CNews: Решения класса SOAR только набирают популярность в России, но уже считаются одним из самых многообещающих подходов к автоматизации ИБ. Чем они принципиально отличаются от UBA и SIEM?
Ринат Сагиров:

Принципиальное отличие состоит в том, что SIEM детектирует реализацию актуальных угроз ИБ в инфраструктуре, а UBA анализирует действия пользователей в потоке событий ИБ и выявляет потенциальные инциденты. В свою очередь решения класса SOAR направлены на автоматизацию аналитической работы с выявляемыми событиями с помощью заданных алгоритмов. Например, UBA и SIEM собирают события ИБ и выявляют по заданной логике потенциальные инциденты ИБ, а SOAR автоматизирует процесс обработки инцидентов по заданным алгоритмам (workflow). Таким образом, эти системы выполняют разные функции, но при этом дополняют друг друга для эффективной реализации процессов ИБ.

Пример плейбука в платформе IBM Resilient для автоматизации реагирования на любой тип инцидента
CNews: Как с помощью SOAR-решений выполняется оркестрация и как это сказывается на защите компании?
Олег Бакшинский:

Сначала на рынке появились решения класса IRP, и только после некоторого развития им на смену пришли SOAR-решения. Основное отличие этого класса решений было именно в том, что к функционалу реагирования добавилась оркестрация. С одной стороны, это попытка понятным термином описать взаимодействие многих различных инструментов (СЗИ и ИТ-систем) между собой в гармонии единого «оркестра». С другой стороны, гармония мелодии невозможна без партитуры и нот, которыми в SOAR-решениях являются сценарии реагирования, позволяющие в том числе динамически менять часть плана в соответствии с поступившими новыми вводными от других систем. Таким образом, мелодия играется по определенным нотам, но может изменяться в зависимости от воли «дирижера». Общее взаимодействие всех систем компании позволяет полнее понимать картину происходящих инцидентов и быстрее и эффективнее реагировать на них, используя весь потенциал всех решений компании.

Развитие темы реагирования на инциденты ИБ
CNews: Какие процессы можно автоматизировать с помощью SOAR-решений?
Ринат Сагиров:

Современные SOAR-решения позволяют автоматизировать различные задачи в рамках таких процессов ИБ, как реагирование на инциденты, обработка и анализ уязвимостей, обработка фидов Threat Intelligence, управление SSL-сертификатами. При этом SOAR-продукты можно использовать и для автоматизации задач, не связанных со сферой ИБ. Например, в процессе противодействия финансовому мошенничеству они помогают автоматизировать отправку подтвержденных мошеннических действий в ЦБ в виде отчетности.

CNews: Как меняются принципы реагирования на инциденты при таком подходе? Как это соотносится со все большей автоматизацией самих атак?
Ринат Сагиров:

В SOAR-решении можно задать алгоритм любой категории инцидента ИБ и автоматизировать большой объем рутинных задач на первых этапах обработки инцидента. В их число входят категорирование, определение критичности, проверка на вредоносность выявленных индикаторов компрометации (хеш-файлы, IP-адреса, доменные имена и т.п.) по внешним базам, сбор дополнительных данных (данные об активе, учетной записи и т.п.), оповещение и назначение ответственного, формирование стратегии устранения. Таким образом, аналитику остается по уже собранным данным подтвердить инцидент и стратегию реагирования. При этом SOAR-решение позволяет автоматизировать задачи по реагированию как с подтверждением аналитика, так и без него. Получается, что обработка некоторых инцидентов может происходить вовсе без участия аналитика. Однако автоматизировать имеет смысл только те задачи, в которых вы уверены на 100%, чтобы избежать неприятных происшествий, например, блокировки учетной записи топ-менеджера в результате реагирования на инцидент.

Место SOAR в экосистеме SOC
CNews: Какие дополнительные задачи в области контроля ИТ-инфраструктуры и управления уязвимостями можно выполнять с помощью SOAR?
Олег Бакшинский:

Сам принцип SOAR-систем, позволяющий объединять различные системы для решения единых задач, позволяет значительно расширить список областей применения, выходя за привычные зоны ответственности отдела ИБ. Дополнительные задачи могут приходить и из отдела кадров, отдела физической и собственной безопасности, от юристов и финансистов. В большинстве компаний, в которых есть собственное сервисное подразделение, следящее за бесперебойным функционированием тех или иных активов, присутствует масса задач, которые легко поддаются автоматизации. При этом настроенные сценарии способны снизить нагрузку на колл-центры, сократить время обработки заявки, сбор нужной информации, реагирования на возникшую ситуацию, сократить простои функционирования и ущерб для бизнеса компании. Но для этого, как и в любой автоматизации, логика процесса должна быть точно сформулирована, а взаимодействие систем — налажено.

CNews: В каких компаниях наиболее востребованы решения данного класса? Что влияет на выбор системы?
Олег Бакшинский:

По опыту внедрения данных систем мы можем заключить, что востребованность SOAR-решений присутствует там, где уже присутствует и функционирует отдел ИБ с множеством различных СЗИ, которые нуждаются в объединении и построении комплексной системы защиты — SOC. И хотя трудно говорить о минимальных требованиях для таких компаний, но одно можно сказать точно: если у вас нет процессов реагирования на инциденты, то вам нечего автоматизировать с помощью SOAR-решений. А процесс — это совокупность взаимодействия людей и систем по заранее определенным сценариям. И именно этот уникальный для каждой компании набор людей, систем и процессов и определяет выбор нужной именно вам системы. Кому-то нужна будет простота, а кому-то — гибкость; кому-то — наличие готовых коннекторов, а кому-то — возможность полной кастомизации интерфейса; кому-то не обойтись без готовых отчетов для регулятора, а кому-то — без подключения к как можно большему количеству различных баз угроз.

Интерфейс SOAR-платформы IBM Resilient
CNews: Насколько легко выполняется интеграция решений SOAR с существующими ИТ-системами?
Ринат Сагиров:

Все зависит от ИТ-системы или средства защиты, с которыми необходима интеграция. Если в SOAR-платформе есть необходимый коннектор, интеграция происходит достаточно просто. Если готового коннектора нет, то при наличии API у ИТ-системы или средства защиты можно разработать коннектор самостоятельно, в противном случае придется подключить для этого вендора. Для разработки коннектора необходимо определить интеграционную модель: входные и выходные данные, а также способ интеграции.

CNews: Как выполняется внедрение SOAR-системы, сколько времени оно требует и каких кадров? Нужно ли проводить дополнительное обучение сотрудников?
Ринат Сагиров:
Ринат Сагиров
В SOAR-решении можно задать алгоритм любой категории инцидента ИБ и автоматизировать большой объем рутинных задач

Для начала стоит определиться с процессами, которые нужно автоматизировать, и разработать алгоритмы их автоматизации. Для этого следует подключить методолога и инженера: такая команда поможет решить задачу с учетом лучших практик и особенностей внедряемой SOAR-платформы. Следующий этап — интеграция с необходимыми для автоматизации ИТ-системами и настройка разработанных алгоритмов. На длительность внедрения влияют, к примеру, количество интеграций, наличие готовых интеграционных коннекторов, количество настраиваемых алгоритмов (можно задать как единый алгоритм обработки, так и кастомный для каждой задачи), количество и сложность задач автоматизации. По нашему опыту, проект по внедрению и первичной настройке базовых сценариев SOAR-системы занимает минимум полгода. Если компания планирует самостоятельно эксплуатировать SOAR-систему без привлечения сервисной компании, лучше дополнительно обучить сотрудников работе с продуктом.

CNews: Поделитесь опытом внедрения SOAR-систем в российских компаниях.
Ринат Сагиров:

У нас были проекты по внедрению SOAR-систем различных производителей как при комплексном строительстве SOC, так и в рамках проектов по развитию в компаниях из разных сфер экономики. Проектирование процессов при тесном взаимодействии методологов и инженеров помогало нам выстраивать алгоритмы их автоматизации с учетом лучших практик, особенностей бизнес-процессов наших клиентов и самой SOAR-системы. При этом мы опробовали различные подходы к построению алгоритмов обработки инцидентов ИБ: базовый вариант с настройкой единого алгоритма обработки независимо от категории инцидента ИБ и применением скриптов автоматизации задач и расширенный — с настройкой кастомных алгоритмов в зависимости от категории инцидентов. Последний, по нашему опыту, сильно увеличивает срок внедрения SOAR-системы.

Олег Бакшинский:

Любой опыт внедрения ценен и одновременно уникален. В случае с российскими компаниями — это, конечно, многообразие уникальных локальных СЗИ, ИТ-систем, требований регуляторов. Поэтому понятно, что решения «из коробки» не полностью покрывают ожидания заказчиков. А ценным преимуществом открытой платформы является возможность интегрироваться практически с любой системой, благодаря чему заказчик понимает всю логику интеграции и в дальнейшем может дорабатывать и развивать настроенные интеграции по мере возникновения необходимости. Другим интересным опытом является то, что реализуя автоматизацию процессов реагирования на инциденты ИБ, мы постепенно выходим и за рамки ИБ, к общему широкому пониманию слова «инцидент», как влияющему на бизнес компании. И связанные с любым инцидентом риски заставляют заказчиков внимательнее анализировать и приоритизировать инциденты, риски, ущербы для компании. И, как следствие, понимать широкую экономическую выгоду от внедрения решений класса SOAR.

CNews: Какую реальную ощутимую бизнес-выгоду компании получают от владения SOAR-решениями?
Олег Бакшинский:
Олег Бакшинский
SOAR-решения востребованы там, где уже присутствует и функционирует отдел ИБ с множеством различных СЗИ, которые нуждаются в объединении и построении SOC

Основным показателем эффективности внедренного SOAR-решения является значительное сокращение (в разы, а иногда и на порядки) времени реагирования на выявленный инцидент. К примеру, в одной из российских компаний внедрение показало сокращение среднего времени разбора инцидента со 120 до 10-15 минут. И когда мы высвобождаем такое количество времени у аналитика, мы предоставляем ему возможность заниматься большим кругом задач, не снижая его эффективности. В сэкономленное время он сможет заняться не реактивным, а превентивным анализом, что в свою очередь поможет компании быть менее уязвимой и более продуктивной в будущем, избежав простоев в работе и репутационных рисков. А если этого недостаточно, то уж точно не нужно будет раздувать штат аналитиков для того, чтобы разбирать все возрастающее количество новых инцидентов или платить штрафы регулятору за невыявленный или неосвещенный в отчетах инцидент.