|
|
Перспективы платежных систем на рынке B2B РоссииРазвитие средств межкорпоративной электронной коммерции с использованием сети интернет, зачастую называемых системами "бизнес для бизнеса" (или B2B) вряд ли возможно без адекватного развития удобных механизмов исполнения заключенных сделок, и в частности электронных расчетных или платежных систем. Факторы развития расчетных систем для B2B коммерцииПо результатам исследования, проведенного компанией I.B.Partners в апреле 2002 года, можно выделить несколько факторов, совокупность которых, по мнению экспертов компании, приведет к значительному росту числа и объемов сделок, заключенных в системах электронной торговли B2B уже в 2003 году. Фактор первый. Рост количества и качественного уровня отраслевых и частных торговых площадок. Отработка технологий, накопление опыта эксплуатации и использования B2B площадок приведет к тому, что все больше и больше предприятий будут использовать интернет, как среду для заключения сделок. Фактор второй. Интенсивное развитие числа и качества банковских услуг, использование которых возможно с использованием сети интернет. Постепенное восстановление доверия к банкам, разрушенное в 1998 году приводит к более активному использованию дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Фактор третий. Устойчивая тенденция к снижению налогового бремени на предприятия, может привести к созданию условий для заключения большего числа "прозрачных" сделок. А развитие законодательства в части создания правового поля для электронного документооборота создает основу для появления новых качественных, стандартизованных технологий. В данном обзоре мы будем рассматривать возможности для создания и использования электронных систем расчетов, в B2B электронной коммерции. Западный опыт использования электронных расчетовНа западе принят термин "электронные системы выставления счетов и проведения платежей" EIP (Electronic Invoicing and Payment). Несмотря на многообещающие перспективы, внедрение электронных платежных систем на западе продвигается очень медленно. Среди признанных преимуществ электронных платежей называются значительное снижение стоимости оформления, автоматизация процесса и возможность ускорения разрешения конфликтных ситуаций. Однако, согласно исследованию компании Gartner Group, в 2001 году всего лишь 9% всех компаний в мире выставляли свои счета через интернет. Тем не менее, аналитики компании предсказывают быстрый рост этой формы услуг для сектора В2В. Среди причин, сдерживающих внедрение электронных платежных систем, главным образом называются технологические, в первую очередь - интеграция электронных платежных систем с существующими бухгалтерскими системами. Другой причиной является неготовность потенциальных пользователей передавать и принимать электронные платежи. В общем-то, это известные проблемы в секторе В2В. С тем, чтобы началось широкое использование новых технологий, необходима стандартизация технологий и более тесное взаимодействие между продавцами и покупателями. А пока, одним из основных средств осуществления платежей по сделкам, заключенным в системах B2B, являются банковские чеки, главным достоинством которых, является гарантия отгрузки товара, ведь в ином случае чек не будет оплачен банком продавца. Возможные механизмы расчетов для B2B коммерцииЗаконодательная база систем электронных расчетов в России Достаточность законодательной базы для осуществления электронных расчетов подвергается сомнению, и по сей день. По признанию большинства участников рынка разработки платежно-расчетных систем, введенный в действие в январе 2002 года Закон РФ "Об Электронной Цифровой Подписи", не принес существенного облегчения юридическим подразделениям предприятий. По прежнему, вся договорная база по обеспечению электронных расчетов, включая системы дистанционного банковского обслуживания, готовится, в первую очередь, на основании двух статей Гражданского Кодекса (ст.160, п.2 и ст. 434, п.1 и 2), которые позволяют приравнять электронные документы к бумажным, при условии предварительного заключения письменного договора между сторонами, например, между электронной торговой площадкой и ее участником или банком и его клиентом. Законодательное обеспечение в банковской сфере в последние два года развивалось более интенсивно, чем общехозяйственное, что позволило банкам и разработчикам банковских систем существенно продвинуться в развитии технологий, производстве и внедрении систем дистанционного банковского обслуживания. Кроме этого, большая практика внедрения систем "клиент-банк" на российских банках и предприятиях, опыт, полученный при эксплуатации таких систем, позволили к 2002-му году сделать доступным интернет-банкинг для клиентов многих десятков банков в России. По мнению экспертов компании I.B.Partners, основное достоинство Закона "Об ЭЦП" заключается в том, что у предприятий небанковской сферы появились более внятные законодательные основания для построения систем защищенного документооборота. То есть, хозяйственное законодательство сделало существенный шаг вдогонку банковскому. На данный момент, юридическая поддержка систем электронных расчетов и ДБО может осуществляться на основании следующих материалов:
Таким образом, по мнению экспертов I.B.Partners, никаких препятствий с точки зрения действующего законодательства, для внедрения систем электронных расчетов на B2B площадках не существует. Системы обеспечения расчетов в B2B коммерции Следует отметить следующие системы проведения и обеспечения электронных расчетов, которые могут эффективно применяться на B2B площадках.
Более того, насколько известно аналитическому отделу компании I.B.Partners, электронные расчетно-платежные системы уже применяются, внедряются или ведутся переговоры о внедрении на 50-70 электронных торговых площадках российского рынка. Основополагающим фактом заключения сделки на B2B торговой площадке является договор в электронной форме, подписанный обеими сторонами и хранящийся в системе этой B2B площадки в котором зафиксированы помимо спецификации продаваемого / покупаемого товара, работ, услуг: цена, порядок отгрузки и условия платежа. Теперь мы можем рассмотреть различные системы обеспечения электронных расчетов и платежей. Системы ДБО В самом простом случае, при полном доверии сторон при получении от торговой площадки, счета на оплату договора (при условии предоплаты) участник торговой площадки, являющийся покупателем, оплачивает счет, оформляя платежное поручение в системе дистанционного банковского обслуживания. Такая система может быть предоставлена банком, который обеспечивает расчетно-кассовое обслуживание этого участника B2B площадки. Соответственно, о получении средств по заключенной сделке второй участник электронной торговой площадки узнает из выписки, поступившей по установленной у него системе ДБО. Системы дистанционного банковского обслуживания развиваются в нескольких направлениях:
Для корпоративных торговых площадок, где все участники известны и степень доверия между покупателем и продавцом высоки, для проведения расчетов между участниками B2B площадки достаточно простого применения систем дистанционного банковского обслуживания. По мнению экспертов компании I.B.Partners, для 50% потенциальных участников B2B торговых площадок использование систем дистанционного банковского обслуживания будет достаточным для полноценной работы на электронных торговых площадках. Это в первую очередь относится к торговым системам "дистрибьютор-дилер". Рынок производства систем ДБО сложился, и к основным его участникам относятся такие компании, как (в алфавитном порядке): БИФИТ, БПЦ, БСС, Диасофт, ИНИСТ, R-Style Softlab, РФК, ЦФТ. Обеспечение гарантий исполнения сделок на ЭТП В случае, когда участники торговой площадки незнакомы (в общепринятой форме), ключевым фактором обеспечения исполнения заключенной сделки на торговой площадке становится предоставление этим участника дополнительных гарантий. Как правило, такие схемы предоставляет торговая площадка или ее финансовый партнер, с которым участники предварительно заключают письменный договор. К таким схемам относятся:
На первый взгляд, это безошибочный способ обеспечения гарантий исполнения сделок, заключенных на B2B площадках. Никто, кроме банка, обслуживающего клиента - потенциального участника электронной торговой площадки, не знает его лучше. Возможность совмещения электронных сертификатов (ЭЦП) для заключения сделок на B2B площадке и для документооборота между банком и клиентом, облегчает учет и повышает безопасность использования ЭЦП на предприятии. По мнению экспертов компании I.B.Partners, использование такого механизма для обеспечения сделок может быть ограничено нежеланием банков работать с несколькими торговыми системами одновременно. А это, в свою очередь, ограничивает свободу выбора безопасной B2B торговой площадки для потенциальных участников. Вообще, вопрос гарантий исполнения заключенных сделок относится больше к предпринимательской культуре и практике. Так же и механизмы, описанные выше, годятся для обеспечения исполнения контрактов, заключенных в привычной письменной форме. Тем не менее, отлаженные схемы обеспечения гарантий исполнения сделок на ЭТП необходимы и, по мнению экспертов компании I.B.Partners, могут потребоваться для 30-40% потенциальных участников B2B площадок. Небанковские системы проведения расчетов К небанковским системам электронных расчетов и платежей относятся системы, использующие скретч-карты, либо счета у провайдеров телекоммуникационных услуг. Размер разового платежа с использованием таких систем очень мал (например, до 3000 рублей в системе РАПИДА), что ограничивает применение небанковских платежных систем сделками по приобретению минимальных объемов низкостоимостных товаров, работ, услуг. Мнение экспертовПрактически до конца 2001 года, развитие межкорпоративных электронных торговых систем (B2B площадок), как механизмов заключения сделок торговых сделок и развитие систем электронных расчетов развивались параллельно. На торговых площадках отлаживались технологии представления коммерческой информации, обеспечения онлайнового переговорного процесса, разрабатывались и внедрялись системы защищенного документооборота для фактического заключения сделок. В свою очередь, банки и финансовые структуры разрабатывали пути вывода в онлайн большего числа своих продуктов и услуг, улучшали их качество. По мнению экспертов компании I.B.Partners, к концу 2002-го - началу 2003-го года произойдет ярко выраженное совмещение интересов электронных торговых систем (B2B площадок) и финансовых структур. Этот процесс ознаменуется появлением услуг более высокого уровня, предлагаемых альянсами банков и торговых систем. Благодаря этому процессу использование сети интернет для межкорпоративной электронной торговли станет не просто модным, а выгодным и эффективным. Сергей Иванов (I.B.Partners) Вернуться на главную страницу обзора
|