руководителей признавали, что прибегали, в той или иной степени к аутсорсингу. Дальнейшее развитие этого рынка сервис-провайдеры связывают с тенденцией повсеместной легализации ПО, а также с реформами внутри крупных игроков разных отраслей, направленные на повышение финансовой эффективности и проявляющиеся в массовых увольнениях персонала.

ИТ как одно из наиболее очевидных непрофильных направлений для многих компаний реального сектора, стала в свое время полигоном для апробации нового формата предоставления услуг — аутсорсинга. Стремившиеся сократить расходы на содержание затратного отдела и лишний раз не отвлекаться на проблемы информатизации директора многих предприятий по всему миру с радостью передавали ИТ-функции, в той или иной степени, сторонним специалистам. В числе гигантов мирового бизнеса, затевавших аутсорсинговые проекты, пионером выступила американская компания Kodak, доверив в 1998 году обслуживание своего ЦОД корпорации IBM (до этого практика аутсорсинга в компании, безусловно, существовала, но не имела такого размаха). За Kodak потянулись и другие фирмы различных калибров.

Отечественной «первой ласточкой» среди крупных структур стал «Юкос», передавший в конце 1990-х годов сервис своей ИТ-инфраструктуры системному интегратору IBS. Любопытно, что позже тот же «Юкос» вырастил собственного сервис-провайдера, которое из ИТ-подразделения выделился со временем в самостоятельную ИТ-компанию — «Сибинтек». Подобные же кэптивные структуры появились и при «Лукойле» («Лукойл Информ», и при РАО ЕЭС (ГВЦ Энергетики», а совсем недавно из ИТ-подразделения «Белгородэнерго», передовика по информатизации среди отечественных энергопредприятий, сформировалась компания «Сайнер», специализирующаяся на внедрении ERP в ТЭК и ЖКХ.

Итак, отечественные компании, в которых с разной степенью стихийности в 90-ые гг. складывается информационная система, рано или поздно задумываются о ее поддержке или реорганизации. Важным инструментом здесь становится аутсорсинг. Изначально массовым спросом пользовались контроль состояния и починка аппаратуры. Затем руководство предприятий стало доверять профессионалам со стороны техническое сопровождение уже всей системы. Вскоре понадобились и комплексные сервисы, предполагающие проведение ряда действий, как по внедрению, так и по поддержке надлежащего состояния ИТ-инфраструктуры. Наконец, распространенной практикой стал аутстаффинг — по сути дела, лизинг или аренда персонала.

Сегодня практически все отечественные интеграторы предлагают свои услуги по схеме аутсорсинга, отмечая, что спрос на них с каждым годом растет. Свою лепту вносят и производители системного оборудования и ПО, постоянно выводя на рынок все более совершенные линейки продукции. Как констатирует Василий Баракин, заместитель директора департамента системной интеграции компании BCC, продуктов становится все больше, они становятся все разнообразнее и сложнее, в такой ситуации ИТ-службы заказчиков уже не справляются самостоятельно с отслеживанием всех измененией. Простая задача знакомства с новинками — чтобы «быть в курсе» — становится отнюдь не тривиальной, а потому все больше и больше заказчиков приходят к мысли, что обращение к профессионалам вне компании — это неизбежное следствие бурного развития рынка информационных технологий.

При том, что рынок ИТ в России стремительно растет, крупнейшие игроки, по их собственном заверениям, в своем развитии его опережают. И могут себе позволить не стандартные — для отечественной практики — шаги. Это тот случай, когда не спрос рождает предложение, а, напротив, предложение содействует росту спроса. Таковым шагом можно, например, посчитать реализацию проектов по созданию сетей ЦОД для последующего предоставления их мощностей клиентам на принципах аутсорсинга (подобные инвестиции делают, в частности, Integrated Services Group, «Синтерра», «Стек»). Самые масштабные проекты предполагают создание целых национальных сетей центров обработки, хранения и распространения информации. Так, например, компания «Синтерра» планирует до конца 2009 года построить сеть из 40 ЦОД, которые расположатся в крупных городах во всех семи федеральных округах России (первые 20 площадок будут введены в эксплуатацию уже до конца 2008 года). Данный проект «Синтерра» ориентирует на широкий круг клиентов, имеющих потребность в аутсорсинге ИТ-инфраструктуры в масштабах страны: операторов связи, разработчиков контента и приложений, операторов IP TV и телевизионные компании, государственные структуры, отвечающие за реализацию программ в области ИКТ.

Быть или не быть

Каждый руководитель, который задумывается над перспективой привлечения специалистов со стороны, проходит через ряд вполне понятных опасений. При всех гарантиях качества, при огромном опыте ведущих системных интеграторов и при том, что достаточно успешная, по крайней мере, в ряде ниш, практика ИТ-аутсорсинга в России насчитывает уже далеко ни один год, заказчики все равно видят множество рисков. Насколько точно поймут поставленную задачу сотрудники не своей компании? Насколько ответственно они будут относиться к выполнению? Насколько тщательно будут соблюдать условия обеспечения безопасности коммерческой тайны? Но даже если все сложится идеально, насколько безболезненным будет для компании отказ от услуг одного аутсорсера при возникновении необходимости обратиться к услугам другого? В конце концов, насколько обращение к сторонним специалистам сэкономит средства ИТ-бюджета компании? Ведь, по утверждению самих интеграторов, только при долгосрочных проектах по аутсорсингу реально ощутить сокращение издержек. В остальном дешевизна аутсорсинга — уже всем известный миф.

Однако есть у этой медали и обратная сторона. Один из наиболее сильных аргументов в пользу аутсорсинга — то, что воспитание собственных ИТ-кадров — дело долгое и затратное. Да к тому же у подавляющего большинства компаний есть значительно более актуальные задачи, нежели обустройство собственных ИТ-подразделений. В некоторых отраслях и на определенных этапах развития бизнеса компания уже просто не может оставаться эффективной без привлечения ИТ-специалистов со стороны. По данным PricewaterhouseCoopers, в июле 2007 года 60% топ-менеджеров крупнейших корпораций заявляли, что используют систему ИТ-аутсорсинга, при этом 88% из них утверждали, что удовлетворены полученными результатами.

От ресурсного к стратегическому

Сейчас в России об аутсорсинге вспоминают в основном тогда, когда речь заходит о недостатке ресурсов, когда компании не могут справиться с масштабом роста и обращаются к внешнему поставщику. Это так называемый ресурсный аутсорсинг, работающий только в краткосрочной и среднесрочной перспективе. В данном случае говорить об основных преимуществах аутсорсинга — экономической выгоде и стабильном качестве не приходится, ведь услуга здесь каждый раз уникальна и весьма затратна.

Однако законы рыночного выживания, заставляющие компании добиваться эффективности и конкурентоспособности за счет снижения издержек, повышения качества продукции и услуг, доступа к передовым технологиям, неизбежно ведут к трансформации подходов. И уже сегодня рынок ИТ-аутсорсинга в России начинает принципиально меняться в сторону потребления стандартизованных, типовых сервисов, в сторону так называемого функционального аутсорсинга. Как пояснили в компании IBS DataFort, преимущества функционального аутсорсинга в его очевидной экономической выгоде — аутсорсинг функций в чистом виде подразумевает выполнение не ключевой, но регулярной функции, в первую очередь, в части эксплуатации ИТ (обеспечения гарантированной работоспособности), не связанной с продолжением или завершением ранее начатых проектов. «В настоящее время наша компания сфокусирована на предоставлении, главным образом, функционального аутсорсинга, поскольку именно при такой модели потребления внешних сервисов мы видим наибольшие преимущества для наших клиентов», — рассказали в IBS DataFort. В компании убеждены, что сервис не должен быть искусством, это стандартный процесс, в котором определены входные и выходные параметры, все необходимые последовательности, ответственность, а самое главное — критерии успеха или неуспеха этого процесса. И только те провайдеры, которые это понимают и умеют делать могут оказывать квалифицированный сервис, отвечающий потребностям времени.

И, наконец, вершина аутсорсинговой пирамиды — стратегический аутсорсинг — передача на сторону всей функции информационных технологий. В России подобного рода подход пока вообще не имеет прецедентов, да и в мире к нему прибегает не так уж много компаний — в основном глобальные мировые концерны. Однако большинство специалистов уверено, что основной вектор — это движение именно к стратегическому аутсорсингу.

Кто главный клиент аутсорсеров?

На сегодняшний день поставка ИТ-услуг наиболее востребована крупными компаниями с большими информационными системами и многомиллионными ИТ-бюджетами. Как правило, с ИТ-аутсорсерами охотно сотрудничают компании из топливно-энергетического, телекоммуникационного и финансового секторов. «Банковский и телекоммуникационный бизнес сильно привязан к ИТ и зависит от них, поэтому здесь ИТ-аутсорсинг наиболее развит», — объясняет специфику российского рынка руководитель направления технической поддержки и аутсорсинга компании «Крок» Георгий Ованесян. Что касается энергетических компаний, то, по мнению специалиста, рост обращений к профессионалам с их стороны стал заметен недавно — стимулом явились реформы ИТ-сектора РАО «ЕЭС России». И хотя нельзя сказать, что все игроки этого рынка теперь начнут использовать модель аутсорсинга, но, по крайней мере, они будут рассматривать ее как один из возможных вариантов организации своей ИТ-деятельности. В последнее время их стремительно догоняет бурно развивающийся ритейл, испытывающий растущие потребности в ИТ-сервисах. Крупными заказчиками ИТ-услуг также являются госструктуры. Недавно у государственных организаций появилась возможность заключать договоры на оказание услуг более чем на один год, что в еще большей степени усилило тенденцию обращения госсектора к сторонним специалистам. По словам Дмитрия Дресвянникова, технического директора компании АСП, у такого рода предприятий и организаций всегда есть потребность в сотрудничестве со сторонними ИТ-компаниями, они не видят никакого смысла держать свой большой штат ИТ-специалистов. По сравнению с аутсорсинговым подходом, в конечном итоге, это получится дороже и неудобнее.

Безусловно, лучше сосредоточиться на профильных направлениях деятельности, что окупит, возможно, и с лихвой, все затраты на использование сторонней помощи. В то же время даже среди ведущих российских компаний пока не было отмечено ни одного случая полного перехода на ИТ-аутсорсинг. Еще никто пока не рискнул  распустить свое ИТ-подразделение и передать все его функции на сторону. Исполнение и контроль ключевых ИТ-задач пока остается все же за CIO компаний. Российский бизнес, даже самый «крупнокалиберный», еще не готов к столь радикальным подвижкам. Здесь есть важный момент — хотя степень концентрации аутсорсинговых услуг в «крупняке» самая существенная, в конце концов, для многих из них развитие ИТ — это вопрос самого существования бизнеса. Тем более, если речь идет о таких информационно зависимых отраслях как, например, телекоммуникации или финансы.

В то же время и в других отраслях, где работают, как правило, несколько меньшие по своим оборотам компании, постепенно осознают важность ИТ-аутсорсинга. Причина здесь, по сути, та же, что и в случае «голубых фишек» — компании достигают определенного уровня развития, когда без поддержки извне становится  сложно справляться с решением текущих ИТ-задач. Сейчас по этому пути идут уже упомянутый ритейл, предприятия общественного питания. В основном это крупные сетевые компании, которые разрастаются феноменальными темпами, чуть ли не каждую неделю открывая новые магазины и рестораны.

Чем же конкретно руководствуются директора компаний, принимая решение пригласить сторонних ИТ-специалистов? Как отмечают эксперты, в основном заказчиками движут надежды на сокращение расходов в будущем. Чуть менее весомым мотивом является расчет таким образом облегчить назревшую трансформацию бизнеса или стремление приобрести доступ к новым знаниям. В некоторых компаниях надеются, что применение аутсорсинговой модели позволит увеличить капитализацию бизнеса. Многие полагают, что аутсорсинг даст возможность повысить управляемость компании за счет избавления от непрофильных функций. Нередки также ситуации, когда переход на ИТ-аутсорсинг является частью стратегии по подготовке компании к M&A-сделкам или выходу на новые рынки.

Многие эксперты предрекают большое будущее аутсорсинга и в сегменте СМБ, полагая, что, даже несмотря на затратность подобных услуг, при правильном подходе они все равно окажутся выгодными. Однако пока в нашей стране еще не накопилось существенного опыта предоставления сервиса небольшим компаниям. По оценке самих участников рынка, сегодня схемами ИТ-аутсорсинга пользуются чуть более 1% предприятий среднего и малого бизнеса. Хотя потребность в этом назрела, и наверняка уже в скором времени интеграторы сделают более выгодные предложения такого рода фирмам. В то же время руководителям, желающим переложить с себя заботу об ИТ-отделе на профессионалов, независимо от размеров их бизнеса, возможно, придется столкнуться с препятствием в лице буквы закона. Как отмечает Георгий Ованесян, в законодательстве кроется противоречие, ставящее многих в тупик: поскольку аутсорсинг подразумевает отношения заказчика одновременно и с компанией-исполнителем, и с работниками, то регулирование здесь происходит по двум разным правовым документам. В первом случае необходимо использовать гражданский кодекс, во втором — трудовой, что влечет за собой некоторые риски. На Западе, например, подобные проблемы решаются с помощью тройственных соглашений, в России же такой практики, к сожалению, нет.

Российские успехи ИТ-аутсорсинга

1. Сотрудничество авиакомпании «Аэрофлот» и R-Style. Перед интегратором стояла задача построить ЦОД и обеспечить функционирование всей информационной системы, а также содействовать процессу внедрения ERP-системы. В результате удалось добиться главной цели проекта — ИТ-департамент «Аэрофлота» получил возможность концентрироваться только на профильной экспертизе.

2. Модернизация ИТ-инфраструктуры компании Harry’s в России интегратором «Открытые Технологии». По окончанию работ инфраструктура всех предприятий кондитерской компании и ее центрального офиса в Москве была передана на аутсорсинг в компанию «Открытые Технологии».

3. Модернизация Центром аутсорсинга DataFort компании IBS серверной и сетевой инфраструктуры информационно-аналитической системы компании «Медиалогия», с которой IBS DataFort сотрудничает уже несколько лет, предоставляя клиенту ресурсы ЦОД. Результатом последнего проекта стало увеличение производительности ИАС в 30 раз, а также повышение уровня ее доступности.

4. Один из наиболее масштабных и длительных примеров ИТ-аутсорсинга — сопровождение инфраструктуры ИГ «Ренессанс Капитал» компанией «Крок». Проект длится с 2003 года. За это время была организована служба технической поддержки и внедрена система управления ИТ-ресурсами.

5. Поддержка «Кроком» ИТ-инфраструктуры «Бритиш Американ Тобакко Россия» — бюджет заключенного в 2006 г. двухгодового контракта составляет более 1 млн долл. в год. На аутсорсинг отдаются 11 ИТ-сервисов, в том числе администрирование серверов, учетных записей, поддержка рабочих мест, бизнес-приложений, услуг мобильной связи и обеспечение ИТ-безопасности. Общее число пользователей, поддерживаемых «Крок», составит более 1800 человек.

Что поможет аутсорсингу?

Рынок построения и поддержки ИТ-инфраструктур компаний считается высоко потенциальным. ИТ-аутсорсинг может стать настоящей синекурой для многих интеграторов — но только когда и как это произойдет? Большинство игроков сохраняет пока некоторую долю скепсиса, даже несмотря на довольно приличную составляющую ИТ-аутсорсинга в общем показателе своей выручки.

По данным IDC, уже в 2006 году доля ИТ-аутсорсинга в общем объеме ИТ-услуг равнялась 12,1% (четвертая позиция после консалтинга и разработки ПО, системной интеграции и установки и поддержки оборудования и ПО). Наверняка, показатели 2007 года будут еще более впечатляющими, и в будущем эта тенденция, скорее всего, только усилится. Так откуда же скепсис? Как считает большинство специалистов, перспективы вряд ли будут столь радужными, если не удастся решить одну ключевую проблему, преодолеть одно серьезнейшее препятствие, мешающее развитию данного сегмента, — психологическую неготовность руководителей бизнеса к внедрению новой практики. Многое здесь зависит и от личного примера конкретных людей.

«Первостепенное значение имеет желание предприятия развиваться, расти, увеличивать мощности, выходить на лидирующие позиции в сегменте. Развивает рынок именно позиция таких прогрессивных компаний и руководителей, — характеризует факторы, воздействующие на развитие рынка аутсорсинга Дмитрий Дресвянников. — И тормозят развитие опять же первые лица компаний, те, кто не стремятся к переменам. Они действуют по принципу «есть стабильная прибыль, есть сложившийся круг клиентов, зачем что-то менять». И подобного рода предприятий остается еще довольно много».

Помочь в преодолении ретроградного подхода таких управленцев могут объективные причины. Например, наблюдаемая сегодня тенденция к повсеместной легализации ПО. Так, по мнению Василия Баракина, заказчики, во-первых, получают возможность официально обращаться за помощью к интеграторам; и, во-вторых, заказчики, которые пришли к осознанию необходимости легализации, проще принимают решение о привлечении интегратора со стороны.

Другим стимулом для развития ИТ-аутсорсинга станут реформы внутри крупных компаний, направленные на повышение их финансовой эффективности и проявляющиеся, прежде всего, в массовых увольнениях персонала. Иными словами, не было бы счастья, да несчастье помогло. Хороший пример — в результате кадровых сокращений в компании «МТС», начатых летом 2006 года, этому оператору сотовой связи одному из первых явно понадобились специалисты по сопровождению ИТ-инфраструктуры.

По сути, ту же природу имеет и следующий фактор, позитивно влияющий на распространение ИТ-аутсорсинга в России, — отсутствие достаточного количества хорошо подготовленных работников внутри компаний-заказчиков. Как утверждает Георгий Ованесян, недостаток квалифицированного ИТ-персонала на предприятиях, сложившийся в силу общей ситуации на рынке труда, восполняется консолидацией профессионалов в специализированных фирмах. И если раньше заказчики предпочитали обходиться внутренними ресурсами, отдавая интеграторам несложные и, по их мнению, менее рискованные виды работ, то сейчас реалии подталкивают руководителей передоверить непрофильные для ИТ собственного бизнеса функции сторонним экспертам, а у себя оставить только руководителей проектов и портфелей проектов.

Еще одним фактором, способным заметно ускорить развитие аутсорсинга, может стать и то, что многие провайдеры ИТ-услуг сегодня сертифицируют свой бизнес по стандарту ISO 20000, направленному на формализацию требований к управлению ИТ-сервисами, предоставляемых как внешними поставщиками услуг, так и собственной ИТ-службой компании. Кроме того, стандарт способствует планированию путей дальнейшего совершенствования ИТ-сервисов.

Переломной точкой в отношении к аутсорсингу во всех отраслях экономики, по мнению некоторых наблюдателей, может стать контракт, подписанный недавно «Федеральной сетевой компанией Единой энергетической системы» (ФСК ЕЭС) с компанией PM Expert на сумму 57 млн рублей. Договоренность предусматривает оказание специалистами PM Expert ФСК ЕЭС консалтинговых услуг в рамках создания автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии единой национальной электрической сети, обеспечение эффективного взаимодействия между субподрядчиками и управление рисками. PM Expert также будет управлять сроками, качеством и персоналом проекта. По словам генерального директора ГК «Армада», в которую входит PM Expert, Алексея Кузовкина, впервые в России заказчик принял решение заплатить более 2 млн долл. специализированной компании, чтобы гарантированно достичь запланированных результатов с соблюдением сроков и бюджета проекта.

Ресурсов хватит на все

Сегодня подавляющие большинство крупных компаний прибегают, в той или иной мере, к услугам аутсорсеров. Было бы логично предположить, что и сами интеграторы обращаются к помощи сторонних фирм. Часто ли здесь случается ситуация, подобная той, что сложилась между Adidas, InterComp и IBS? InterComp оказывала услуги расчета заработной платы сотрудникам российского представительства известной немецкой компании. И бухгалтеры сами отдали обслуживание информационных ресурсов на аутсорсинг в Центр аутсорсинга DataFort компании IBS. Характерно ли для интеграторов оказаться на месте бухгалтеров в описанной ситуации?

Довольно прямо резюмирует концепцию своей компании по использованию сторонних сил при создании ИТ-инфраструктуры Василий Баракин: «Мы обходимся силами собственных специалистов. Иначе мы были бы сапожниками без сапог. Конечно, обратиться к кому-то на сторону мы можем, но только если речь идет о каких-то прикладных приложениях, которыми мы не занимаемся».

Чаще всего привлечение третий компании происходит именно тогда, когда у аутсорсера элементарно не хватает собственных ресурсов и опыта для выполнения заказа. Однако постепенно ситуация меняется, и бизнес интеграторов выстраивается не по принципу специализации в каком-то узком направлении, а исходя из требований рынка. Как отметил Дмитрий Дресвянников, еще недавно возникала необходимость передачи непрофильных функций «третьим лицам», но сейчас этого нет: «Подразделения в ГК АСП открывались под нужды и потребности клиентов, поэтому если и дальше будет спрос на непрофильный функционал и руководство ГК АСП увидит тенденцию в этом спросе, то направление станет профильным для нашей компании».

Пока отечественные компании, оказывающие ИТ-услуги, чувствуют себя вполне свободно. Приход в страну таких монстров, как IBM и HP, существенно не изменил ситуацию со спросом — гиганты, предлагая суперсовременную технику, как правило, навязывают использование своих дорогостоящих решений. В наибольшей степени конкуренция проявляется сегодня в области разработки ПО, одном из самых развитых и «аутсорсинговых» сегментов ИТ.

Через какое-то время, возможно, уже через несколько лет, рынок ИТ-аутсорсинга ждет насыщение, но сейчас он обладает еще огромным потенциалом и развивается чрезвычайно быстро. Как отметил Георгий Ованесян, если еще пару лет назад можно было говорить об отставании от Запада в этом направлении на 5-10 лет, то за прошедшее время его удалось сократить практически вдвое.

Сергей Ильин

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS