«Если сравнивать ИТ-бюджеты крупных банков, то мы окажемся далеко не на первом месте»


CNews: Андрей, расскажите, какие вызовы и какие ключевые бизнес-задачи стоят перед вашей компанией. Как информационные технологии помогают их решать?
Андрей Фролов:
Андрей Фролов
Наши системные и архитектурные решения последних лет были верными

Наверное, главное, что я должен отметить: «Почта Банк» — это молодой, интенсивно развивающийся банк, благодаря которому финансовые услуги становятся более доступными для всех слоев населения. У нас две основные цели. Во-первых, быть доступными физически: наши точки обслуживания есть практически во всех почтовых отделениях, даже в маленьких селах, где живет 100-200 человек. Но в то же время, наше второе преимущество — мы современный инновационный банк. Поэтому практически любую услугу можно получить удаленно — с помощью мобильного приложения или интернет-банка.

Это не просто девиз, а общая парадигма существования. И на ней завязаны задачи, которые перед нами стоят, в частности — перед ИТ-блоком. Это, во-первых, масштабирование банковских технологий на всю сеть «Почты России», что мы делали с самого начала и продолжим делать в дальнейшем. Во-вторых, устойчивая интенсификация технологического развития, запуск новых продуктов и функций. В-третьих, обеспечение устойчивости работы. И, в-четвертых, снижение издержек и стоимости операций. Все эти четыре задачи закреплены в нашей ИТ-стратегии.

CNews: Как выглядит ваш ИТ-бюджет и как он меняется с течением времени?
Андрей Фролов:

Если сравнивать ИТ-бюджеты крупных банков, то видно, что мы далеко не на первом месте по размеру расходов. И мы стабильны: за последние три года нам удалось избежать резкого скачка расходов, связанного с интенсивным развитием банка. Это означает, что наши системные и архитектурные решения последних лет были верными, и в процессе роста нам не приходится все ломать и переделывать.

«Почта Банк» — российский розничный банк с государственным участием. Был создан в 2016 г. банковской группой ВТБ и «Почтой России» на базе «Лето Банка». Тогда было заявлено, что отделения банка откроют в 15 тыс. отделений «Почты России» (этот показатель перевыполнен), а обслуживание будет направлено на массовый и нижнемассовый сегмент (в том числе пенсионеров), людей молодого и среднего возраста и клиентов почты. По итогам 2019 г. «Почта Банк» открыл 19 тыс. точек обслуживания в 83 регионах России. Более 80% из них приходится на небольшие города и сельскую местность. Число клиентов банка в 2019 г. достигло 13,4 млн человек.
CNews: А ИТ-департамент у вас тоже небольшой?
Андрей Фролов:

Порядка 300 человек. И это немного для банка, который обслуживает клиентов в 19 тысячах точек по всей стране. Структура департамента — достаточно традиционная. У нас есть подразделения аналитики, разработки и тестирования, поддержки, а также планирования и учета.

CNews: Стоит ли перед вами внутренняя задача использовать в основном самописные решения или кастомизированные продукты с открытым кодом?
Андрей Фролов:

Тут нужно понимать, что банк изначально создавался из достаточно крупных блоков и на основе аутсорсинга. Сейчас мы движемся к инсорсингу в тех областях, в которых мы должны иметь свои собственные знания и нарабатывать компетенции. Мы постепенно увеличиваем количество разработчиков банковских продуктов, активно используя при этом Scrum-методологию. Но в ситуациях, когда нам необходимо быстро развить какие-то решения или оперативно подключить новые продукты, мы пока прибегаем к аутсорсингу.

CNews: Вы полностью унаследовали ИТ-инфраструктуру от «Лето Банка» или строили все с нуля?
Андрей Фролов:

«Лето Банк» был небольшим и хорошо структурированным банком, в том числе и с точки зрения ИТ. Мы сейчас работаем в здании, в котором «Почта Банк» занимает несколько этажей, а «Лето Банк» тут же, в этом же здании, занимал только один, вместе со всеми сотрудниками и инфраструктурой. Конечно, когда началось построение «Почта Банка», все это было масштабировано. Но если говорить именно о функциональности, без привязки к численности сотрудников, то она уже была реализована. Так что нам не пришлось ломать то, что было до нас, и на руинах строить все заново. Это большая заслуга тех, кто занимался ИТ в «Лето Банке».

«L-архитектура снижает сложность разработки и сокращает число ошибок»

CNews: Какие интересные проекты ИТ-блок «Почта Банка» реализовал за последнее время?
Андрей Фролов:

Самым интересным проектом стало построение самого «Почта Банка». Это подразумевало, в частности, организацию доступа к банковским продуктам из более чем 18 тысяч отделений «Почты России» через существующее там решение. Для обеспечения бесшовного взаимодействия систем в процессе работы сотрудника «Почты России» нами был использован BPM на основе IBM Lotus с презентационным слоем в виде окна, открывающимся в решении на стороне «Почты России» с сохранением контекста клиента. Проект по разработке и внедрению прототипа был реализован нами всего за 3 месяца.

CNews: За счет чего?
Андрей Фролов:
Андрей Фролов
Мы движемся к инсорсингу в тех областях, в которых должны иметь свои собственные компетенции

Если представлять себе системы и работать с ними определенным образом, можно увеличить скорость реализации проектов в 5-10 раз. Мы проверили этот подход на другом крупном проекте: тогда была поставлена задача внедрить в «Почта Банке» систему обслуживания корпоративных клиентов, основой которой стала платформа «ЦФТ Банк». Проведенный анализ показал возможность интеграции новой системы в платформу главной книги банковской системы «Ва-Банк». Присоединяемая компонента была реализована в виде облачного сервиса. Как правило, такие проекты в средних и крупных банках длятся 2-3 года. Мы справились за 4 месяца.

Проведя анализ этих двух проектов, мы поняли, что системы, которые структурно можно представить в виде двух связанных компонент — платформенной и специализированной прикладной — обладают улучшенными свойствами относительно развития функционала и интеграции. Если это изображать графически, то получается буква «L». И это привело нас к понятию L-архитектуры, которая фактически является подмножеством сервис-ориентированной архитектуры. Подход оказался простым и практичным, и мы теперь активно его применяем в работе.

CNews: Давайте поговорим подробнее, что эта архитектура из себя представляет.
Андрей Фролов:

Такие системы обладают улучшенными свойствами в части развития функционала и интеграции. При этом требования к платформенной компоненте заключаются в возможности масштабирования по количеству объектов (клиентов, продуктов, счетов, операций), а также в наличии хорошо формализованных интерфейсов взаимодействия с внешними системами.

Если мы говорим про корпоративные информационные системы банков, то они могут располагаться как во фронт-офисе, так и в бэк-офисе. В первом случае платформенная часть обычно содержит репозиторий, хранящий клиентские данные и данные по продуктам и транзакциям. Этот репозиторий обычно содержит и базовые бизнес-процессы. В прикладную часть уходят канальный фронт и специализированные бизнес-процессы, погруженные в BPM-систему. В бэк-офисе платформенная часть, как правило, состоит из главной книги и платежных адаптеров, а прикладная — содержит продуктовый функционал.

При таком подходе количество ошибок сокращается, а сложность выполнения работ резко падает.

CNews: Выполнение каких типов задач этот подход особенно эффективно ускоряет?
Андрей Фролов:
Андрей Фролов
Системы L-архитектуры дают возможность быстро наращивать функционал

Например, системы L-архитектуры дают возможность быстро наращивать функционал присоединением лучших в своей категории модулей — канальных в области фронт-офиса и продуктовых в области бэк-офиса. На ускорение интеграции влияет наличие формализованных интерфейсов, а свойство масштабируемости платформы позволяет эксплуатировать решение при росте операций и клиентов.

Другой пример — замена компонентов. После присоединения одних компонентов, другие могут отсоединяться или просто не использоваться. Также этот подход может эффективно использоваться при наращивании, например, канального функционала.

Кроме того, перед банками часто встает задача проведения обычных доработок. В таких системах она упрощается и ускоряется благодаря тому, что внесение изменений в прикладную компоненту часто не затрагивает платформенную, а также имеет пониженную сложность и не требует полного перетестирования. Это, безусловно, сокращает количество ошибок при изменениях.

CNews: Как выглядит традиционный путь, которым идут сейчас банки?
Андрей Фролов:

Он выглядит очень трудоемким. Допустим, в банке есть некая устаревшая система, и стоит задача создать новую. Как правило, языки этих двух систем по выразительной силе обычно совпадают — в основном, это Oracle. Допустим, старая система функционировала 10 лет, и ее поддерживали и дописывали около 100 человек. Получается, что на доведение ее до существующего уровня функциональности было потрачено порядка 100 человеко-лет. Но это значит, что и на доведение новой системы до аналогичного уровня функционала уйдет примерно такое же время. Поэтому в банковской сфере очень часто бывает так, что две системы работают в параллели, обе при этом развиваются, но новая никогда так и не догонит устаревшую.

Использование L-архитектуры позволяет просто вставить еще один прикладной модуль и через два месяца запустить новый функционал.

CNews: Есть ли недостатки у L-архитектуры? Ведь идеальных подходов не бывает.
Андрей Фролов:

Скорее мы должны говорить не о недостатках, а об ограничениях применения: не все системы могут быть разделены на платформенную и прикладную составляющую. Кроме того, если новая система должна в силу своего функционала взаимодействовать не только с платформой, но и с другими системами, эффект применения начинает стремительно уменьшаться, а сложность внедрения, соответственно, возрастать.

Андрей Фролов:

Системы, которые структурно можно представить в виде двух связанных компонент — платформенной и специализированной прикладной — обладают улучшенными свойствами относительно развития функционала и интеграции. Если это изображать графически, то получается буква «L». И это привело нас к понятию L-архитектуры.
CNews: И при этом вы быстрее выводите продукты на рынок?
Андрей Фролов:

При использовании принципов L-архитектуры можно значительно ускорять проекты по внедрению новых систем и выпуск новых продуктов. Это не относится ко всем продуктам, но такое ускорение очень значимо для бизнеса, особенно в тех областях, в которых у нас нет глубоких компетенций. Это здорово, потому что в обычном банке внутренняя разработка редко тянется меньше полугода. Что-то сделали быстро в одном месте — надо проверить в сотне других. А здесь ты тратишь инвестиции на несколько лишних лицензий и выводишь продукты в несколько раз быстрее.

Дальнейшим развитием подхода, основанного на использовании систем с L-архитектурой, может стать иерархия вложенных систем с такой архитектурой многоярусных конструкций, которая позволит еще серьезнее ускорить развитие функциональности систем.

CNews: Эта история сейчас замкнута внутри «Почта Банка»? Или вы готовы ее продавать или иным образом ею делиться?
Андрей Фролов:

Ее невозможно продавать, потому что это, скорее, философия, чем конкретная разработка. Но делиться мы готовы, и уже выступаем, рассказывая о ней, на различных международных конференциях. Это находит отклик у коллег и вызывает активные дискуссии. Так что есть все основания полагать, что наша разработка может серьезно ускорить технологический рост организаций.

Источник фото: ru.depositphotos.com