[an error occurred while processing this directive]
версия для печати
Всплеск интереса к ИТ-обучению сможет обеспечить госсектор

Всплеск интереса к ИТ-обучению сможет обеспечить госсектор

Дистанционные технологии ИТ-обучения продолжают набирать популярность в России. Игроки рынка в большинстве своем отмечают планомерный рост бизнеса. Ожидается, что существенное увеличение объемов сектора ИТ-обучения в перспективе могут дать проекты, ориентированные на госструктуры. Здесь работы хватит всем, причем явно надолго.

Бурное развитие информационных технологий в последние годы превращает всех в вечных учеников. Угнаться за быстрым прогрессом в сфере ИТ вузы, дающие базовые знания, не всегда способны. А значит, часто выпускники институтов и университетов после приема на работу вынуждены получать дополнительное образование, соответствующее специфике их деятельности. На протяжении многих лет его готовы предоставить специализированные учебные центры, которые функционируют и как коммерческие подразделения вузов, и как полностью самостоятельные организации.

ИТ-обучение является далеко не самым крупным и востребованным сегментом рынка ИТ-услуг, однако его доля продолжает стабильно расти. Ведь речь идет не только об образовании молодых специалистов. Фактически ни один более-менее крупный проект не обходится без получения персоналом заказчика необходимых знаний по внедряемым решениям. По данным IDC, объем сегмента ИТ-обучения и тренингов в России в 2006 году составил около $100 млн. Это не так много, но, тем не менее, компании, специализирующиеся на обучении, на отсутствие клиентов не жалуются.

Доля ИТ-обучения в общем объеме российского рынка ИТ-услуг, 2006

Доля ИТ-обучения в общем объеме российского рынка ИТ-услуг, 2006

Источник: IDC, 2007

Руководитель нижегородского учебного центра компании Softline Ольга Перфилова, отмечает, что спрос на образовательные услуги действительно растет. «Все меньшей становится доля самостоятельного обучения и все большей — доля обучения в сертифицированных учебных центрах, поскольку время, затраченное специалистом на самообучение, обходится дороже курсов, — рассказала она. — Если же говорить о последних тенденциях, то хотелось бы отметить увеличение спроса на обучение персонала работе с офисными приложениями: краткосрочные курсы дают хороший эффект, увеличивают производительность и позволяют снять нагрузку со службы поддержки».

Коллега г-жи Перфиловой, руководитель учебного центра Softline в Сибирском Федеральном округе Елена Литвинова также поделилась своими взглядами на тенденции современного ИТ-образования. По ее мнению, в этом сегменте наиболее заметными чертами являются все более широкое применение дистанционных образовательных технологий, постоянное расширение учебными центрами портфеля сертификаций, адаптация вендорами своих курсов непосредственно под нужды заказчика, а также региональное расширение учебных центров.

ИТ-обучение на пути к зрелости

Многие представители компаний-игроков рынка ИТ-обучения сегодня говорят о его «взрослении». «Если еще пару лет назад рынок ИТ-обучения нельзя было назвать зрелым, то сегодня ситуация изменилась: большинство учебных центров заняли свои ниши, рынок структурировался, спрос на очное обучение в целом стабилизировался, — отмечает ректор «Академии АйТи» Игорь Морозов. — Развитие рынка ИТ поддерживает в целом высокий спрос на услуги учебных центров, и в этой ситуации выигрывает тот, кто оказывается наиболее чувствителен к потребностям клиентов». По его словам, сегодня на российском рынке ИТ-обучения преобладают те же тенденции, что и в мировой практике. Одна из них — появление образовательных программ на стыке ИТ и управления. Например, курсы по обучению экономике и менеджменту информационных систем, по управлению ИТ-сервисами (ITIL, ITSM), курсы по управлению проектами, а также программы профессиональной подготовки (CIO и CSO), программы с применением дистанционных технологий eMBI и eMBI-bank и др.

Второй общемировой тренд, считает г-н Морозов — это бурное развитие дистанционных технологий. «Хотя, по мнению аналитиков РБК, рынок ДО в России растет примерно на 25-30% в год, многие эксперты говорят о недостаточном объеме дистанционных программ, соответствующих мировым стандартам качества образования, — отмечает он. — Возможно, эта ситуация вскоре изменится, так как на отечественный рынок сейчас все активнее выходят ведущие разработчики и дистрибьюторы электронного обучения в мире».

«Очные курсы пока более востребованы и приносят наибольшую эффективность в плане подготовки материала и освоения практических навыков, — убеждена г-жа Перфильева. — Дистанционные курсы на данный момент многими рассматриваются как дополнение, своего рода вариант техподдержки в случае необходимости». Однако, согласно прогнозу American Educational Research Association, к 2010 году на дистанционные виды обучения в мире будет приходиться две трети рынка.

Где удобнее учиться?

Итак, где же предпочитают учиться клиенты учебных центров — на своей территории или в стенах учебных заведений? Конечно, в немалой степени это зависит от масштабов проекта. Если речь идет об обучении сотрудников таких крупных холдингов, как РЖД или «Газпром», то понятно, что ни один учебный центр просто не справится с таким потоком обучающихся, поэтому постигать новые технологии им придется, не отходя далеко от своего рабочего места. «В случае обучения на своей территории заказчик не только сэкономит средства на командировки своих специалистов в другой город, но и выберет наиболее удобный период проведения обучения, режим занятий (день и вечер, только вечер, выходные дни и пр.), — комментирует возможные преимущества г-жа Литвинова. — Кроме того, за счет проведения обучения только для конкретного заказчика весь процесс будет полностью нацелен на решение задач данной компании с учетом особенностей ее деятельности».

В свою очередь, г-жа Перфильева  отмечает, что на территории своего предприятия заказчики предпочитают учиться лишь в 5-10% случаев. Причин для этого, по ее словам, несколько. Во-первых, обучение в специализированном учебном центре более комфортно для слушателя. Ему созданы все условия, его не отрывают от освоения материала рабочими вопросами (этот соблазн неизменно возникает, когда специалист учится «на своей территории»). Во-вторых, у заказчиков не так часто возникает необходимость обучить группу сотрудников на одном курсе — за исключением случаев внедрения нового продукта, когда речь идет о массовом обучении на базовом курсе. «Наконец, для самого специалиста полезнее, когда на курсе собираются представители разных компаний, — уверена г-жа Перфильева. — На время обучения в классах формируется своеобразный клуб ИТ-специалистов, между ними неизменно происходит обмен опытом, это общение зачатую продолжается и за пределами класса».

«Реально существует не так много компаний, которые имеют собственные хорошо оборудованные учебные площадки, — дополняет коллег г-н Морозов, — поэтому естественно, клиенты предпочитают обучаться на нашей территории». Что касается обратной ситуации, то здесь ректор привел в качестве примера проекты по повышению квалификации сотрудников высших учебных заведений. Поскольку вузы сами по себе являются высококлассными учебными площадками, то вполне естественно, что и их сотрудники предпочитают учиться на своих рабочих местах. Кроме того, обучение на территории заказчика проводится в тех случаях, когда в этом городе нет филиала учебного центра.

Очное ИТ-обучение имеет свои особенности. По мнению генерального директора Redcenter Руслана Смелянского, организация учебного процесса предполагает малочисленные учебные группы. «Учащихся в этой группе должно быть не больше, чем реально способен проконтролировать преподаватель, особенно это касается проведения практических упражнений, — убежден он. — Нужно, чтобы каждый учащийся каждую минуту своего пребывания на практических занятиях чувствовал контакт с преподавателем».

Вендоры борются с «серыми» курсами

Не  менее внимательно относятся к ИТ-обучению и сами вендоры. Как рассказала CNews менеджер программ и обучения Microsoft Екатерина Садовская, корпорация особое внимание уделяет учебным центрам, имеющим статус сертифицированного партнера Microsoft в компетенции «Решения для обучения» (Microsoft Certified Partners for Learning Solutions, Microsoft CPLS). Совместно с CPLS разрабатываются различные учебные курсы по технологиям и продуктам Microsoft, причем это могут быть как открытые курсы, доступные для всех желающих, так и закрытые, ориентированные на конкретного заказчика. Один из наиболее интересных и масштабных проектов Microsoft в области ИТ-образования — это обучение служащих региональных администраций на базе региональных вузов-участников программы Microsoft IT Academy. C января по апрель 2007 года новые возможности пакета Microsoft Office в рамках этой программы изучили 820 сотрудников администраций Вологодской, Астраханской и Волгоградской областей. В следующем году, по словам г-жи Садовской, в этот проект будет включено еще 20 регионов.

«В последнее время вендоры стали активнее использовать различные инструменты борьбы с так называемыми «серыми» курсами, чтобы повысить качество преподавания по своим обучающим продуктам, — отмечает еще один тренд рынка ИТ-обучения г-н Морозов. — Например, чтобы быть допущенным к популярной сертификации Oracle Certified Professional (OCP), специалисту необходимо пройти обучение на авторизованных курсах Oracle и получить заверенный сертификат о прохождении курсов Oracle University.

Резюмируя тенденции, характерные для российского рынка ИТ-обучения, можно отметить, что в целом они совпадают с общими тенденциями рынка ИТ. Наблюдается постепенная консолидация этого сектора, что, безусловно, свидетельствует о его зрелости. Сюда же следует отнести вышеупомянутую борьбу с «серыми» курсами и повышение требований по сертификации, что также свидетельствует о том, что вендорам отнюдь не безразлично, кто именно будет обучать российских заказчиков разработанным ими технологиям. Системные интеграторы в последние годы уже не стремятся создавать и развивать собственные учебные подразделения, конкурирующие со специализированными центрами. Наоборот, теперь им гораздо важнее выбрать надежного партнера, который взял бы на себя образовательную составляющую проектов.

Дистанционные технологии ИТ-обучения продолжают набирать популярность, хотя традиционные формы получения образования, разумеется, доминируют — и эта ситуация пока будет сохраняться. Никто из опрошенных CNews представителей учебных центров не жалуется на отсутствие заказчиков. Напротив, все отмечают небольшой, но планомерный рост своего бизнеса. Существенное увеличение объемов рынка ИТ-обучения в перспективе могут дать проекты, так или иначе ориентированные на госструктуры или федеральные образовательные учреждения. Здесь работы хватит всем игрокам, причем явно надолго.

Григорий Рудницкий

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS