Как создавалась новая АИС ОСАГО 2.0
В России запустили вторую версию автоматизированной информационной системы ОСАГО. Она разработана компанией Epam, а ИТ-инфраструктуру построил интегратор «Инфосистемы Джет» с использованием платформы Red Hat Openshift. О том, как создавалась и запускалась ключевая для автомобилистов всей страны система, в интервью CNews рассказал Евгений Уфимцев, исполнительный директор «Российского союза автостраховщиков» (РСА).

13.10.2020
CNews: Расскажите, когда создавалась первая версия автоматизированной информационной системы ОСАГО? Сколько лет она выполняла свои функции?

Первая часть информационной системы ОСАГО — система коэффициентов бонус-малус (АИС КБМ) — была запущена в 2013 году. Затем система дорабатывалась и выполняла все больше функций. Конечно, после появления электронных продаж ОСАГО и роста популярности е-полисов нагрузка на систему увеличилась в 10 раз. А когда доля электронных вариантов в общем числе всех полисов обязательной «автогражданки» достигла 50%, необходимость модернизации системы стала очевидна всем.
Были и другие факторы, которые повлияли на наше решение о замене системы. Например, возникли новые регуляторные требования: со стороны Банка России звучали желания иметь непосредственный доступ к глобальным статистическим данным по ОСАГО и возможность проверить информацию по конкретным жалобам в ЦБ, поступившим от автовладельцев. Помимо этого, появилось понимание, что АИС ОСАГО может сыграть заметную роль в повышении качества клиентского сервиса страховых компаний.
Также назрела проблема недостаточно высокого качества данных, хранящихся в системе. Она была вызвана агентскими продажами и развитием электронных продаж. В результате неточного заполнения данных при оформлении полисов в системе мог существовать десяток разных записей на одного и того же человека. Эти записи отличались небольшими погрешностями в датах, написании имени или отчества и так далее. Это приводило к существенным проблемам при определении КБМ для автовладельца.
РСА проводил конкурсный отбор по двум отдельным направлениям: создание самой системы и разработка инфраструктуры для нее. Среди параметров отбора, которые мы считали важными, были наличие у подрядчика международного опыта, а также опыта разработки систем сопоставимого масштаба и сложности. В первую очередь рассматривались компании, реализовавшие сопоставимые государственные решения и решения для финансового сектора.

По задумке, новая система должна была позволить централизованно собирать, хранить и обрабатывать информацию по обязательному автострахованию, а также гарантировать автовладельцам качество страховых данных и их неприкосновенность. Кроме того, стояла задача реализовать инструменты, благодаря которым Центробанк смог бы видеть полную статистику убыточности по направлению ОСАГО и развивать онлайн-сервисы для потребителей. И, конечно, эта система должна была стать основой для сбора данных по всем видам страхования.
Перед страховыми союзами стоят задачи запуска новых сервисов — как масштабирования системы, работающей в ОСАГО, на другие виды страхования, так и запуска сервисов, которые позволят страховым компаниям повысить качество обслуживания своих клиентов. Поэтому к системам предъявляются высокие требования в части производительности, гибкости и масштабируемости. Все это невозможно обеспечить ИТ-инструментами вчерашнего дня. Но эти задачи решает ИТ-инфраструктура на основе технологий контейнеризации и микросервисный подход.
Евгений Уфимцев:

Red Hat OpenShift — корпоративная PaaS-платформа для контейнерных приложений с открытым исходным кодом — стала одним из ключевых элементов системы. Это фундамент для разработки, тестирования и развития новой АИС с учетом требований ИБ и колоссального количества вносимых изменений в код. Команды разработчиков создают и тестируют сразу несколько сервисов одновременно без влияния друг на друга, а также автоматически передают новые версии в следующее окружение. Такой подход в перспективе сократит время на подготовку и вывод нового функционала. Технологии контейнеризации позволяют ИТ-инфраструктуре адаптироваться к динамическим нагрузкам. Вычислительные ресурсы при необходимости автоматизировано перераспределяются между средами.
Если говорить о государственных сервисах, то была запущена проверка данных с ФОИВ. Кроме того, в проекте использовано множество open-source-решений. Фабрика данных и аналитика построена на СУБД PostgreSQL, также используются сервисы, созданные на базе Kafka, Mongo, Cassandra и других. Эксперты «Инфосистемы Джет» настроили необходимое резервирование данных и протестировали промышленную систему резервного копирования и восстановления данных, отвечающую требованиям по непрерывности для крупных организаций.
С ними был реализован защищенный обмен информацией и созданы дополнительные логические контроли передаваемых со стороны страховых компаний в систему данных. Цель этих контролей — повышение качества данных. Кроме того, «Российский союз автостраховщиков» по закону обязан хранить все обращения и первичные документы в течение пяти лет. Сегодня это миллионы файлов, а в перспективе — миллиарды. Хранение данных организовано на базе объектного хранилища Hitachi, обеспечивающего работу с большим числом файлов. Для надежной защиты обрабатываемых персональных данных в соответствии с требованиями законодательства АИС ОСАГО оснащена эшелонированной системой информационной безопасности с применением решений российских и зарубежных производителей.
Евгений Уфимцев:

ИТ-инфраструктура базируется в двух дата-центрах и построена на вычислительном оборудовании Huawei. Катастрофоустойчивость обеспечивается резервным ЦОДом, на мощностях которого могут функционировать продуктивные сервисы АИС без снижения производительности и качества сервиса. Система отвечает жестким требованиям по отказоустойчивости: допустимое время простоя (RTO) составляет 2 часа, а максимальный период времени, за который данные могут быть потеряны (RPO), — 1 час. На практике эксперты «Инфосистемы Джет» значительно улучшили эти показатели за счет нескольких связанных механизмов автоматизированного переключения между площадками.
В целом созданная ИТ-инфраструктура имеет более чем 10-кратный потенциал для роста производительности и способна поддержать вывод функционала в будущем. Это поможет РСА оптимизировать инвестиции, так как в ближайшие четыре года на ее базе планируется создание информационной системы по другим страховым продуктам. Инвестиции в построение ИТ-инфраструктуры и информационной системы на первом этапе составляют свыше 2 млрд рублей.
Пилотирование происходило на системе АИС «Жилье» — это информационная система для учета данных по страхованию жилья. Все ошибки и проблемы были устранены на этом этапе. Затем была запущена АИС ОСАГО 2.0.
Мы можем отметить достаточно оперативный отклик со стороны наших подрядчиков. Кроме того, «Инфосистемы Джет» обеспечивает круглосуточный мониторинг инцидентов информационной безопасности, проводя их глубокий анализ и помогая реагировать на них ИБ-службе РСА.
В целом мы получили то, что и планировали получить — систему, которая позволяет централизованно собирать, хранить и обрабатывать информацию по обязательному автострахованию и гарантировать автовладельцам качество страховых данных, а ЦБ как регулятору — видеть полную статистику убыточности по направлению ОСАГО. Мы будем использовать ее в дальнейшем как основу для сбора данных по всем видам страхования. В дальнейшем мы сможем также реализовать и иные сервисы, которые позволят страховщикам повысить качество обслуживания своих клиентов.