[an error occurred while processing this directive]
версия для печати
4 топ-тренда российского рынка ИТ-услуг

4 топ-тренда российского рынка ИТ-услуг

Российский рынок ИТ-услуг развивается в условиях постоянного "стресса". Игроки консолидируются, постоянно диверсифицируя свое предложение. Столичные компании начали массовый "исход" в регионы. При этом каждый хочет быстрее других "услышать" заказчика и предложить ему лучшее решение, "заточенное" под его отрасль.

1. Консолидация ИТ компаний

Консолидация компаний — естественный процесс, давно идущий на развитых зарубежных рынках. Слияния и поглощения позволяют завоевывать новые секторы и рынки, расширять линейки предоставляемых продуктов и услуг, оптимизировать расходы. Все это касается и ИТ-рынка. Никого не удивляют слияния и поглощения, реализуемые крупными западными вендорами. Хотя масштаб "закупок", осуществляемых, например, Oracle, в последние годы, конечно, впечатляет.

На российском рынке волна слияний и поглощений началась с 2004 г. и сейчас заметно набирает обороты. Так, в 2006 г. было совершено более 30 сделок данного типа, общая сумма которых, по данным Мининформсвязи, составила свыше 2 млрд долл. Такие показатели стали прямым следствием высоких темпов развития ИТ-рынка, все возрастающей конкуренции, а также качественного роста потребностей клиентов.

Самая многочисленная скупка интересных игроков была проведена "РБК-СОФТ". После приобретения Helios IT-Integrator и PM Expert, компания была преобразована в холдинг "Армада", который успешно привлек средства через IPO и продолжил приобретения ("Союзинформ" и ЕТС). В числе наиболее крупных сделок — Verysell с поглощением Sterling Group, "Компьюлинк" — с GMCS, объединение Tops BI c "Систематикой", а также слияние интеграторов "Борлас" и IBS. Последнее образование планирует занять более 20% рынка услуг по внедрению бизнес-приложений, что позволит ему почти в 4 раза превысить доли ближайших конкурентов. Сегодня это наиболее многочисленная консалтинговая команда на российском рынке ИТ (более 2700 сотрудников, более 1500 сертифицированных консультантов), обладающая большой компетенцией по SAP и Oracle.

Крупнейшие сделки M&A на российском рынке ИТ-услуг, 2005-2007

Компании, вступившие в альянс Группа компаний, в составе которой работают объединившиеся игроки Дата объединения (месяц, год) Декларируемая цель консолидации
РБК СОФТ Армада 07.05 Расширение присутствия в высокодоходных нишах ИТ-рынка — ИТ-услуги и разработка программного обеспечения
Helios IT Operator
PM Expert 06.07
Союзинформ 09.07
ETC 10.07
Борлас IBS 04.07 Объединение ERP-практик "Борлас" (Oracle E-Business Suite) и IBS (SAP)
IBS
Tops BI Систематика 04.07 Приобретение практики консалтинга и внедрения SAP, Oracle и Microsoft
Систематика
SputnikLabs ТехноСерв А/С 01.08 Усиление позиций на рынке ИТ-консалтинга по бизнес-приложениям, расширение присутствия на рынке CRM
ТехноСерв А/С
Альфа Интегратор Оптима 10.07 Расширение отраслевой экспертизы
Оптима
Сервокомп Verysell 01.08 Приобретение бренда и практики SAP Sterling Group, приобретение практики Oracle (Сервокомп, Quest Distribution)
Quest Distribution
Sterling Group 05.06
Verysell-6
Redlab Компьюлинк Групп 06.07 Приобретение ERP-практики, дополнительных возможностей, связанных с территориальным и отраслевым расширением деятельности
Кворум 11.06
GMCS 03.05
Инсофт
УСП КомпьюЛинк 03.05

Источник: CNews Analytics, 2007

На консолидационные процессы в отрасли влияет, в первую очередь, стремление компаний диверсифицировать свой портфель услуг. Поглощения позволяют приобрести новые компетенции и избегать субподряда при выполнении комплексных проектов. Например, "Компьюлинк" в 2007 г. приобрела контрольный пакет Redlab, тем самым расширив компетенции в области консалтинга по управлению и обучению персонала. А в результате объединения с TopS BI "Систематика" получает экспертизу по продуктам SAP и Oracle.

Во-вторых, слияние является способом устранения взаимной конкуренции, объединения клиентской базы и завоевания лидерства на рынке. В значительной мере это средство повышения капитализации для привлечения инвесторов, реализации планов по IPO и дальнейшей экспансии. Так, 31 июля 2007 г. IPO провела группа компаний "Армада". Другим примером может служить дружественное слияние в 2007 году IBS и "Борлас", позволившее объединить две компетенции с большим опытом в различных направлениях, две практически не пересекающиеся клиентские базы и снизить операционные издержки, по оценкам самих компаний, на 10%. Расширяя долю рынка, IBS заметно увеличивает свою капитализацию перед планируемым IPO.

В третьих, российские интеграторы начали активную региональную экспансию: открываются новые представительства в различных частях страны. Часто компании вместо создания нового филиала покупают местную компанию, которая уже закрепилась в данном регионе. Например, франчайзинговая компания "1С:Бухучет и Торговля" приобрела отраслевого разработчика "ПиБи". Региональное расширение может происходить и с помощью заключения альянса с местными компаниями. Так, нижегородская фирма "Май" начала работать под торговой маркой "Крок-Поволжье".

2. Экспансия "больших москвичей" в регионы

Крупные московские интеграторы уже не первый год стремятся расширить свое присутствие в регионах. Это может в перспективе облегчить доступ к наиболее значимым клиентам на местах. Привлечь таковых можно, в частности, за счет создания сервисного центра в регионе. Примером здесь может служить компания R-style, имеющая 13 региональных сервис-центров и представительств. Для компаний же, оказывающих консалтинговые услуги и имеющих крупных ключевых клиентов в регионе, актуально наличие близко расположенной к заказчику специализированной компетенции.

Крупные компании осуществляют экспансию в регионы следующими способами: покупают уже существующие там небольшие компании, открывают филиал "с нуля" или устанавливают с кем-либо партнерские отношения.

В результате подобное расширение приводит к вытеснению местных компаний, потере ими клиентов. Часть из них терпит крах и вообще уходит с рынка, а часть выживает, но заметно теряет позиции. Таким образом, в настоящее время наблюдается усиление значимости ведущих — столичных — игроков, а впоследствии возможна и их монополия на ИТ-рынке. Напомним, в октябре 2007 г. московская ИТ-компания "Ланит" приобрела крупнейшего на Урале системного интегратора "Корус АКС" (Екатеринбург), что стало первой сделкой подобного рода в регионе. Пристальное внимание начала уделять Петербургу "1С", открыв на базе одной из своих крупнейших франчайзи — "МС-Сервис" — региональное представительство, названное "1С:Северо-Запад".

Правда, есть и прямо противоположные примеры. Так, компания "Сайнер", бывшее структурное подразделение "Белгородэнерго", ставшее самостоятельным в 2002 г., не только успешно противостоит московской экспансии, но и само открывает свои представительства, в том числе и в Москве.

3. Изменение ИТ-потребностей на вертикальных рынках

Банковский и телекоммуникационный секторы на сегодняшний день считаются наиболее автоматизированными сегментами экономики — все основные процессы здесь давно уже переведены в электронный формат. Предполагается, что именно эти два вертикальных рынка будут лидировать в потреблении ИТ-услуг в ближайшие годы.

Потребление ИТ-услуг в банковском секторе связано с ориентированностью на признаваемые в международном масштабе стандарты деятельности. Это означает принятие единых подходов к формированию нормативной базы, взаимодействию с клиентами и обеспечению безопасности, а также признание платежных средств, имеющих хождение по всему миру. Все эти причины заставляют банковский сектор держать курс на инновационность — т.е. на постоянное обновление продуктов и услуг, поиска уникальных предложений для рынка. Если рассмотреть консалтинговые услуги, то доля потребления их в данном секторе будет расти в немалой степени за счет роста внедрений CRM-систем, которые необходимы для резко растущей клиентской базы. Эти же системы плюс новый, более функциональный биллинг нужны и телекому, где массовое увеличение числа клиентов вызывает потребность в модернизации систем передачи и обработки данных.

Со своей стороны, промышленный сектор наращивает затраты на ИТ-услуги ввиду усиления долевого участия государства (например, в предприятиях машиностроения), роста экспортных продаж вооружения (соответственно, увеличения инвестиций на ИТ в ВПК), а также повышения покупательской способности населения, в том числе и за счет роста кредитования, стимулировавшего развитие производителей и продавцов товаров народного потребления.

Энергетика переживает стадию активных изменений и является крупным потребителем широкого спектра ИТ-услуг. В настоящее время полным ходом идут масштабные холдинговые внедрения ERP-систем, в которых энергетики видят залог прозрачности процесса реформирования и дальнейшего существования. Но как таковой "борьбы" за какое-либо фундаментальное ИТ-решение почти нет. Бизнес-единица "Сети" сделала централизованный выбор в пользу платформы SAP, считая единообразие архитектуры, унификацию бизнес-процедур, отраженных в системе, адекватным и своевременным решением для крупного территориально распределенного холдинга.

Помимо традиционных отраслей, потребность в ИТ-услугах все больше демонстрируют и менее "развитые" в этом плане вертикальные рынки — страхование, ЖКХ, АПК, здравоохранение. Эти секторы не столь прибыльны, но сегодня явно нуждаются в специализированных ИТ-решениях. Рост потребностей в ИТ с их стороны давно прогнозировали и ждали, так что некоторые ИТ-компании уже предлагают им специализированные продукты. Можно ожидать увеличения и количества предложений, и затрат на ИТ-услуги в этих отраслях уже в ближайшие годы.

4. Диверсификация портфелей

На текущий момент большая часть доходов от ИТ-услуг в России приходится на долю ведущих 20 игроков. Благодаря связям и сложившемуся имиджу, им удается получать большинство комплексных проектов. Привыкнув браться практически за все, они отдают непрофильные части на субподряд, что обычно влечет за собой упущенную прибыль. Кроме того, в такой ситуации компания-субподрядчик получает доступ к клиенту. Чтобы избежать этих проблем, крупные компании вынуждены открывать все новые компетенции и направления, что является весьма сложным делом в условиях дефицита квалифицированных кадров. Второй вариант — поглощение небольших нишевых компаний.

В подобных условиях диверсификация портфеля услуг дает возможность самостоятельного выполнения комплексных проектов — минимизации субподрядов. Помимо этого компания получает доступ к новым вертикальным рынкам за счет новых отраслевых разработок. При этом становится проще удовлетворять требования ключевых клиентов. По мере насыщения рынка запросы потребителей ИТ-услуг становятся все более изощренными, и компаниям-поставщикам приходится соответствовать им.

Стремление к диверсификации пакета услуг вполне оправдано, однако приводит и к определенным проблемам. Так, зачастую компании начинают предлагать услуги в областях, в которых они не имеют необходимых знаний и опыта, что приводит к ухудшению качества и срыву сроков выполнения проекта. В то же время наличие большого количества компетенций приводит к раздуванию штата, ухудшению управляемости, повышению себестоимости выполнения вследствие длительных простоев редких компетенций, высокой текучке кадров. Нишевые компании остаются в итоге без проектов и вынуждены либо расширять спектр предлагаемых услуг, либо идти на слияния.

Галина Полынская / CNews Analytics


Иван РубцовИван Рубцов, заместитель генерального директора компании "Крок":

Существует ряд отраслей, где конкурентное преимущество действительно основано на вложениях в ИТ: например, страхование и банковское дело. Финансовый сектор переживает время бурного развития, и бизнес-стратегии ведущих компаний этой отрасли агрессивны и амбициозны. Планы по развитию бизнеса — повышение качества и надежности обслуживания, расширение филиальной сети в регионах и развитие розничного обслуживания, банки во многом обеспечивают с помощью ИТ-инструментов. Поэтому рост ИТ-бюджетов в этих отраслях заметно увеличивается именно в последние годы

Одной из приоритетных для банков становится задача создания и развития ИТ-инфраструктур и централизованного развертывания соответствующих решений в филиальных сетях.  Например, в этом году компания "Крок" завершила проект по созданию территориально распределенного центра телефонных продаж и консультаций для  Русского Банка Развития.

В области автоматизации деятельности крупных финансовых компаний прослеживается тенденция к смене ключевой банковской системы на систему зарубежной разработки. При этом зачастую переход на новую АБС связан с серьезным повышением требований к аппаратным платформам, что выливается в проекты по модернизации вычислительных систем.

Растет интерес финансовых компаний к обеспечению непрерывности бизнеса. В первую очередь, она будет достигаться путем модернизации и резервирования вычислительных центров и систем хранения данных. К примеру, совсем недавно "Крок" поставил систему хранения данных последнего поколения EMC DMX-3 для увеличения производительности центра обработки данных ОСАО "Ингосстрах".

Кроме того, ИТ-службы финансовых компаний озадачены повышением собственной эффективности, что, опять же, более чем логично в условиях растущей конкуренции отрасли. Отсюда — интерес к решениям по мониторингу и управлению ИТ-инфраструктурой, проектам по организации работы в соответствии с лучшими мировыми стандартами.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS