|
|
Обзор
Рынок СЭД 2010Не так давно произошло одно из ключевых событий в области межведомственного документооборота – вышло постановление правительства о создании системы МЭДО. Это, безусловно, серьезный шаг на пути к электронному правительству и дальнейшей информатизации госорганов. Что же препятствует реализации этого законопроекта, и на какой стадии находится внедрение электронного межведомственного документооборота в России?
22 сентября 2009 года правительство РФ приняло постановление № 754 об утверждении положения о системе межведомственного электронного документооборота . Оно определило само понятие межведомственного документооборота, а также порядок обмена электронными сообщениями между органами власти. Кроме того, данный документ предполагает создание инфраструктуры для обмена информацией между администрацией президента, аппаратом правительства и федеральными органами законодательной и исполнительной власти.
Постановление вступило в силу 8 октября 2009 года. Его принятие стало на тот момент одним из ключевых событий в сфере информатизации госорганов и в области создания электронного правительства.
Утвержденное правительством РФ постановление дает определение самому понятию межведомственного электронного документооборота. Так, согласно вышеназванному документу, МЭДО - это взаимодействие федеральных информационных систем электронного документооборота, а именно, обмен электронными сообщениями, который обеспечивают "уполномоченные сотрудники участников межведомственного электронного документооборота" (статья 12). Кроме того, в документе перечисляются основные составляющие МЭД (головной узел и узлы участников МЭДО (статья 7)), их функции (среди которых большое внимание уделяется защите информации внутри периметра (статьи 10-11, 24)), техническое обеспечение МЭДО (статья 8), требования к электронным сообщениям (статья 17) и ответственность сторон.
По условиям законодательного акта контроль над электронным документооборотом в правительстве должна осуществлять Федеральная служба охраны (ФСО). Предполагается, что эта структура несет ответственность за поддержание технико-технологической инфраструктуры межведомственного электронного документооборота в работоспособном состоянии. Согласно принятому постановлению, ФСО должна будет заниматься анализом и устранением сбоев и ошибок, выявляемых в ходе эксплуатации, а также ремонтом или заменой вышедших из строя программно-технических средств.
Оценивать последствия выхода постановления рано. Еще в 2009 году, после вступления законопроекта в действие, большинство игроков рынка говорили о том, что серьезные перемены в этой области наступят не раньше, чем через два года, а некоторые вообще ставили сроки "от трех до пяти лет". Тем не менее, попробуем подвести некоторые промежуточные итоги.
Так, в прошлом году, сразу после выхода постановления, многие эксперты отмечали, что технических проблем, препятствующих его выполнению, на рынке нет. Можно сказать, что уже тогда накопленный ведомствами опыт и наличествующая в ведомствах материально-техническая база позволяли приступить к его реализации. В итоге еще в 2009 году акты правительства стали рассылаться только в электронном виде.
Начало реализации проекта МЭДО сразу же породило цепную реакцию. В целом ряде ведомств и регионов руководители поставили задачу перехода на преимущественно электронный документооборот в 2010 году. Это спровоцировало рост количества заявок на внедрение и отработку технологий МЭД со стороны госорганов.
В настоящее время расширился круг ведомств, участвующих в проекте, а также номенклатура документов, обмен которыми должен будет осуществляться в электронной форме. При этом по каждому виду документов переход на электронный обмен осуществляется поэтапно: сначала отрабатывается технология электронного обмена при сохранении бумажного, после чего прекращается отправка бумажных документов. Помимо всего прочего, на 2010 год запланированы мероприятия по расширению функциональности электронного взаимодействия ведомств.
Одной из основных проблем, препятствующих масштабному переходу госорганов на электронный документооборот, продолжает оставаться отсутствие признаваемых законодательством юридически значимых электронных документов. Помимо всего прочего, это тормозит перевод государственного управления в электронное русло и заставляет чиновников вновь обращаться к бумаге.
Нехватка юридического статуса электронного документа в РФ накладывает свой отпечаток на процесс обмена электронными сообщениями. Так, "в большинстве федеральных ведомств форматы формализованных электронных документов отсутствуют, поскольку у них до сих пор нет административных регламентов предоставления услуг в электронной форме. Разработка таких форматов - непростое и достаточно длительное дело", - говорит Владимир Лукоянов, заместитель начальника управления информационных технологий ОДК.
Факт юридического признания электронного документооборота может повлиять и на другие ИТ-сферы. В частности, ряд экспертов замечают, что это может спровоцировать развитие в России таких секторов рынка, как EDD (судебный документооборот, то есть электронное управление информацией на электронных и аналоговых носителях, требуемой к представлению в суды или контролирующие органы) и ERM (Electronic Record Management).
Тем не менее, нельзя сказать, что ситуация в этой области не меняется, а правительство РФ не предпринимает никаких шагов в сторону решения проблемы. По словам Владимира Баласаняна, генерального директора ЭОС, сейчас в Государственной думе рассматриваются три важнейших законопроекта, связанных с цифровой подписью и оказанием государственных услуг в электронном виде. "Таким образом, в самое ближайшее время в стране произойдет юридическая "легализация" электронного документооборота", - утверждает он.
Подавляющее большинство экспертов и игроков рынка согласны, что создание системы МЭДО – это осознанное движение в сторону дальнейшей информатизации госорганов, перехода на электронный документооборот и создания электронного государства. "Создание системы МЭДО – это серьезный шаг государства в отношении легализации электронного документооборота, и он, безусловно, явится огромным стимулом для расширения всех сегментов рынка СЭД", - считает Владимир Баласанян.
Тем не менее, многое еще предстоит сделать. Так, по словам Ирины Кубликовой, директора по маркетингу "БОСС-Референт", система МЭДО нацелена на решение, нужной, но частной задачи: передачи отчетности высшим органам власти от нижестоящих организаций. Ни о каком полноценном обмене информацией между организациями, по ее мнению, тут речи не идет.
Помимо старой преграды – отсутствия юридически признанного статуса электронного документооборота – эксперты выделяют и другие сложности, замедляющие развитие системы в России. Одна из них – нехватка единого руководителя и заказчика (в масштабах страны), который мог бы сосредоточиться на процессе и контролировать его. "Ведомства не способны договориться сами между собой. Как в любом проекте, нужен заинтересованный заказчик, который будет контролировать процесс и добиваться результатов", - считает Александр Аксельрод, директор департамента Documentum "Корус Консалтинг". С ним согласна и Ирина Кубликова.
Тем не менее, Наталья Храмцовская, ведущий эксперта ЭОС, не считает эту проблему основной. По ее мнению, потребность в едином заказчике возникает тогда, когда создается единая система для всех. "У нас пока ситуация несколько иная: в большинстве случаев мы вынуждены стыковать разнородные ведомственные и региональные системы – и здесь уже приходится договариваться", - объясняет она. По ее мнению, для успешной реализации межведомственного электронного взаимодействия, прежде всего, необходима заинтересованность сторон. Если же ее нет, то единственной движущей силой проекта останется давление "сверху".
Среди прочих препятствий игроки рынка отмечают законодательные несостыковки, отсутствие единых стандартов, невысокое финансирование и неэффективное расходование денежных средств.
Так, по словам Ирины Кубликовой, для успешной реализации проекта необходимо разрешить противоречия между требованиями делопроизводства и нового закона о персональных данных (первые требуют хранить информацию, а второй — ее уничтожать после использования). В свою очередь, г-н Бейдер говорит об отсутствии единых стандартов и низких бюджетах, а Дмитрий Блудовский, директор департамента электронного документооборота компании "Рексофт", предполагает, что в рамках реализации постановления может наблюдаться расхождение межведомственных интересов при организации обмена данными в электронном виде, а также опасается неэффективного или нецелевого расходования денежных средств.
Запущенная недавно государством система МЭДО - это только первый шаг на пути перехода на межведомственный электронный документооборот. В целом же, по мнению игроков рынка, стоящую перед госсектором и компаниями задачу следует воспринимать гораздо шире. В частности, необходимо наладить взаимодействие СЭД различных ведомств. "Большинство ведомств имеет системы автоматизации управления документами, - говорит Ирина Кубликова.- Задача - научить эти системы взаимодействовать между собой, быть достаточно прозрачными друг для друга".
Реализация федерального МЭД может стать полигоном для отработки межведомственного взаимодействия. На данный момент в рамках постановление оговаривается создание защищенной по периметру системы обмена сообщениями между федеральными ведомствами. При этом, по мнению экспертов, впоследствии она сможет развиваться в направлении создания сквозного документооборота с однократной регистрацией документов, автоматическим контролем исполнения, построением общего распределенного репозитария, межведомственного согласования документов и т.д. В этом случае внутренние контуры СЭД каждого ведомства могут предоставлять документоориентированные сервисы другим участвующим в межведомственном взаимодействии системам. Как считает Вадим Ипатов, заместитель генерального директора компании "Интертраст" по развитию бизнеса, положение о МЭД позволяет быстро получить осязаемые результаты: ускорить информационные межведомственные потоки, получить инфраструктуру для отработки вопросов безопасности, юридической значимости, дальнейшего углубления взаимодействия систем, стимулировать информационное развитие отстающих структур. Вместе с тем, отсутствие самостоятельных СЭД во взаимодействующих ведомствах (наличие которых предусматривается положением, но не является обязательным), по его мнению, может существенно тормозить формирование реального электронного государства.
В целом создание системы МЭДО будет способствовать переходу государства на электронный документооборот, дальнейшей информатизации госорганов и, безусловно, стимулирует развитие рынка СЭД (особенно в части госзаказа). Тем не менее, многое еще предстоит сделать, а дальнейшая судьба межведомственного документооборота в России будет зависеть как от позиции и действий властей, так и от самих игроков рынка.
Владимир Ваулин