Обзор подготовлен

версия для печати
Российский рынок кэптивных ИТ-компаний держит форму

Российский рынок кэптивных ИТ-компаний держит форму

Вывод ИТ-подразделений крупных компаний в независимые “ИТ-дочки” в России сегодня ничуть не менее актуален, чем в начале 2000-х гг. Динамика последних лет и планы отечественных холдингов свидетельствуют, что темпы создания кэптивных ИТ-компаний не будут снижаться в перспективе 2-3 лет. Правда, мало кто ориентируется на то, чтобы вырастить из своих ИТ-отделов самостоятельных рыночных игроков.

Последние события на российском рынке могут оставить в недоумении относительно того, насколько эффективной является модель кэптивных компаний в наших условиях. С одной стороны, у всех на слуху “Сбербанк”, который объявил о создании специализированной компании “Сбербанк-технологии” и учреждает вдобавок к ней “Сбербанк-сервис”. С другой, все помнят историю с неоднократными неудачными попытками продажи ИТ-дочки ТНК-BP “ТБинформ”. С  тех пор ТНК-BP последовательно движется от модели кэптивной структуры к модели аутсорсинга: часть сотрудников уже была передана в ГК “Оптима”, и в перспективе в штате “ТБинформ” планируется оставить лишь часть специалистов, занимающихся SAP и ключевыми для бизнеса ТНК-BP технологиями.

Если оставить в стороне “ТБинформ”, то другие крупнейшие кэптивные ИТ-компании российского рынка, включая “Газпром информ”, “Лукойл-информ” и “РН-информ”, продолжают развиваться по испытанной траектории. В целом, после кризисного 2008 г. среднегодовой рост в сегменте составляет около 17%. Впрочем, следует иметь в виду, что здесь речь не идет о “чистом” ИТ-бизнесе, поскольку деятельность крупнейших инфокоммуникационных дочек нефтегазового сектора весьма диверсифицирована. Так, “Газпром-информ”, помимо инвестиционных проектов в области информатизации и информационной безопасности, также занимается проектами по автоматизации, метрологическому обеспечению, связи и энергоснабжению, а “РН-информ”, помимо ИТ-задач, занимается строительно-монтажными и пусконаладочными работами, метрологическим обеспечением производства, защитой от пожаров и т.д.

В “Лукойле” в 2011 г. была создана компания “Системный интегратор”, в которую переводится часть сотрудников и область специализации которого – обслуживание заправочных станций. По-видимому, в “Лукойле” осознали, что созданная компанией общефедеральная сеть ИТ-специалистов, обладающих специальной компетенцией в области обслуживания АЗС, обладает самостоятельной рыночной ценностью и в связи с этим решили выделить из “Лукойл-информа” отдельную структуру, готовую предоставлять услуги и другим сетям АЗС.

Кэптивы на волне

Темпы создания кэптивных ИТ-компаний в России в последние годы не только не снизились, но как будто даже возрастают. Наибольшую активность здесь по-прежнему проявляют нефтегаз и металлургия. В транспортной отрасли и банковском секторе создание кэптивных компаний пока не стало общей практикой. Средний рост выручки кэптивных ИТ-компаний на российском рынке в 2010-2011 г. в целом соответствует общей ситуации на рынке и составляет около 30%. Случаи формирования полностью независимых рыночных игроков на базе кэптивных компаний пока что не стали преобладающей практикой в России.

Только в 2010 г. было создано (заново или путем реорганизации) четыре таких компании: “Газпром-информ”, “Открытие-информ”, “ММК-Информсервис”, “НН-Инфоком”. По-видимому, эта тенденция продолжится и в 2011-2012 гг., по крайней мере, планы создания специализированных дочерних компаний сегодня вынашиваются в таких компаниях как “Камаз” и “НЛМК”, а в “Еврохиме” уже их реализовали в 2011 г. - в “Сколково”.

Возможность появления обособленной ИТ-компании в перспективе 3 лет рассматривают в “Трансаэро”. При этом основная цель – предоставление другим участникам рынка производственных систем, связанных с деятельностью транспортных компаний – в этой области у специалистов “Трансаэро” накоплен опыт, который, как считает компания, будет пользоваться спросом на рынке. Однако в настоящее время компания считает создание такой компании преждевременным по причине незрелости рынка и неподготовленности правовой среды.

В ВТБ также рассматривается возможность создания кэптивной ИТ-компании. Недавно реализованная в банке “матричная” структура организации ИТ (эта реформа решает бизнес-задачи и не связана напрямую с оптимизацией затрат на ИТ) в принципе не оставляет ограничений для последующего создания кэптивной ИТ-структуры.

Основания для создания кэптивных компаний в общем можно разделить на три вида. Во-первых, повышение прозрачности и управляемости ИТ-подразделения. Впрочем, из числа компаний, опрошенных CNews в 2012 г., трудно назвать такие, для которых прозрачность была бы основным мотивирующим фактором при выделении ИТ-дочки.

Второе основание – экономия за счет концентрации непрофильных ресурсов холдинга и обеспечения совместного к ним доступа для всех компаний-участниц. “Это просто удобный способ организации одного бизнес-центра, в котором живет множество компаний корпорации, – говорит Михаил Мартынов, старший вице-президент и CIO банка «Открытие». – Это очень упрощает договорные обязательства, повышает прозрачность расходов компаний Корпорации. Каждый понимает, за что он платит и какую долю канала он оплачивает”.

Однако компании группы “Открытие” экономят не только за счет совместного доступа к интернет-каналам. Аналогичным образом можно предоставлять также услуги программистов “1С” и веб-разработчиков. Эти специалисты были собраны в “Открытие-информ” со всей корпорации, что позволяет компании оптимальным образом использовать ресурсы ИТ-специалистов и обеспечивать им постоянную нагрузку. Важно, что кэптивная компания в “Открытии” создана не для извлечения прибыли, а для повышения прозрачности и экономии внутри компаний холдинга: “Никто не стремится на внутренних компаниях заработать”, – замечает CIO банка “Открытие”.

Третье, вполне классическое, основание для создания кэптивных компаний, которое в российских условиях все-таки сохраняет актуальность, – формирование дополнительных точек извлечения прибыли в тех случаях, когда ИТ-подразделения накопили компетенцию, за которую готовы платить и другие участники рынка. Именно в силу таких соображений, например, компания “Трансаэро” рассматривает возможность выделения кэптивной ИТ-структуры в перспективе трех лет: “Наше богатство – это интеллектуальная собственность, уникальная для авиационной отрасли России, стран постсоветского пространства, Европы и мира – недаром одно из ведущих мировых авиационных изданий посвятило нам номер своего журнала с заголовком «Трансаэро – русское чудо», а мировая общественность – отметила нашу работу самой престижной в авиации премиеей ATW”, – уверен Сергей Гавренков, ИТ-директор “Трансаэро”. Однако в настоящее время российский рынок еще не вполне созрел для такой компании, а законодательная база пока не отвечает всем актуальным требованиям. Этим и объясняется то, что компания “Трансаэро” еще не приступила к выделению собственного ИТ-подразделения в отдельное юридическое лицо.

По словам Вадима Урьяса, вице-президента по ИТ Новолипецкого металлургического комбината, в российских условиях отказ компании от непрофильных ИТ-активов не так привлекателен, как в США, ввиду относительной дешевизны труда специалистов: “Существует разница между российскими и американскими условиями. По американской модели принято сокращать издержки за счет того, что труд заменяется на капитал. У нас же труд дешевый, поэтому мы собираемся оптимизировать численность сотрудников за счет использования технологий”. В текущем году НЛМК планирует провести предварительную работу по созданию кэптивной ИТ-компании, используя при этом положительный опыт, который уже накоплен в екатеринбургском дивизионе. В ходе реорганизации планируется оптимизировать численность ИТ-персонала - на 30%. Опыт создания независимой ИТ-компании в структуре холдинга уже есть - в екатеринбургском дивизионе.

Аналогично с планах “Северстали” - с 2012 г. перевести всех ИТ-специалистов со всех компаний холдинга в состав “Северсталь-инфокома”. Количество услуг будет расширено: от колл-центра до администрирования приложений, серверов, дата-центра, телеком-услуг.

Направления деятельности ИТ-кэптивов

В крупнейших российских холдингах “чистых” ИТ-дочек, которые бы занимались исключительно ИТ-задачами, практически не существует. Доля ИТ в их выручке может варьироваться от 30 до 80%. Иными словами, российские холдинги исторически стремились выносить в отдельные компании не только ИТ, но и вообще технологические задачи, выходящие за рамки основного бизнеса.

Однако даже если ограничиться рамками ИТ-направления, направления деятельности различных компаний чрезвычайно неоднородны. Часть компаний (как например “Лукойл-информ”) охватывают своей деятельностью практически все ИТ-задачи материнских компаний. Однако большинство специализируются на тех или иных частных направлениях, среди которых наиболее распространенным является бизнес-автоматизация (преимущественно на базе SAP, реже – Oracle и “1C”). В какой-то мере можно даже говорить о тенденции сужения специализации кэптивных компаний по мере их существования. Например, компания “Сайнер” была сформирована как группа ИТ-специалистов при “Белгородэнерго” в 1998 г., затем она была выделена в отдельную коммерческую структуру в 2002 г. при реорганизации РАО ЕЭС, а сегодня действует как полностью независимый рыночный поставщик в составе ГК “Систематика”, не имея аффилированности ни с одной из компаний энергетического рынка. Поначалу деятельность “Сайнер” охватывала широкий круг ИТ-задач материнской компании, включая управленческий консалтинг, но впоследствии компания сосредоточилась в большей степени на SAP-решениях: “Сужение перечня предоставляемых услуг было вызвано снижением спроса со стороны заказчика”, – комментирует генеральный директор компании “Сайнер” Александр Баратов.

В аналогичном направлении движется одна из крупнейших (в недавнем прошлом) кэптивных ИТ-компаний российского рынка, “ТБинформ”. По словам Антона Строковича, заместителя вице-президента “ТНК-BP” по информационным технологиям, это стало возможно в связи с положительными переменами на рынке: “Рынок в России уже готов к тому, чтобы оказывать для крупных территориально распределенных компаний базовые сервисы до уровня инфраструктуры и даже выше. С другой стороны, в самой компании ТНК-BP ИТ уже предоставляет не только базовый уровень, но и помогает бизнесу в создании добавленной стоимости и снижении базовых издержек”, – замечает Антон Строкович. По этой причине “ТБинформ” в будущем будет сокращать предоставление базовых сервисов, которые вполне можно приобрести и на рынке, и соредоточится на бизнес-задачах: “Сейчас мы рассматриваем возможность создания совместного предприятия с внешними компаниями в секторе SAP-систем, – поясняет Антон Строкович. По его мнению, выведение SAP-специалистов за пределы компании сегодня невыгодно: “Мы понимаем, что в этой области сейчас на рынке присутствует большой дефицит, и спрос где-то в 2 раза превышает предложение”.

Михаил Брусенцев, руководитель блока ИТ ГК Optima, оценивает долю кэптивных ИТ-компаний на российском рынке ИТ-услуг примерно в 60%. Однако, по его мнению, до половины их бюджетов реализуются в итоге с помощью рыночных ИТ-компаний. В структуре бюджетов предприятий по ИТ-направлению, не включая АСУТП и инженерную инфраструктуру, по его оценкам, ERP-системы могут занимать, в общей сложности, 25-30%. При этом на рынке ERP SAP занимает около 45%, около 15% – Oracle, 25-30% – “1C”. До 50% в структуре бюджетов приходятся на сервис, частично – на обслуживание ERP, считает Михаил Брусенцев, а остальное идет на интеграцию и развитие.

Егор Гребнев

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS