CNews: С октября 2018 года облачное направление «Крок» стало самостоятельным брендом «Крок Облачные сервисы». Какие события на рынке послужили поводом для этого?
Максим Березин:

Ключевая причина происходящей трансформации – это ритм, который задает цифровизация. Она увеличивает пресловутую скорость бега – дает возможность предлагать заказчикам изменения раньше конкурентов и при этом ссылаться на собственный опыт. Мы понимали: чтобы проводить цифровую трансформацию у клиентов, надо в первую очередь трансформироваться самим. Пересмотр и оптимизация наших внутренних процессов позволили повысить операционную эффективность, качественнее отвечать на запросы заказчиков. Так что превращение «Крок Облачные сервисы» в отдельный бренд было довольно логичным шагом – результатом ускорения собственного развития.

В рамках преобразований изменилась концепция работы с заказчиком. По-прежнему цель нашей работы – долгосрочные доверительнее отношения, сегодня мы выступаем не только провайдером, но и консультантом по переносу ИТ-систем в облако, используя накопленный опыт по построению ИТ-инфраструктур. Иными словами, первым этапом облачного проекта является обследование текущей ИТ-инфраструктуры. Оно необходимо, так как не все задачи заказчиков наилучшим образом решают облака. Как пример, ИТ-сервисы с динамической нагрузкой лучше разместить в облаке, в то время как инфраструктурные сервисы – на арендованной выделенной инфраструктуре. Изучая ИТ-системы заказчика, мы учитываем не только технические особенности, их защищенность, существующие проблемы в производительности, но и ФОТ сотрудников, которые обслуживают системы. По итогам обследования даем рекомендации, как распределить хранение: в облаке, на арендованном оборудовании или в локальной инфраструктуре. Подобный консалтинг помогает заказчику посмотреть на ситуацию со стороны, оценить свежим взглядом проблемы в работе инфраструктуры, которые могут быть заложены достаточно глубоко. Мы докапываемся до первопричин этих проблем и на основе собственного опыта предлагаем пути решения.

Для заказчиков мы выступаем надежным партнером, результат работы которого должен быть качественно измерим. Такими критериями могут быть стабильная работа инфраструктуры, снижение рисков для бизнеса, ускорение запуска новых продуктов, экономия финансов.

Благодаря трансформации нашего бизнеса мы добились повышения скорости коммуникации с клиентами. В отличие от классического проектного бизнеса, процессный бизнес «Крок Облачные сервисы» требует постоянного общения с заказчиком и быстрой реакции на запросы. При первом обращении клиента максимум через 60 минут с заказчиком связывается профильный специалист с наиболее релевантным опытом и предлагает техническое решение задачи. По итогам общения и сбора дополнительных данных в тот же день готовится коммерческое предложение. После утверждения предложения подписываем контракт, и в случае если проект относительно несложный, стартуем его сразу. В иных случаях подписываем гарантийное письмо и моментально подключаем все необходимые ресурсы. При этом облачная команда доступна по любому удобному для заказчика каналу связи в режиме 24/7: от привычной многим электронной почты до мессенджеров.

Наконец, мы провели редизайн внутренних бизнес-процессов, что позволило нам пересмотреть тарифную политику в пользу заказчиков.

CNews: Каков портрет ваших заказчиков? В каком сегменте работает типичный клиент «Крок Облачные сервисы»?
Максим Березин:

Это по-прежнему корпоративные заказчики. Среди клиентов наших услуг четверть приходится на долю финансовых организаций, столько же – на ритейл. На третьем месте ИТ-компании, которые разрабатывают сервисы, например Positive Technologies или Directum, который из облака «Крок» предоставляет доступ к своему SaaS-продукту Synerdocs. В том же ряду, что и ИТ-компании стоят агрегаторы, такие как Туту.ру, маркетплейсы и разработчики онлайн-сервисов, в частности Qlean. У них очень сильная зависимость от инфраструктуры, фактически весь core-business завязан на производительных ИТ, так как ключевой бизнес-процесс – это разработка программных продуктов. Доля таких клиентов среди пользователей нашего облака постоянно растет. Я думаю, что по итогам 2018 года этот сегмент может выйти на второе или даже первое место по объему выручки. Облачными ресурсами также пользуются, но в меньшей степени, производственные компании, медицина, госсектор, строительные организации и др.

CNews: Почему крупный российский бизнес и государственные организации по-прежнему ориентируются на частное облако, в то время как в западных странах они уже давно активно пользуются облачными услугами?
Максим Березин:

Основная проблема в том, что крупные компании и госзаказчики, как правило, существуют на рынке очень давно, и за это время «обросли» огромным количеством ИТ-систем. Эти ИТ-системы, по сути, являются кровеносной системой бизнеса, и перенести их в облако – очень сложная задача. Уверен, в рамках цифровой трансформации, о которой сейчас много говорится на государственном уровне, им придется начать разбирать свои ИТ-системы по винтикам, упрощать и адаптировать к новой реальности. Вероятно, после этого мы увидим рост интереса к облачным услугам со стороны госсектора.

Еще одна причина – отсутствие конкуренции среди государственных компаний, которая приводит к тому, что задачи по развитию ИТ-инфраструктуры являются далеко не первоочередными. Если коммерческие компании понимают, что для них вопрос повышения эффективности, в том числе и с помощью ИТ, – это фактически вопрос выживания, то госкомпании убеждены, что пока в России им ничего не угрожает.

Но я уверен, что ситуация скоро начнет меняться. Достаточно посмотреть на соседей. Так, американский банк Morgan Stanley, который еще недавно был оплотом консерватизма, приступил к плавному переходу в облако. Это во многом связано с тем, что более агрессивные молодые диджитал-игроки начали наступать ему на пятки, и чтобы сохранить свои позиции, банку пришлось заняться трансформацией. В том числе и путем создания более быстрой, гибкой, мобильной ИТ-инфраструктуры, а это возможно только в облаке. В принципе, в коммерческом сегменте в России мы похожую тенденцию тоже видим. Крупные банки начинают постепенно перестраивать свои процессы, чтобы стартовать их облаке и получить нужную гибкость и скорость.

CNews: Что конкретно вы имеете в виду под цифровизацией, и какова роль в этом процессе облачных услуг?
Максим Березин:

По сути цифровизация – это предложение клиентам новых сервисов или привычных услуг, но с помощью цифровых инструментов. Многие коммерческие компании сегодня уже активно идут по пути диджитализации. Классический пример – российские онлайн-банки, которые делают классические банковские сервисы (например, банальные переводы или оформление кредитных карт) более удобными, быстрыми, доступными за счет новых технологий.

Молодые игроки никогда не строили монолитные локальные инфраструктуры, для них привычная и доказавшая свою эффективность модель потребления ИТ – это запуск бизнесов и клиентских сервисов из облака. Поэтому сегодня скорость бега у этих ребят существенно выше, чем у крупных банков. ИТ-инфраструктура молодых игроков более гибкая и легче поддается изменениям в части функционала, чем у закостенелых ИТ-систем крупных банков. Быстро меняя продукты и услуги под задачи потребителей и повышая тем самым клиентоориентированность, молодые игроки постепенно отвоевывают все большую долю рынка. А крупные компании стремятся цифровизироваться, чтобы перестать терять позиции, но это дается им с большими затратами. И именно такая конкуренция является двигателем прогресса.

CNews: Получается, что этим молодым компаниям опережать по темам развития крупных игроков помогает отсутствие зависимости от собственных ИТ?
Максим Березин:

В любой компании у ИТ есть две основные функции: развитие (change), в том числе внедрение новых диджитал-инструментов, упрощающих работу пользователей, и поддержка (run) текущей инфраструктуры.

Сегодня крупные компании тратят около 20% на change и более 80% на run. Молодые игроки, которые бегут быстрее, тратят на change 60%, а на run – 40%. Поэтому они быстро делают классные вещи. И начинают с того, что отдают на аутсорсинг рутинные операции, а сами занимаются не управлением инфраструктурой, а управлением подрядчиками. Конечно же, это справедливо в том случае, если провайдер услуг компетентен, если он предоставляет надежную инфраструктуру и сервис требуемого уровня качества.

CNews: Какие сервисы наиболее востребованы вашими заказчиками?
Максим Березин:

Мигрируя ИТ-системы в облако, заказчики чаще всего хотят получить более высокую производительность, надежность и безопасность. Потому одной из самых популярных услуг «Крок Облачные сервисы» является аренда облачной инфраструктуры, распределённой между тремя ЦОД, что гарантирует отказоустойчивость, необходимую для бизнес-критичных систем.

Также мы наблюдаем рост спроса на управляемые услуги, например, на поддержку системного и прикладного ПО. Самым ярким примером является наш проект для Castorama. В нем мы как раз выступаем не просто поставщиком облачных услуг, а партнером, который выполняет также функции консультанта и архитектора. В рамках проекта мы создали адаптивную к нагрузке, отказоустойчивую инфраструктуру, работающую в режиме active-active. Сегодня поддерживаем не только всю вычислительную и телекоммуникационную часть, но и операционные системы, часть прикладного ПО и все инфраструктурные приложения. Back-end сайта, насчитывающего 30 000 товаров, размещается в нашем облаке, на каждый товарную позицию приходится 2-3 фотографии. Для обеспечения надежной и экономичной работы, эти иллюстрации размещаются в хранилище, по своим техническим характеристиками идентичном S3 Amazon. Мы проактивно мониторим работоспособность всей инфраструктуры, а также проводим оптимизацию ресурса, чтобы загрузка страниц происходила молниеносно, осуществляем резервное копирование. Фактически сегодня работа ИТ-подразделения заказчика заключается только в управлении подрядчиками: нами как провайдером облачного сервиса и компанией, в функцию которой входит наполнение сайта контентом. За счет этого ИТ-специалисты Castorama экономят 2/3 своего времени.

Зачастую крупные заказчики хотят арендовать стандартные решения с жестким функционалом, например, почту или колл-центр. Мы разворачиваем для них такие сервисы в облаке, настраиваем их по индивидуальному заказу, а затем управляем всем этим.

CNews: Современное облако – это не просто предоставление каких-либо ресурсов по подписке, но и целый набор облачных сервисов. Может ли российский заказчик получить в России что-то подобное тому, что предлагает Amazon?
Максим Березин:

Мы предоставляем отдельные сервисы, подобные тому, что есть у Amazon. Например, интерфейс нашего облака совместим с Amazon Elastic Compute Cloud (Amazon EC2), и, как я уже ранее рассказал, объектное файловое хранилище «Крок Облачные сервисы» является аналогом Amazon Simple Storage Services (Amazon S3).

В дальнейшем, если будет спрос со стороны клиентов «Крок» на некоторые другие сервисы, как у Amazon, конечно же, будем инвестировать в их разработку. Но пока видим перспективы в другом.

Мы уже серьезно вложились в инфраструктуру и вырастили профессиональную команду. У нас первоклассный ЦОД – одна из лучших площадок в стране, сертифицированная по уровню Tier III – Gold Certification of Operational Sustainability. Таких дата-центров в России всего три. Есть все необходимые сертификаты и лицензии, включая PCI DSS, ISO27001 и ISO/IEC 20000:2011. SLA на ЦОД – 99,982, то есть максимально возможный простой составляет всего 93 минуты в год, но по факту ЦОД не приостанавливал свою работу ни на минуту уже в течение 2500 дней, с момента запуска. На облако у нас действует один из самых технологических жестких SLA. В нем прописаны не только ситуации полного отказа сервиса, но и сценарии даже совсем незначительного (до 3%) снижения производительности тех или иных услуг.

Как я уже и говорил наша главная цель – добиться долгосрочных доверительных партнерских отношений. Это позволяет сделать экспертиза команды «Крок Облачные сервисы», благодаря которой мы осуществляем постепенный переход заказчиков от устаревших унаследованных систем к современным облачным решениям. Тем самым помогаем реализовать цифровую трансформацию бизнеса.

КРОК Облачные сервисы – это отдельный бренд, однако мы имеем доступ ко всей узкопрофессиональной экспертизе «Крок», а значит, можем мигрировать в облако любую бизнес-систему и сделать ее работу более эффективной, чем в локальной инфраструктуре.

CNews: Каким вы видите направление «Крок» Облачные сервисы к 2024 г.?
Максим Березин:

Мы уверены, что наш бизнес будет расти: увеличится и количество заказчиков, и степень проникновения облачных услуг. Мы смотрим в сторону финтеха, HR, ритейл-стартапов, которые будут развиваться на базе нашего облака, а затем интегрироваться в бизнес наших заказчиков. В компании «Крок» создан акселератор, в котором выращиваются перспективные проекты. С момента запуска было подано более 250 заявок, около 50 прошли через очную программу. С самыми успешными мы делаем совместные продажи и масштабируем их бизнес на крупных клиентов, что дает нам право называться одним из ключевых акселераторов в стране.