Что помогло бизнесу быстро перестроиться

Александр Старыгин
Стремительная смена бизнес-модели и ИТ-приоритетов зачастую упирается в ограничения используемой в организации ИТ-инфраструктуры.

Массовая цифровизация стала основным последствием пандемии, связанным с ИТ. Это выразилось, в первую очередь, в переносе существенной части бизнес-функций и бизнес-процессов в информационные системы, виртуализации рабочих мест и существенном расширении онлайн-взаимодействия с потребителями. Другими ускорившимися в десятки раз процессами стали массовый переход на электронный документооборот, перевод в онлайн производственных совещаний, переговоров и встреч, выстраивание интерфейсов с информационными системами партнеров, а также рост объемов и повышение уровня безопасности коммерческих и персональных данных.

Однако такая стремительная смена бизнес-модели и ИТ-приоритетов зачастую упирается в ограничения используемой в организации ИТ-инфраструктуры.

Первые результаты анализа, проведенного Hewlett Packard Enterprise на основе своего опыта общения с заказчиками в этот сложный период, позволяют выделить ряд особенностей корпоративных ИТ различных компаний и отраслей. Именно эти отличия помогли организациям оказаться наиболее устойчивыми и гибкими, а также перестроиться в самые сжатые сроки с минимальными потерями для бизнеса.

Александр Старыгин:

Понятно, что трехлетняя заводская гарантия на оборудование не является панацеей, подобный расчет можно назвать опрометчивым и несущим прямую угрозу непрерывности бизнеса.

1Высокий уровень автоматизации управления ИТ

Этот пункт предполагает мониторинг всех используемых приложений и платформ, конфигурацию и настройку систем удаленно в полуавтоматическом (а лучше — в автоматическом) режиме на основе шаблонов, сценариев, лучших мировых практик, выявление потенциальных проблем и опасных тенденций в функционировании ИТ и их предотвращение на ранних стадиях и т.д.

2Широкое использование сервисов технической поддержки

За них могут отвечать как профильные службы самой компании, так и различные игроки ИТ-рынка, авторизованные и прошедшие сертификацию производителей программного и аппаратного обеспечения. Этот уровень должен включать техподдержку 24/7, профилактические процедуры, позволяющие снизить до минимума риск возникновения отказов оборудования и ПО, а также фиксированное время восстановления работоспособности с момента регистрации заявки. Понятно, что трехлетняя заводская гарантия на оборудование не является панацеей, подобный расчет можно назвать опрометчивым и несущим прямую угрозу непрерывности бизнеса.

В условия пандемии особенно важно снабжение персонала подразделений и компаний, специализирующихся на техподдержке, индивидуальными средствами защиты. Также необходимо провести тренинги и инструктаж по работе в условиях карантина, а также проверку состояния здоровья перед визитом к заказчику.

3Построение ИТ-инфраструктуры на основе гибридной модели

Здесь имеется в виду сочетание собственной, арендуемой и облачной инфраструктур, распределение используемых платформ между собственными площадками, коммерческими ЦОД и облаками сервис-провайдеров. Особенно эффективно гибридная инфраструктура работает в ситуациях, когда удается обеспечить динамическое перемещение ресурсов и задач между всеми компонентами модели.

Иными словами, если не устраивает количество, качество, цена или доступность ресурса или сервиса в арендуемом ЦОД, перенесите приложение в собственный ЦОД или в облако, либо же перераспределите нагрузку между различными сайтами. Разумеется, это нельзя сделать, если заранее не проанализированы доступные источники ИТ-ресурсов и услуг, не разработаны процедуры миграции приложений между платформами, провайдерами, сайтами. Но те компании, которые изначально опирались на несколько источников и моделей использования ресурсов, получили важное преимущество.

4Работа с большими данными и искусственным интеллектом

Эти технологии применялись компаниями как для анализа собственного бизнеса, так и для обеспечения функционирования корпоративных ИТ. Многие предприятия искусственно ограничивали функциональность корпоративных ИТ обработкой оперативных (быстрых) данных. Они сосредоточились на транзакциях, вычислениях, отчетах, онлайн- и офлайн-доступе. Теперь эти компании испытывают трудности с анализом колебаний спроса, маржинальности товаров, услуг, потребителей, корреляцией событий, использованием прогнозной аналитики при решении самых разных задач, актуальных в условиях неопределенности рынка.

Что касается применения искусственного интеллекта в ИТ, то пандемия лишний раз обратила внимание менеджмента на «самое слабое звено» в обеспечении непрерывности бизнеса. Сегодня технологии искусственного интеллекта вышли на уровень промышленного использования и позволяют не только увеличить надежность и эффективность ИТ, но и высвободить персонал для решения творческих задач, внедрения инноваций в бизнес-практику и, что особенно важно в текущих условиях, снизить риск угрозы здоровью сотрудников.

Что делать компаниям после пандемии

Что же должно измениться в подходах к корпоративному ИТ после пандемии коронавируса и как внедрить эти изменения в условиях предсказуемо ограниченных инвестиций в ИТ в ближайшее время? Антонио Нери (Antonio Neri), президент компании Hewlett Packard Enterprise, говоря о неизбежных изменениях в мире после коронавируса, отметил, что «нет возврата к тому, что было раньше. Есть только подготовка и построение того, что будет дальше».

Если опираться на текущий опыт, то можно выделить следующие наиболее важные направления трансформации корпоративных ИТ.

Александр Старыгин:

Технологии искусственного интеллекта вышли на уровень промышленного использования и позволяют не только увеличить надежность и эффективность ИТ, но и высвободить персонал для решения творческих задач, внедрения инноваций в бизнес-практику.

1Построение автономно функционирующей ИТ-инфраструктуры и/или автономного ЦОД

В сущности, это преобразование аналогично переходу от традиционного автомобиля к автономному. Автономный ЦОД больше не нуждается в постоянном внимании, ручной настройке, реактивном (постфактум) поиске и устранении неисправностей. Он обеспечивает самоуправление на основе автоматизации текущих ежедневных операций, самовосстановление посредством выявления потенциальных проблем и их предотвращения, а также самооптимизацию баланса ресурсов, производительности и стоимости.

Решение этих задач строится на основе технологий интернета вещей, искусственного интеллекта и глубокого обучения. Сегодня система предиктивной аналитики HPE Infosight реализует этот подход для массивов HPE Nimble в наиболее развитом в индустрии виде.

2Самое широкое использование подхода «ИТ-инфраструктура как услуга»

В рамках этого подхода каждое решение оплачивается по мере потребления и сопровождается услугами по проектированию и внедрению для быстрой интеграции в ИТ-окружение. В рамках сервисного контракта оговаривается архитектура и состав оборудования, начальный уровень использования ресурсов, а также планируемый рост их потребления.

Оплата происходит пропорционально количеству используемых ИТ-ресурсов за расчетный период. Поставщик поддерживает и восполняет по мере применения буфер дополнительных мощностей на площадке заказчика, который не оплачивается до тех пор, пока он не задействован. Наиболее зрелым на рынке примером такого подхода является сервис HPE GreenLake, который представляет собой комплекс технологических и финансовых решений для этой задачи с возможностью оплаты, привязанной к конечному бизнес-результату.

3Обеспечение независимости ИТ-инфраструктуры от источника ресурсов и услуг

Достигается путем перехода к гибридному ИТ и обеспечивает возможность выбора наиболее подходящей платформы и источника ресурсов для данного типа нагрузки, требуемой мощности, емкости, производительности и цены ресурса или сервиса. Следует отметить, что полноценное использование этой возможности, а именно — перемещение приложений между различными ресурсами — основано на абстрагировании программного обеспечения от аппаратных платформ. Хотя современные контейнерные технологии, а также развивающиеся технологии serverless и cloudless направлены на решение этой задачи, говорить о полной аппаратной независимости пока рано.

В рамках этого направления компания HPE уделяет большое внимание обеспечению возможности управления конфигурацией наших платформ из внешних программных систем, создания частных облаков, построения ИТ-платформ для цифровой трансформации, использования контейнерных платформ HPE, участия ИТ-компаний в партнерской экосистеме HPE.

Любой проект по обеспечению непрерывности бизнеса начинается с анализа внешних и внутренних рисков, определения тех из них, которые следует учитывать при планировании бизнеса, и тех, которыми можно пренебречь, ибо защита от соответствующих угроз потребует слишком больших инвестиций, либо же по причине невысокой вероятности наступления того или иного события.

До начала 2020 г. абсолютное большинство компаний относило пандемию к последней категории. Сегодня мы можем уверенно сказать, что учет этой опасности должен стать нормой, устанавливающей новый класс требований и подходов к трансформации корпоративного ИТ.

Источник фото: ru.depositphotos.com