Хотим создать инфраструктуру, которая позволит Казахстану конкурировать с западными интернет-сервисами
В Казахстане реализуется серьезная программа цифровизации. За решение многих инициатив отвечает крупнейший оператор в стране «Казахтелеком». О том, как обеспечить интернетом и мобильной связью даже самые отдаленные участки страны, насколько высок транзитный потенциал республики и чем внедрение 5G будет отличаться от развертывания 4G, в интервью CNews рассказал Куанышбек Есекеев, председатель правления «Казахтелеком».
18.11.2020
CNews: Куанышбек, расскажите, какие основные тренды телеком-сферы кажутся вам наиболее значимыми? Какие технологии выходят на первые роли, и как ваша компания планирует их использовать?
Ключевая проблема, стоящая сейчас перед телеком-бизнесом — выбор долгосрочной траектории устойчивого развития и диверсификация бизнеса. Рынки беспроводной связи достигли насыщения, а для сегмента фиксированной связи настали непростые времена из-за постепенного отказа от традиционных услуг. При этом в обоих сегментах во многих регионах наблюдается тенденция к коммодитизации. Поэтому операторы связи инвестируют в новые для себя отрасли бизнеса и создают дополнительные сервисы для своих пользователей.
Если анализировать стратегии глобальных телекоммуникационных компаний, то есть несколько основных направлений, по которым они развиваются. Это цифровизация отрасли, конвергенция мобильной и фиксированной связи, фокус потребителей на контент, что стремительно увеличивает спрос на качественную инфраструктуру.
Другой важный момент — рост за счет консолидации, создание синергии благодаря объединению операторов и их инфраструктуры на локальном и международном рынке.
«Казахтелеком» уже прошел этап консолидации, активно вовлечен в цифровизацию своих услуг, конвергенции мобильной и фиксированной связи, ведет тестирование и рассматривает пути монетизации 5G-связи. Компания постоянно развивает свою инфраструктуру для обеспечения потребителей доступом к контенту. Мы также ведем развитие смежных с телекоммуникациями областей.
Традиционный телеком как в Казахстане, так и в России, уже отживает свой век, а маржинальность базовых услуг начинает падать. Поэтому присутствующие на рынке операторы хотят быть чем-то большим, они начинают строить экосистемы для новых цифровых бизнесов. Руководствуясь этой логикой, мы определили для себя десять ключевых направлений развития, которые базируются на решениях, связанных с искусственным интеллектом, видеоаналитикой, блокчейном, финансами, электронной коммерцией, безопасностью и многим другим. Рынок растет, и мы пытаемся расти вместе с ним.
В принципе, подобной концепции придерживаются все крупные операторы, что видно по развитию дополнительных сервисов на российском рынке. И это — та же трансформация, которую принял для себя «Казахтелеком». В том числе и это обстоятельство позволяет нам оставаться очень активными во всех государственных проектах. В частности, мы предоставляем базовую инфраструктуру для создания электронного правительства, для организации широкополосного доступа в интернет в сельских районах Казахстана, а так как мы владеем сразу двумя сотовыми операторами из трех действующих, то, естественно, мы стали базовой инфраструктурой для мобильного доступа наших граждан.
Когда я приходил в «Казахтелеком», компания была доминирующей на рынке и развивала преимущественно фиксированную связь. Но со временем начала приобретать массовость услуга ADSL, затем мы зашли в сферу телевидения и заняли первое место на этом рынке — наша доля превышает 50%. Я помню, как мы отсчитывали первый десяток абонентов, первую сотню, первую тысячу, а сейчас их уже 700 тысяч!
Другой важный элемент нашего развития — хранение данных. 10 лет назад невозможно было это представить, но прямо сейчас «Казахтелеком» занимает 90% рынка дата-центров в коммерческом сегменте. И мы делаем ставку на этот рынок, предоставляем все передовые услуги, в том числе dedicated, colocation, облака.
Вспомните, 10 лет назад все только привыкали к 4G, а сейчас мы стоим на пороге внедрения 5G. Из традиционного оператора мы стали большим современным ИТ-хабом, в котором можно получить практически любые телекоммуникационные услуги. Во многом поэтому изменился и мой образ мышления, я уже думаю, как «мобильщик». Иначе невозможно повышать эффективность работы компании.
Ситуация на телеком-рынке как в стране, так и в мире подразумевает, что главным драйвером роста отрасли станет оптимизация операционных и капитальных затрат. Ни эксперты, ни участники не ждут бурного роста в доходах, которые были на рынке ранее. Если анализировать стратегии глобальных телекоммуникационных компаний, то можно увидеть несколько основных направлений, которые они так или иначе развивают.
Прежде всего, это цифровизация национальных экономик: операторы связи активно инвестируют в технологии и расширяют спектр предоставляемых цифровых услуг, что многократно повышает требования к инфраструктуре. Конвергенция мобильной и фиксированной связи также предоставляет новые возможности не только потребителям, но и производственному сектору, который теперь может использовать преимущества мобильной связи, сохраняя качественные характеристики фиксированного доступа.
Далее идет развитие предоставляемого контента, поскольку спрос на него увеличивает и спрос на качественную инфраструктуру. Ну и, наконец, оцифровка традиционных бизнес-направлений зачастую переводит их в область компетенций как минимум ИТ-специалистов либо самих операторов связи. Речь идет о таких вещах, как e-commerce, финтех, e-learning, интернет вещей, искусственный интеллект, VR/AR.
Что касается нашей компании, то на сегодняшний день в группе компаний «Казахтелеком» имеется 3 площадки электронной коммерции: Chocomart — это маркетплейс товаров, в котором можно купить более 80 тысяч уникальных видов товаров. Есть еще площадка Ismet — это маркетплейс услуг для бизнеса, здесь продается 40 партнерских услуг и 36 видов услуг «Казахтелеком» для бизнеса. Также необходимо отметить интернет-магазин Kcell, в котором продаются сертифицированные мобильные устройства, реализована возможность приобретения их по контракту.
Это очень хитрый вопрос. В области целеполагания такой задачи не стоит. Я вам попытаюсь объяснить, что мы делаем. Посмотрите на российский рынок. В чем его отличие от казахстанского? В том, что у России есть свои интернет-сервисы, проекты, которые являются альтернативой западным разработкам. В Казахстане мы им ничего противопоставить пока не можем, кроме хорошей инфраструктуры. Поэтому мы создаем не госуправляемую монополию, а компанию, инфраструктура которой способна конкурировать с подобными зарубежными сервисами при невысокой плотности населения. Для WhatsApp один абонент не стоит вообще ничего, а для нас он стоит очень многое: привлечение, выделенные радиочастоты и так далее.
«К нам предъявляются очень жесткие требования, но мы им соответствуем»
Как вы знаете, во время пандемии обществу и бизнесу пришлось в оперативном порядке перестраивать свою деятельность, а сотрудникам менять привычный уклад жизни. Для нашей компании это был особый вызов, так как нагрузка на сеть увеличилась буквально за считанные дни. При этом жизнедеятельность миллионов наших сограждан в прямом смысле зависела от работоспособности интернета.
В самом начале карантина, во время праздничных дней, проводились работы по увеличению пропускной способности внешних интернет-каналов. Сложность состояла в том, что этот показатель необходимо было увеличить на 25-30% за очень короткое время, практически не увеличивая текущие уровни финансовых расходов. В результате слаженных действий эта задача была выполнена.
Возросший объем трафика потребовался не только Казахстану, но и нашим ближайшим соседям. Объем продаж в Туркменистан вырос в 2 раза, увеличились потребности и в Китае. С целью удовлетворения спроса «Казахтелеком» модернизировал стыки с крупнейшими операторами КНР, существенно расширив количество пограничных 100 Гб-портов. Это позволило увеличить продажи транзитных каналов на 25% и впервые в истории Казахстана осуществить продажу транзитного канала на 100 Гб/с из Китая в Европу (город Франкфурт), что свидетельствует о высокой оценке оператора нашей страны со стороны китайских партнеров. В ближайших планах — увеличение мощности нашей транзитной сети в несколько раз, что позволит нам удовлетворять растущие потребности всех соседних государств.
Куанышбек Есекеев:
Если говорить об интернете вещей, то наша компания в 2019 году начала развивать инфраструктуру LoRa, к которой уже подключены 14 городов. В рамках этого проекта установлены более 300 базовых станций, покрыты более 5 000 кв.км. сетью LP WAN для подключения умных датчиков. Также был запущен маркетплейс для устройств интернета вещей, который в принципе поможет развивать инфраструктуру умных устройств в Казахстане.
Кроме того, «Казахтелеком», имея большие ресурсы сети и ЦОДов, реализовал на республиканском уровне платформу облачного видеонаблюдения, к которой на сегодня подключены 20 городов. Нами установлены 45 тысяч камер, которыми оборудованы 16 тысяч подъездов и 250 тысяч домохозяйств. Суммарно это примерно 800 тысяч человек.
Что касается больших данных, у нас реализованы хорошие кейсы на основе данных мобильных операторов, и эти сведения серьезно помогли государству в противостоянии коронавирусной угрозе.
Вместе с тем исследование Google-KPMG показало, что малый и средний бизнес Казахстана в три раза увеличил показатели производительности и прибыльности с мультипликативным эффектом после того, как перешел к использованию облачных решений. Также им удалось улучшить взаимодействие со своими клиентами посредством применения онлайн-каналов (онлайн-маркетинг, обслуживание, электронная коммерция).
Мы учитываем ключевые тенденции рынка и активно смотрим в сторону виртуализации. Это связано с тем, что после перевода значительной части компаний в удаленный формат работы, резко вырос спрос на облачные вычисления.
Что касается искусственного интеллекта, то он дает значительное конкурентное преимущество в работе малого и среднего бизнеса, сокращая время отклика и улучшая качество сервиса. А приложения с машинным обучением и технологиями автоматизации заменяют реальных сотрудников на рутинных задачах. Кроме того, ИИ экономит ресурсы по ряду направлений, таких как обслуживание клиентов, реклама и маркетинг, ввод данных и их учет.
Основная проблема, которую мы решаем в рамках данной программы — это устранение цифрового неравенства между городом и селом. Одно из основных направлений программы — масштабный проект «Строительство волоконно-оптических линий связи для обеспечения широкополосным доступом к интернету сельских населенных пунктов» (ВОЛС СНП), реализация которого позволит как «Казахтелекому», так и другим операторам связи предоставлять весь спектр телекоммуникационных услуг на территории страны. Проект ВОЛС СНП стартовал в конце 2018 года. К концу работ «Казахтелеком» проложит более 14,5 тысяч км линий связи, которые будут заведены в 828 сельских населенных пункта по всей стране. Почему это так важно: появление точек подключения к ВОЛС в регионах позволяет начать реализацию новых национальных проектов в области телекоммуникаций. В частности, сегодня уже ведутся работы по развитию мобильных сетей сотовой связи 3G/4G в сельской местности в рамках следующей программы — «Мобильный широкополосный доступ в СНП 250+». Компания разработала цифровую интерактивную карту доступности интернета во всех населенных пунктах. Благодаря данному сервису можно наблюдать за динамикой покрытия интернетом всей территории Казахстана.
Второй важный проект — построение инфраструктуры дата-центров, на основе которой будут оказываться различные услуги, связанные с хранением и резервированием данных.
Третье направление — цифровизация всех сфер промышленности и социальных объектов, предусматривает создание необходимой инфраструктуры, в том числе развития сети 5G, видеонаблюдения и технологий умного города. «Казахтелеком» ведет активную работу в данных направлениях.
Безусловно. «Казахтелеком» реализует программу трансформации SERPIN, основная цель которой — перевести бизнес-процессы и клиентские пути в онлайн-формат. Мы полностью трансформируем наши клиентские взаимоотношения. Среди прочего, ведется работа над созданием цифровых платформ для обслуживания клиентов, предоставления услуг по подключению и самообслуживанию. Разрабатываются необходимые программные продукты, позволяющие минимизировать контакты с клиентами и сроки получения тех или иных услуг. Основные каналы взаимодействия — портал telecom.kz для розничных потребителей и ismet.kz для корпоративных клиентов — претерпели ряд цифровых изменений и продолжают совершенствоваться. Также мы продолжаем трансформировать внутренние бизнес-процессы компании, что позволяет нам более эффективно реагировать на запросы рынка и потребности клиентов.
Учитывая лучшие мировые практики, «Казахтелеком» развивает стратегическое направление Fixed Wireless Access. FWA — это технология обеспечения беспроводного фиксированного широкополосного доступа. При ее использовании абонентам, у которых отсутствует техническая возможность получения услуг по наземным каналам связи, будут предоставляться сервисы на базе мобильной сети. FWA может использоваться как замена проводной «последней мили» или дополнение к ней для граждан и бизнес-клиентов. Прежде всего, речь идет о замене телефонной медной проводки, чьи скоростные возможности передачи данных крайне ограничены.
Наличие возможности организации фиксированного беспроводного доступа позволит нам сдержать отток абонентов, пользующихся DSL-доступом и привлечь новых клиентов, арендующих офисы в зданиях, к которым у нас нет проводного доступа. Клиенты получат более высокую скорость доступа в интернет и к своим корпоративным сетям, расположенным в других офисах. Наличие существующего проводного доступа и нового фиксированного беспроводного позволит реализовать гибридный доступ, что не только существенно повысит скорость, но и улучшит надежность связи и ее качество за счет динамического анализа работы двух каналов связи и перенаправления трафика на лучший канал в случае ухудшения связи в одном из них.
Можно сказать, что мы эволюционируем: приступаем к качественным изменениям на основе освоенных передовых технологий, которые дал предыдущий, революционный этап. Другой вопрос, что в нашей отрасли в последнее время периоды времени между революционными скачками значительно сократились, и никто не может дать гарантии, что уже завтра рынок не «взломает» новая технология, которая принципиально изменит наши представления о связи и передаче данных.
Да, программа реализуется действительно хорошими темпами. И тут важно подчеркнуть, что, хотя 51% акций «Казахтелекома» принадлежит государству, к нам предъявляются достаточно жесткие требования. И мы им соответствуем.
Куанышбек Есекеев:
«К нам предъявляются очень жесткие требования, но мы им соответствуем»
Я бы сказал, что мы идем нога в ногу с Россией. Мы только что завершили первый и очень важный этап, который положит начало длительному и сложному процессу внедрения 5G — это разработку 5G-концепции. Этот уникальный документ определяет главные принципы и дает конкретные рекомендации по решению различных технологических и организационных задач. Также проведена рыночная оценка не только эволюционного потенциала 5G, который может быть реализован в рамках традиционного подхода развития сетей мобильной связи, но и революционного потенциала, для реализации которого необходимы более радикальные меры, выходящие за рамки сложившейся практики операторов мобильной связи.
В целом созданная ИТ-инфраструктура имеет более чем 10-кратный потенциал для роста производительности и способна поддержать вывод функционала в будущем. Это поможет РСА оптимизировать инвестиции, так как в ближайшие четыре года на ее базе планируется создание информационной системы по другим страховым продуктам. Инвестиции в построение ИТ-инфраструктуры и информационной системы на первом этапе составляют свыше 2 млрд рублей.
Мы провели тестирование, по итогам которого было принято решение использовать при внедрении 5G целый ряд инновационных технологий, ранее практически не применявшихся в наших сетях мобильной связи. В их число попали дезагрегация и виртуализация закрытых вендорских систем, переход на использование нативно-облачных технологий, оркестрация жизненного цикла сервисов и автоматизация процессов.
Первой задачей стала виртуализация и дезагрегация базовых станций и ядра сети 5G с использованием открытых вендоронезависимых технологий на базе формирующейся сейчас облачной сетевой инфраструктуры «Казахтелекома», включая первый существующий облачный узел связи.
После завершения работы над концепцией мы приступаем к разработке плана реализации и к проработке конкретных бизнес-кейсов с определением сроков внедрения, необходимых затрат, типов сервиса, целевой аудитории и сроков окупаемости. Одним из важных вопросов, от скорости решения которого зависит дата запуска первых проектов, является получение частот, в первую очередь, в диапазонах 3,5 ГГц и 27 ГГц.
В этой ситуации мы считаем, что более эффективным может оказаться фиксированный беспроводной доступ для бизнес-клиентов — FWA для B2B, с сопоставимыми с оптическим доступом скоростями, которые могут быть получены только с использованием диапазонов миллиметровых волн (mmWave), технологически наиболее готовым из которых в части поддержки оборудования является диапазон 27 ГГц.
Инфраструктурно эти проекты отличаются даже по принципу построения технологии. Технология 5G имеет кардинальное отличие от технологии 4G в связи с необходимостью использования широких диапазонов радиочастот, нового построения инфраструктуры, использующей принципы виртуализации и дезагрегации RAN и ядра сети 5G, а также строительства принципиально новой оптической транспортной сети fronthaul, midhaul, backhaul.
5G, в отличие от предыдущих поколений связи, обладает не только эволюционным потенциалом постепенного улучшения различных характеристик беспроводной связи, таких как скорость, задержки, надежность, «плотность» устройств, энергопотребление, но и революционным потенциалом, позволяющим создавать не только новые сервисы связи для новых приложений, такие как виртуальная и дополненная реальность (AR/VR), промышленный интернет вещей (IIoT), управление в реальном времени роботами, беспилотным транспортом и дронами, но и новые бизнес-модели. Поэтому внедрение 5G, конечно, очень сложный проект с точки зрения инвестиционной культуры. Над этим нам еще предстоит поработать.
С внедрением 5G на скорости 20 Гбит/с станет возможной роботизация во всех сферах жизни. От этого выиграют и промышленные гиганты, и рядовые потребители. На самом деле, речь идет пока не о массовом использовании, а о новых возможностях, например, телемедицины, которые возможны только при минимальной задержке. Или, например, транспортная отрасль, потому как скорости, которые может дать 5G, очень удобны именно на транспорте. Я сейчас говорю о, например, удаленном управлении автомобилем. С приходом 5G будет еще динамичнее развиваться электронная коммерция, промышленность. Вообще, с внедрением 5G мы сразу почувствуем коренные изменения ключевых отраслей.
Получит ли государство конкурентное преимущество от перехода на 5G, зависит от того, каким оно видит этот переход. Это может быть эволюционное улучшение характеристик связи, которое создаст дополнительные возможности другим странам, создающим технологические платформы, абонентские устройства и конечные приложения. А может быть появление новых, революционных возможностей по формированию национальных технологических платформ, поверх которых создаются 5G-платформы, предоставляющие сервисы вертикалям. На наш взгляд, революционное видение 5G должно основываться на общем видении цифровой трансформации экономики, приводящей к формированию национальных горизонталей. В силу ряда причин нашим операторам крайне трудно самостоятельно трансформироваться и создавать горизонтали без помощи государства, без его стимулирования создания технологических платформ. Поэтому государству предстоит провести большую работу по цифровой трансформации экономики.
Если говорить о сроках, то в 2021 году мы будем разбираться с нашими частотными ресурсами, после чего начнется этап опытной эксплуатации, в рамках которого будут расширены пилотные зоны и запущена работа на первых абонентских устройствах. Думаю, в 2022 году можно будет говорить о массовых внедрениях.
«Решение проблемы цифрового неравенства откроет путь к цифровизации Казахстана»
В начале октября представители трех сотовых операторов республики подписали договор о совместном использовании сетей в рамках проекта «250+». Этот документ предусматривает доступ жителей к сетям всех мобильных операторов в почти тысяче сельских населенных пунктов страны с общим населением 600 тысяч человек. Речь идет о создании инфраструктуры доступа к высокоскоростному интернету в селах с численностью жителей 250 и более человек.
Этот проект будет способствовать дальнейшему развитию казахстанского телеком-рынка, стимулируя появление инновационных видов сервиса и повышая их доступность для более широких слоев населения. Мировой практический опыт показывает, что решения совместного использования инфраструктуры сети способствуют повышению эффективности в любых рыночных условиях, чем объясняется быстрое распространение подобной практики. Такие методы применяются во многих странах мира, например, в Великобритании, Швеции, Франции, Индии, Австралии и Бразилии.
Стратегия изначально предполагала предоставление равных возможностей по доступу к сети абонентов других операторов. Поскольку за каждой из трех сотовых компаний будут закреплены села в различных регионах, для обеспечения равного доступа сельчан к сети конкурирующие между собой компании договорились использовать модель шеринга, основанную на коллективном использовании и взаимном обмене ресурсами.
Экономический и финансовый эффект от синергии усилий трех операторов может стать основой для применения этого опыта в рамках других проектов, как социальных, так и коммерческих.
Хочу особо подчеркнуть, что «250+» — социально-направленный проект, срок его окупаемости достаточно велик и оценивается более чем в 35 лет. Это связано с высокими капитальными затратами на строительство, потребностью в постоянных операционных расходах на обслуживание, электроэнергию, трансмиссию и пользование сетью, а также низкой плотностью населения в сельских населенных пунктах. И без кооперации за счет применения механизма шеринга, а также без особых налоговых условий, которые предполагает ввести государство, он был бы экономически неосуществим с точки зрения достижения конечной цели — предоставления жителям сельских населенных пунктов равных цифровых возможностей с жителями городов.
Теперь же жители почти всех сел страны получат возможность пользоваться цифровыми госуслугами, будут иметь доступ к дистанционному обучению. И это я не говорю о банальной возможности вызвать экстренные службы. Кроме того, проникновение высокоскоростного интернета в сельскую местность окажет позитивный эффект на экономическое развитие казахстанского села, став триггером для развития мобильных финансовых услуг и электронной коммерции в регионах, а также для применения технологий интернета вещей в сельском хозяйстве.
Стоимость проекта на ближайшее десятилетие составит 77,1 миллиарда тенге (14,2 млрд рублей), но она может вырасти под влиянием различных факторов.
Куанышбек Есекеев:
Сама по себе реализация проекта такого масштаба, а предстояло проложить 14 514 км к 828 селам в 14 регионах страны, в столь сжатые (2 года) сроки — задача, мягко говоря, неординарная даже для крупнейшего оператора страны. Более того, речь шла еще и о подключении и обеспечении надежной устойчивой связью, а также высокоскоростным широкополосным доступом в интернет 2496 государственных и бюджетных учреждений — акиматов, полицейских участков, школ, больниц.
Мы стараемся не говорить о масштабности задачи, избегая громких слов. Однако наши российские коллеги, реализующие схожую задачу — Ростелеком, «Мегафон», «Вымпелком», МТС — сравнивают ее со строительством уже легендарной Транссибирской магистрали. Сейчас мы выходим на финишную прямую в реализации этого проекта. Восточно-Казахстанская область стала девятым регионом страны, в котором «Казахтелеком» завершил строительство волоконно-оптических линий связи. Начиналась эта история в 2018 году. Первым этапом, который мы заканчиваем в этом году, стало строительство ВОЛС к селам и подключение к линиям связи государственных органов и бюджетных организаций, вторым — обслуживание этих магистральных линий и оказание телекоммуникационных услуг подключенным к ним абонентам. Второй этап продлится до 2032 года. В итоге уровень проникновения интернета в стране достигнет 99,5%, что позволит стереть границы «цифрового неравенства» между городом и селом в Казахстане.
Хочу отметить, что при реализации проекта мы применили так называемый сетевой метод, когда строительство шло параллельно во всех регионах, активно привлекались местные субподрядчики. При этом «Казахтелекому» в каждом регионе практически приходилось использовать уникальные тактики, связанные с различными географическими и демографическими особенностями.
CNews: Казахстан начал пилотировать проекты, связанные с внедрением цифровой маркировки товаров. Расскажите, на какой стадии находятся эти проекты сейчас? Можно ли говорить об ощутимой выгоде, полученной бюджетом?
Маркировку первой группы товаров — табачных изделий — мы внедрили с 1 октября 2020 года. Сейчас ведется активная работа с импортерами и производителями табачных изделий, эмитировано более 500 млн кодов маркировки. Основные этапы этого проекта еще впереди.
Кроме того, прямо сейчас у нас проходит пилотный проект по маркировке алкогольной продукции, который стартовал еще 1 июня 2019 года. Он будет закончен к 31 декабря 2020 года. На сегодняшний день протестировано оборудование и программное обеспечение, маркировка импортной алкогольной продукции до ввоза на территорию Республики Казахстан, вывод из оборота маркированной продукции импортеров в розничном магазине. Стоит отметить, что теневой оборот подакцизных напитков в Казахстане составляет до 40% от всего объема рынка. Поэтому наибольшие выгоды от внедрения маркировки получит население, которое будет защищено от суррогата и подделок. А государство сможет увеличить собираемость налогов и акцизов на 8,5 млрд тенге (1,57 млрд рублей) до 2025 года.
Также у нас в последнем квартале этого года завершается пилотный проект по маркировке обуви. Реализация этого проекта позволит увеличить выручку «белого» рынка на 21% до 2025 г. Что касается маркировки лекарственных препаратов, то тут пилотирование будет проводиться до марта 2021 года.
Самая основная проблема, и я о ней уже говорил — это цифровое неравенство. Оно связано с небольшой плотностью населения и огромной территорией, на которой располагается Казахстан. Как только все жители страны получат равный доступ к современным телекоммуникационным услугам, думаю, что многие другие вопросы отпадут сами собой.