|
|
Обзор подготовлен
В настоящее время российские ИТ-компании переживают период настоящего экспортного бума. Темпы экспорта стремительно растут — с 50-60% до 90% за 3 последних года. Как долго сможет сохраняться эта тенденция и какие существуют факторы, сдерживающие и стимулирующие экспорт российских ИТ-услуг?
Можно выделить два сценария развития экспорта российских ИТ-услуг — экстенсивный и интенсивный. Оба напрямую завязаны на приоритеты политики российских ИТ-компаний. В первом случае приоритетом является ценовая конкуренция (с поставщиками других центров оффшорного программирования — Индия, Китай), во втором случае — это конкуренция на качестве предоставляемых услуг, их уникальности, разнообразии, возможности индивидуализации под специфические интересы заказчика.
Сегодня нельзя выявить большую вероятность одного или другого сценария, так как выбор между ними определяется целиком политическим выбором российского ИТ-сектора в лице его ключевых экспортёров. Однако можно выделить преимущества и недостатки обеих стратегий, а также комплекс факторов, усиливающих или, напротив, умаляющих потенциал каждой из них.
* Примечание. Темпы рассчитаны с учетом фактически действующих цен.
Экстенсивный сценарий развития будет уже в среднесрочной перспективе приводить к постепенному спаду темпов роста экспорта, а в долгосрочной перспективе — к его сокращению. Ориентация на ценовую конкуренцию с бывшими странами «третьего мира» бессмысленна из-за нарастающих различий в оплате труда ИТ-специалистов — в азиатских странах оплата труда программистов как минимум в 1,5-2 раза ниже, чем в России. Поэтому в ценовой конкуренции российский ИТ-сектор, безусловно, проиграет — просто потому что проблема снижения себестоимости ИТ-продукции/услуг рано или поздно упрётся в планку оплаты труда программистов и консультантов, а попытка её снизить приведёт к утечке человеческого капитала за рубеж.
В сложившихся условиях российским ИТ-компаниям необходимо использовать методы несовершенной конкуренции, выигрывая не на цене, а на других свойствах продукции/услуг — повышение их уникальности, качества, разнообразия, возможность предоставления эксклюзивных индивидуальных решений.
В данном случае цена имеет убывающее значение, так как потребители платят за продукт/услугу, аналога которым на рынке нет. Преимущество заключается также в том, что рынки инновационной продукции практически не насыщаются, а наоборот — только расширяются с каждым выводимым на них новшеством. Такая стратегия требует и большей отдачи от ИТ-специалистов, которая, впрочем, будет окупаться более высокими доходами.
Не последнюю роль в стимулировании отечественного ИТ-экспорта сегодня играет государство, в рамках инициатив которого создается довольно разветвленная экспортно-ориентированная ИТ-инфраструктура — сеть «ИТ-зон» (технопарков, специализирующихся на ИТ), специализированный инвестиционный фонд поддержки ИКТ, Федеральное агентство по развитию экспорта в сфере информационных технологий (ФАРЭСИТ) и т.д.
Однако в этой, казалось бы, целиком положительной, работе государства могут возникнуть и отрицательные эффекты. Один из них является неизбежным следствием роста цивилизованности ИТ-рынка. Стремление законодательно прописать ИТ-экспорт может привести, если не предпринять соответствующих мер, к дополнительному налогообложению экспортного ИТ-бизнеса, который сегодня пока находится «в тени» законодательства. Если это случится, то следствием будет дополнительный рост издержек ИТ-экспорта.
Другой, уже отмеченный рядом аналитиков момент, заключается в опасности межведомственного противостояния и, как следствие, политических рассогласований в создаваемой многосубъектной и многоуровневой организационной системе поддержки ИТ-экспорта (ИТ-технопарки, с одной стороны, Минэкономразвития и Стабфонд, с другой, ФАРЭСИТ, фонд ИКТ и Мининформсвязи с третьей).
Наконец, последний фактор, который при любых прочих условиях будет работать на экспорт — это степень отрегулированности прав интеллектуальной собственности. В сегменте ПО и ИТ-услуг для не-корпоративного потребителя ситуация в России является целиком невыгодной из-за огромного рынка пиратской продукции. Работа ИТ-компаний на внутренний рынок в данном случае практически бессмысленна, что будет стимулировать вывоз разработок соответствующего типа за рубеж.
Экстенсивный или интенсивный сценарий развития ИТ-экспорта станет основой ближайшего будущего российского ИТ-сектора — пока до конца не ясно, но уже ближайшие 2-3 года дадут на этот вопрос вполне определенный ответ.
Владимир Карачаровский / CNews Analytics