|
|
Обзор подготовлен
Российский рынок ИТ-услуг будет развиваться, по всей вероятности, в сторону все большего "обеления" — вслед за рынком ИТ в целом. Прозрачность нужна теперь не только для привлечения западных инвесторов, но и для участия в тендерах на выполнение госзаказов. Тем более что роль государства в развитии отрасли, судя по всему, будет только возрастать.
Влияние государства на многие отрасли экономики страны очень чувствительно. Оно имеет долю практически во всех высокомаржинальных вертикальных рынках, и в целом проводится линия концентрации предприятий в государственных компаниях и холдингах, а в ряде секторов создаются государственные корпорации, получающие бюджетные средства в объеме десятков и сотен миллирадов рублей — в производстве, добывающей промышленности и в других рентабельных отраслях. Участие государства в ИТ-рынке долгое время выражалось исключительно в реализации функции заказчика. Новые работы и проекты запускались исходя из растущих потребностей в информатизации и благодаря увеличению ИТ-бюджетов, в первую очередь — со стороны федеральных органов государственной власти, в меньшей степени — муниципальных, внедрению ИКТ в госуправление, образование, а также сферу исследований и разработок. Летом 2007 министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман, выступая на заседании правительства РФ, заявил, что "позиция не помогать отрасли, потому что она быстро развивается, сегодня уже не будет работать. Только активная господдержка позволит нам сохранить те высокие темпы, которые мы набрали и сейчас удерживаем". Министр отметил, что необходимо создать условия для опережающего развития ИТ-компаний в перспективных секторах.
Интересы и участие государства в ИТ-рынке на данный момент выглядят следующим образом. Во-первых, оно выступает как заказчик ИКТ-проектов и работ, осуществляемых в интересах повышения уровня ИТ-оснащения и эффективности работы, основанной на использовании современных инструментов взаимодействия и коллективной работы федеральных органов государственной власти, крупных федеральных государственных организаций и фондов, бюджеты на информатизацию которых продолжают оставаться на стабильно высоком уровне либо увеличиваются, и также — органов региональной власти и в меньшей степени органов муниципального управления. Однако ИТ расходы федеральных ведомств — их совокупный ИТ бюджет год от года наращивается — в пересчете на одного сотрудника в разы меньше, чем центральных органов власти Западной Европы или американских штатов. Во-вторых — государство начало выступать заказчиком масштабных проектов информатизации институтов социальной сферы, эти работы были запущены и ведутся как ИКТ-компоненты приоритетных национальных проектов — "Здоровье", "Образование", "Жилье", "Развитие АПК". Так, в 2007 году завершилось подключение всех образовательных учреждений страны к сети интернет. Аналогичные по своим задачам проекты, по словам министра информационных технологий и связи РФ, в настоящее время готовятся в здравоохранении и агропромышленном комплексе. Они выполняются в основном ведущими игроками с "московской пропиской", в том числе компаниями "Крок", IBS, "Компьюлинк", R-style, "Ланит" и др. При этом качество и стоимость услуг периодически ставятся под сомнение, и рынок потрясают неожиданные обыски в офисах крупных российских и зарубежных компаний — поставщиков оборудования. Вместе с тем, накануне и в продолжение 2007 года в ряде концептуальных документах, принятых правительством РФ, были сформулированы новые задачи и цели в сфере построения электронного государства — это: Концепция региональной информатизации до 2010 г., Стратегия развития информационного общества в РФ, новая редакция ФЦП "Электронная Россия (2002 — 2010 годы)", Типовая программа развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий субъекта РФ, Проект концепции формирования в РФ "электронного правительства" до 2010, представленный на заседании правительства РФ и в настоящее время проходящий согласования.
Во-вторых, это реализация программ развития технопарков в сфере высоких технологий. Отличительной особенностью технопарков, создаваемых в рамках госпрограммы "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий", является то, что объекты их инфраструктуры создаются в том числе за счет средств бюджета России. Поэтому в рамках программы на период 2006-2010 гг. из средств государственного бюджета планируется осуществить финансирование создания технопарков на территориях Московской, Новосибирской, Нижегородской, Калужской, Тюменской областей, Республики Татарстан и г. Санкт-Петербурга. В этих 7-и субъектах РФ будет профинансировано развитие 9 технопарков. Общий объем бюджетного финансирования упомянутых технопарков в рамках государственной программы составляет 26 300 млн руб., в том числе на период 2006-2007 г.г. — 3 740 млн руб., на 2008-2010 г.г. — 22 560 млн руб. В настоящее время названное бюджетное финансирование осуществляется в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы. Начиная с 2008 года государственная поддержка может быть предоставлена технопаркам в других регионах на конкурсной основе. По словам министра информационных технологий и связи РФ, первые объекты во всех российских пилотных технопарках начнут действовать в 2008 г. Но уже летом этого года в Обнинском технопарке, например, заработал первый объект — завод по сбору ПК от Kraftway: полученные в качестве господдержки деньги, выделяемые в рамках программы строительства технопарков, пошли на построение инженерной инфраструктуры.
В-третьих, государство совместно с бизнес-ассоциациями прилагает усилия для формирования конкурентных условий для работы ИТ-компаний в России, сравнимых с таковым в основных странах-экспортерах ИТ. В первую очередь это относится к налоговому режиму, сравнимому с существующим для аналогичного бизнеса за рубежом. Однако принятый осенью 2006 года федеральный закон так и не заработал. Между тем, законом введена в налоговый кодекс специальная глава о системе налогообложения для экспортоориентированных ИТ-компаний, в соответствии с которой предоставляется льгота при уплате ЕСН в виде его снижения на 8-12 процентных пунктов, то есть примерно наполовину. Но режим налогообложения, согласно этому закону, остается общим — ИТ-компаниям придется по-прежнему заниматься администрированием всех налогов. Кроме того, чтобы воспользоваться льготой, компания должна пройти госаккредитацию. Однако механизм аккредитации ИТ-компаний был утвержден лишь в начале ноября 2007 г. Это является одной из причин ввиду которой ИТ-компании до сих пор фактически не имеют возможности пользоваться уже закрепленными в законодательстве льготами. Кроме того, изменив ставку ЕСН, в Законе не было указано, как будут распределяться обязательная и накопительная части пенсии. В результате Пенсионный фонд воспротивился исполнению этого Закона. Однако в начале октября 2007 г. бюджетный комитет Государственной думы ФС РФ рекомендовал принять во втором чтении другой законопроект, позволяющий ИТ-компаниям перейти на единый 6% налог, но дальнейшее развитие событий в этом направлении приостановилось. Не создано и Федеральном агентстве по развитию экспорта в сфере ИТ, как подведомственное Мининформсвязи РФ, равно как и Национальное агентство по поддержке экспорта, о необходимости создания которого еще в 2006 г заявлял Герман Греф, будучи главой Минэкономразвития РФ.
Вместе с тем в 2007 году создан "Российский инвестиционный фонд инфокоммуникационных технологий" (РИФИКТ) и начал свою работу фонд фондов "Российская венчурная компания" (РВК). Объем средств, которые поступят в фонд РИФИКТ из федерального бюджета — 1 млрд 450 млн рублей. Еще столько же будет привлечено через продажу акций фонда. В 2007-2008 гг. готовятся инициативы, направленные на совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере ИКТ, а также продвижение на мировой рынок российских предприятий отрасли информационно-коммуникационных технологий.
В ближайшие годы ожидается дальнейшее увеличение финансирования со стороны государства ИТ-проектов в области госуправления и в социальной сфере. А планы государства стать независимым от ведущих западных вендоров ПО, скорее всего, вызовут поддержку отрасли разработки ПО и/или финансирование проектов по созданию собственных системных и прикладных продуктов.
Тенденция к "обелению" началась уже на многих вертикальных рынках, в том числе и в ИТ. Для крупных компаний основной причиной обеления является желание привлечь инвесторов, в том числе и через возможный выход на IPO. В 2007 г. произошло первое первичное размещение акций российской ИТ-компании — компания "Армада" провела IPO в секторе инновационных и растущих компаний (ИРК) ММВБ и в сегменте RTS START биржи РТС (20% акций, привлечено около 760 млн руб.). О желании выйти на биржу уже не один год заявляют и другие крупные игроки.
Как пример привлечения инвестиций можно рассмотреть Verysell, которая получила в форме прямых инвестиций 10 млн долл. от Renaissance Pre-IPO Fund и международного инвестиционного фонда Steep Rock. Общая сумма инвестиций, привлеченных Verysell с начала 2007 года, составила 50 млн долл. Все это стало возможным только при высокой прозрачности бизнеса компаний.
Небольшим предприятиям приходится тянуться за крупными игроками и предоставлять более достоверную информацию о себе. Как минимум, будет очень "несолидно", если в каком-то рейтинге аутсайдер окажется впереди крупной и известной — открытой — компании. Кроме того, "обеление" желательно и для участия в тендерах на выполнение государственных заказов.
Как это происходит у одних — и будет происходить со временем у других? Во-первых, "обеление" заработной платы, которое на данный момент носит стихийный характер. Тем не менее, большинство компаний увеличивает соотношение в пользу "белой" части. Это вызвано также и желанием удержать сотрудников, для которых все важнее становится "белая зарплата", необходимая для получениия кредитов.
Во-вторых, компании начинают предоставлять более достоверные данные исследовательским агентствам для участия в рейтингах и обзорах. И в целом увеличивается их публичность — это считается необходимым для повышения доверия со стороны существующих клиентов и привлечения новых.
Наконец, финансовая отчетность приводится в соответствие с реальным положением дел. Это необходимо все так же — для привлечения клиентов и выхода на IPO. Компаниям, работающим с зарубежными инвесторами, кроме того, приходится вести отчетность еще и по зарубежным стандартам.
Постепенное "обеление" рынка в целом вызывает рост инвестиций, формирование нормальной рыночной конкуренции, повышение качества выполнения проектов и соблюдение их сроков.
Галина Полынская, Сергей Шалманов / CNews Analytics
CNews: Насколько прозрачен, на ваш взгляд, российский рынок профессиональных ИТ-сервисов?
Дмитрий Васильев: Он не может быть прозрачным в принципе, поскольку это рынок связан с построением достаточно закрытых систем для управления бизнесом конкретных компаний. Поэтому он прозрачен настолько, насколько компании принимают решение о своей прозрачности. Если говорить о компаниях, которые торгуются на биржах, в том числе на иностранных, то понятно, что у них система абсолютно прозрачна и соответствует международной отчетной системе. Для них прозрачность — обязательное условие. В то же время непубличные компании едва ли заинтересованы в предоставлении данных о своей деятельности. Просто потому, что информационные технологии — это всегда конкурентное преимущество, о котором не все готовы сообщать своим конкурентам. В России прозрачность рынка — весьма условное понятие. Четко выраженного тренда, что он был непрозрачным, а потом вдруг стал прозрачным я, по крайней мере, не вижу.