|
|
Обзор подготовлен
Некоторое снижение темпов импорта ИТ-услуг до среднесрочных темпов роста спроса на ИТ-услуги на российском рынке позволяет говорить о тенденции замедления процессов вытеснения российских ИТ-компаний западными. Новый тип конкурентной борьбы западных и российских компаний, которая до сих пор велась в направлении поиска своей ниши, а теперь — за одну и ту же нишу, будет разворачиваться на поле гибкости ценовой политики, качества услуг, степени их разнообразия и индивидуализации, а также в области брендов.
Последние 2-3 года впервые на российском рынке ИТ-услуг наметилась тенденция замедления процессов вытеснения российских ИТ-компаний западными. Проявилось это в снижении темпов импорта ИТ-услуг до среднесрочных темпов роста спроса на ИТ-услуги на российском рынке (с 50% в год до 13-15% в год). По различным оценкам до сих пор доля услуг, приходящаяся на западные ИТ-компании в России, составляла 25-30%. Доминирующие сегодня тенденции дают все основания предполагать, что дальнейшего расширения доли западных компаний не предвидится. Если указанная тенденция не является ситуационной, обусловленной временными факторами, то возможны два сценария дальнейшего развития — равновесный, при котором достигнутое равновесие 30/70 будет сохраняться, и конкурентный, при котором соотношение начнёт меняться в одну из сторон.
Равновесный реализуется, если отечественные и западные ИТ-компании будут оставаться в своих ИТ-нишах, западные — ждать новых и обслуживать старых крупных заказчиков, а отечественные — эксплуатировать нишу ИТ-проектов с невысоким и средним бюджетом. В данном случае всё будет зависеть от того, какими темпами будет расти спрос в обеих нишах и, соответственно, не возникнет ли у той или другой стороны повода для экспансии в чужие ниши. В свою очередь, в настоящее время рост спроса на ИТ напрямую зависит от того, в какую сторону повернутся ИТ-предпочтения новых (импортированных, в основном сборочных) и старых восстанавливающихся производств (первые «выбросы» ИТ-затрат здесь уже зафиксированы в транспортном машиностроении), а также насколько интенсивны будут процессы слияний и поглощений в сырьевом секторе, что будет приводить к новым крупным ИТ-заказам со стороны предприятий «первого эшелона» ИТ-заказчиков. Здесь, с одной стороны, в 2005 году были зафиксированы высокие темпы роста затрат на ИТ-услуги — порядка 50%, а в 2006 году — вполне обычные 15%. Пока во всех рыночных нишах будет достаточно работы, их пересечение будет минимально, и конкуренция между отечественными и западными ИТ-компаниями усиливаться не будет — и наоборот.
Однако есть основания предполагать, что обострения конкуренции на рынке ИТ не избежать. Связано это будет, скорее всего, не столько с исчерпанием уже существующих ниш, сколько с появлением новых высокодоходных, на которые начнут претендовать и отечественные, и западные ИТ-компании. Новый тип ИТ-заказчика появляется в связи с уже отмеченным сборочным бумом, всё большим ростом благоприятствования на мировых рынках энергоносителей, ростом инвестиций в экономику РФ, стимулирующими дальнейшее развитие производств, сферы услуг, увеличением государственных расходов и т.д.
Причём следует учесть, что этот заказчик во многом уже принципиально иного рода, чем ставшее привычным за последние 15 лет постсоветское промышленное предприятие, борющееся за то, чтобы «остаться на плаву». Теперь это современные организации с новым менеджментом и современной, более чёткой и формализованной интерпретацией деловой репутации. К традиционным понятиям надежности и порядочности прибавляется ещё и чуткость к бренду и всем нематериальным атрибутам престижности. Поэтому наряду с принципом минимизации непрофильных затрат этот новый заказчик будет ещё следовать и принципу лучшего бренда. И здесь сложно однозначно сказать, чьи решения такой заказчик предпочтет — наших компаний или западных.
* Примечание: Темпы рассчитаны с учетом фактически действующих цен.
Новый тип конкурентной борьбы западных и российских компаний, которая до сих пор велась в направлении поиска своей ниши, а теперь — за одну и ту же нишу, будет разворачиваться на поле гибкости ценовой политики, качества услуг, степени их разнообразия и индивидуализации, а также в области брендов. В связи с этим необходимо отметить два момента, один из которых однозначно добавляет преимуществ на чашу весов российских ИТ-компаний, а другой — создаст серьезные проблемы для них, если не будет учтён ими самым серьезным образом.
В первом случае речь идет довольно интенсивном сегодня развитии российскими ИТ-компаниями модели внешнего корпоративного управления — организации зарубежных представительств своих компаний, а также непосредственное участие в иностранных высокотехнологичных предприятиях. Напомним, что по данным различных исследований у 20-40% крупнейших российских ИТ-компаний уже появились собственные офисы продаж в США и Европе. Подобные процессы, наряду с прямой экономической выгодой, дают и дополнительный косвенный эффект — повышение репутации и престижности бренда на внутреннем рынке. Несколько угрубляя, можно сказать, что постепенно стираются «репутационные» и «брендовые» барьеры между западными и российскими ИТ-компании, поскольку последние перестают быть компаниями исключительно национального значения, постепенно перерастая в настоящие глобальные корпорации.
Вторым фактором, который может как дополнить новые конкурентные преимущества российских компаний, так и уменьшить их — это мера гибкости ценовой политики, наряду со степенью разнообразия и индивидуализации (под требования заказчика) предлагаемых продуктов и решений. Если, становясь глобальными, наши ИТ-компани одновременно сформируют разумную сбалансированную политику предложения, то в будущей конкурентной борьбе они неминуемо окажутся победителями.
Владимир Карачаровский / CNews Analytics