|
|
Обзор подготовлен
По мере развития мирового рынка ИТ-услуг становится понятно, что различные области консалтинга не настолько далеки друг от друга, как это может показаться на первый взгляд. Игроки, в зависимости от имеющихся возможностей и рыночной ситуации периодически мигрируют в смежные области консультирования. «Киты» рынка, по тем или иным причинам когда-то свернувшие практику ИТ-консалтинга, в последние годы признают перспективным возвращение к ней. Данный сегмент по итогам 2006 года занимает наибольшую долю на мировом рынке консалтинга — 45%.
Индустрия консалтинга — это многосторонний, достаточно разнородный сектор бизнеса, верхушку которого составляют компании, занимающиеся стратегическим и управленческим консультированием, услуги которых ориентированы на топ-менеджмент и советы директоров компаний из списка Fortune 1000. McKinsey, Bain & Company, Boston Consulting Group и некоторые другие — вот элита управленческого консалтинга. Контракты с такими фирмами чаще всего подразумевают анализ множества аспектов бизнеса корпорации-заказчика, включая финансы, производственные активы, ИТ, взаимодействие с государственными структурами и многое другое. Предложения консультантов часто имеют своим результатом масштабные организационные изменения, которые, как рассчитывают клиенты, могут принести десятки миллионов долларов дополнительной ежегодной прибыли. Годовой оборот компаний, специализирующихся на стратегическом консультировании, может составлять миллиарды долларов, а ключевые консультанты могут зарабатывать $200-500 тыс. ежегодно.
Согласно данным First Research, в США в 2006 году было зарегистрировано около 100 тыс. консалтинговых фирм, включая таких гигантов, как Booz Allen, IBM и Accenture. Объем рынка консалтинга в 2006 г., по подсчетам First Research, составил $125 млрд. Согласно другим оценкам, приводимым Plunkett Research, индустрия консалтинга в США (включая управленческое консультирование, технические услуги и заказные научные разработки) в 2006 г. продемонстрировала оборот в $156 млрд. Годовой рост в различных секторах консалтинга в США составил 8-12%.
По данным Kennedy Information, мировой рынок консалтинга оценивается примерно в $280 млрд в 2006 г. Аналитики прогнозируют, что в 2007 году его объем достигнет $300 млрд. Интересно, что для более узкого сегмента — рынка ИТ-консалтинга и системной интеграции — ряд аналитиков приводит сопоставимые данные. Так, Gartner считает, что данный сегмент вырастет с $261,7 млрд. в 2006 году до $365,2 млрд. в 2011 г., что означает среднегодовой прирост оборота в 7%.
Как видно из диаграммы, услуги, связанные с информационными технологиями, действительно являются важнейшей частью мирового рынка консалтинга и составляют почти половину его объема в денежном выражении. Стратегическое и управленческое консультирование занимают второе место. Значительную долю составляют также аутсорсинг логистики и других бизнес-процессов.
Структура мирового рынка консалтинга в денежном выражении, 2006 г.
Источник: First Research, июль 2007
Расходясь в количественных оценках объема рынка, аналитики, как можно отметить, сходятся в оценках темпов роста рынка консалтинга — в среднем он составляет 9% ежегодно. После финансовой «ямы», в которой консалтинг оказался в период фондовых кризисов 2000-2001 гг., и медленного восстановления в 2003-2004 гг. такой показатель можно считать весьма обнадеживающим для нынешних участников рынка и привлекательным для компаний, которые только планируют вступить в борьбу за консалтинговые бюджеты.
«Пересечение ИТ-консалтинга и услуг по оптимизации процессов логистики и дистрибуции является в настоящее время одной из наиболее активных точек роста на рынке профессиональных услуг, — комментирует аналитические данные Игорь Карпачев, управляющий директор группы компаний SCM-Solutions Group, объединяющей ряд консалтинговых практик на базе продуктов мировых ИТ-поставщиков. — Динамика развития сегментов SCM и 3PL позволяет уже сейчас говорить о том, что для этого рынка оценка темпов роста продаж консалтинга и услуг в 9-10% будет скорее консервативной. Например, корпорация i2, решения которой мы представляем, уже в 3 квартале 2007 г. продемонстрировала рост доходов от консалтинга на 24%. В регионах, переживающих бум спроса на консалтинг, таких как страны БРИК, этот показатель может быть еще выше».
Одним из индикаторов подъема на рынке управленческого и ИТ консалтинга является постепенное возвращение в эту сферу аудиторских фирм «большой четверки». Зарубежные аудиторско-консультационные компании были первыми, кто пытался конкурировать с McKinsey на ее поле стратегического консультирования на рынках России и стран СНГ. Однако корпоративные скандалы и воздействие регулирующих органов существенно изменили ландшафт этого сектора, уменьшив число игроков. Кроме того, некоторые фирмы отказались от большей части консалтинговой практики в период кризиса рынка, как это сделала PricewaterhouseCoopers (PwC), продав свое консалтинговое подразделение IBM фактически на нижней точке спада консалтингового рынка в 2002 году. Однако растущий спрос заставляет аудиторов возвращаться к консалтинговой практике, и за последний год три компании «большой четверки» активно занимались восстановлением этого направления деятельности.
Свидетельством их интереса к данной сфере является, в частности, объем и специфика произведенных ими интеллектуальных продуктов (thought leadership materials), которые являются основой консалтинговой практики. Опубликованное фирмой Arkimeda в марте текущего года исследование отчетов, книг, статей и других материалов, созданных ведущими консалтинговыми компаниями, показывает, что «большая четверка» вновь становится силой, выдвигающей мощные новаторские идеи в консалтинге.
Так, по объему выпущенных в 2006 году интеллектуальных продуктов (5% всего объема thought leadership market) PwC заняла третье место после McKinsey и Accenture. Ближайший конкурент PwC, Deloitte, уступив в объеме (3% рынка), опередила в рейтинге качества представленных материалов.
Рейтинг интеллектуальных продуктов компаний «большой четверки»
Компания | Концептуальность | Дифференциация | Устойчивость | Коммерциализация | Оценка (из 20) |
Deloitte | 4 | 4 | 5 | 3 | 16 |
PwC | 3 | 5 | 4 | 3 | 15 |
E&Y | 2 | 3 | 2 | 5 | 12 |
KPMG | 3 | 2 | 3 | 2 | 10 |
Источник: Arkimeda, март 2007
Интеллектуальные продукты компаний оценивались по четырем категориям: «Концептуальность», «Дифференциация» (оригинальность и новизна заключений и рекомендаций), «Устойчивость» (глубина проработки темы и объем проведенных по каждому кейсу исследований) и «Коммерциализация» (вероятность того, что представленный материал будет стимулировать аудиторию предпринять необходимые действия).
Еще более интересной тенденцией, выявленной в данном исследовании, является то, что фирмы, исторически ориентированные на ИТ-услуги, начинают теснить признанных стратегов на рынке высокоуровневого консалтинга. Еще десять лет назад вряд ли можно было представить, что такие компании, как Accenture и IBM, будут стоять рядом с McKinsey в рейтингах thought leadership. Сегодня Accenture занимает по объему интеллектуальных консалтинговых продуктов позицию, равную McKinsey — 9%. IBM, занимающая 5% всего рынка thought leadership - на четвертой строчке объединенного рейтинга. ИТ-гигант производит меньший, чем раньше, объем интеллектуальных консалтинговых продуктов. Но в рейтинге качества материалов стоит наравне с McKinsey (в терминах «устойчивости»). Наиболее сильными областями консалтинговой экспертизы компании являются, по мнению исследователей, консультирование по управлению каналами распределения, инновации, оптимизация снабжения и управление знаниями.
Тем не менее, до полного слияния секторов стратегического и ИТ-консалтинга еще далеко, если оно вообще когда-либо произойдет. «Действительно, существует большое количество консалтинговых проектов, в которых результатом разработки либо оптимизации бизнес-процессов является последующее внедрение современных информационных систем, поэтому консалтинговые проекты в этой сфере однозначно являются ИТ-проектами, Более того, многие ИТ- проекты на сегодняшний день — это не только внедрение информационной системы, но и решение сложнейшего комплекса технических задач по интеграции различных бизнес-приложений клиента, управлению мастер данными и управлению изменениями, — говорит Мартин Арутюнян, партнер компании Deloitte. — Определенный сегмент консалтинговых проектов нацелен на разработку бизнес-стратегии компании с последующей декомпозицией функциональные стратегии, в том числе и ИТ стратегию. И, наконец, многие клиенты обращаются к помощи бизнес-консалтинга в «классическом» виде, т.е. консультации предоставляются в области стратегии и операционной деятельности компании».
Рейтинг интеллектуальных продуктов ИТ-консультантов
Компания | Концептуальность | Дифференциация | Устойчивость | Коммерциализация | Оценка (из 20) |
Accenture | 4 | 3 | 4 | 5 | 16 |
IBM | 3 | 5 | 5 | 3 | 16 |
Capgemini | 1 | 5 | 5 | 4 | 15 |
Unisys | 3 | 5 | 2 | 5 | 15 |
CSC | 1 | 1 | 3 | 5 | 10 |
Wipro | 2 | 2 | 1 | 3 | 8 |
Infosys | 1 | 2 | 3 | 1 | 7 |
Источник: Arkimeda, март 2007
Компания Accenture в большей степени, чем другие фирмы этой группы, ориентирована на достижение баланса между идеями, которые пропагандирует, и услугами, которые продает. Высокая оценка в категории «Коммерциализация» является отражением этого стремления. Capgemini, которая исторически не была заметным игроком на рынке thought leadership, за последний год сделала большой шаг в сторону стратегического консалтинга. Об этом свидетельствует не только объем выпущенных этой компанией интеллектуальных материалов (3% всего рынка, что сопоставимо с Deloitte), но и отмеченная экспертами глубина исследований и качество рекомендаций.
Unisys и Computer Science Corporation (CSC) также пытаются играть на рынке thought leadership, но их предложения пока остаются явно технологическими, в отличие от конкурентов по рынку ИТ-консалтинга, более тесно увязывающих ИТ, бизнес-процессы и стратегию. Тем не менее, эти компании добились значительных успехов в ряде специализаций и отраслей. Так, опрошенные эксперты считают, что Unisys лидирует в области консалтинга по вопросам безопасности, а CSC успешно работает с организациями сферы здравоохранения и медико-биологических наук.
По мере развития собственных консалтинговых практик индийские оффшорные компании также становятся участниками рынка thought leadership, хотя качество создаваемых ими интеллектуальных материалов пока не может сравниться с достижениями европейских и американских коллег, а консалтинг остается практически полностью сфокусированным на вопросах ИТ.
«Интерес ИТ-компаний к сфере стратегического консалтинга и возвращение в ИТ-консалтинг тех фирм, которые вышли из этого бизнеса несколько лет назад, отражают глубинные тенденции, происходящие в коммерческом и промышленном секторах, — считает г-н Карпачев. — Индустрия достигла такого уровня зрелости, когда большинство заказчиков понимает связь между ИТ и результатами бизнеса, соотносит бизнес-задачи своей компании и функциональность тех или иных систем, а также требует от консультантов предоставить измеримые показатели эффективности проекта». По его словам, такие развитые потребности заказчиков и обуславливают возникновение интегрированных практик, объединяющих консультирование по стратегии и ИТ, по ИТ и контролю/аудиту. Уже сейчас ИТ-проекты становятся более комплексными, а в ближайшем будущем полностью удовлетворить растущие запросы заказчиков смогут либо очень большие компании, имеющие множество подразделений с разнообразной экспертизой, либо фирмы, накопившие глубокий опыт работы в сложных распределенных проектах и умеющие взаимодействовать со всеми их участниками - включая партнеров, субподрядчиков, государственные организации.
Лариса Артамонова