CNews: Какие предпосылки были у проекта?
Роман Евсеев:
Роман Евсеев
На определенном этапе компания решила изменить архитектурный подход, перейдя к более мощным, управляемым и компактным решениям, которые позволяли бы ей решать существующие и перспективные задачи

Главная потребность заказчика заключалась в том, чтобы нарастить вычислительные мощности, размещенные в двух дата-центрах. Сами ЦОДы принадлежат компании «Яндекс», а «Яндекс.Деньги» арендуют в них серверные стойки.

Большая часть ИТ-инфраструктуры «Яндекс.Деньги» в ЦОДах построена на решениях Hewlett Packard Enterprise. Благодаря развитию бизнеса у компании растут и потребности в мощностях, поэтому «Яндекс.Деньги» регулярно проводят закупки оборудования для дата-центра. Со временем оборудования становилось все больше, и на определенном этапе компания решила изменить архитектурный подход, перейдя к более мощным, управляемым и компактным решениям, которые позволяли бы ей решать существующие и перспективные задачи.

До этого проекта мы уже работали с компанией на небольших проектах и видели, как растет ее парк серверов. Поэтому момент, когда ее представители озвучили желание перейти на гиперконвергентное решение и использовать более мощные серверы высокой плотности размещения, не стал для нас неожиданностью.

CNews: Как вы вошли в проект?
Глеб Лопатин:
Глеб Лопатин
Казалось бы, заказчик знает, что ему нужно, видит всех производителей оборудования и может напрямую с ними решать все вопросы, но в реальной жизни ему нужен партнер, который выступит в роли организатора

Мы начали работать с компанией «Яндекс.Деньги» в 2014 году. Тогда для нас было важно получить такого значимого клиента, и мы добились этого, несмотря на сложности преодоления конкурсных процедур. При этом сама компания демонстрировала простое и понятное отношение к подрядчикам, не требуя от них ничего лишнего — только строгого соблюдения взятых на себя обязательств.

В 2015 году объем наших контрактов по поставкам серверов для «Яндекс.Деньги» уже составил около 400 тысяч долларов. Тогда это было простое расширение существующей инфраструктуры, и мы не применяли никаких новых решений. В 2016 году объемы контрактов выросли примерно до 1 миллиона долларов, и работа проходила на фоне изменения требований, поскольку заказчик хотел поменять архитектуру.

После объявления конкурса на реализацию проекта мы включились в работу, и этот конкурсный этап был очень сложным. Но мы совместно с представителями НРE нашли возможность максимально снизить цену, и в результате стали победителями.

Роман Евсеев:

«Яндекс.Деньги» — это небанковская кредитная организация, у которой ключевой акционер — Сбербанк России. Эта организация быстро растет, у нее все время возникают новые потребности, следовательно, постоянно изменяется ИТ-инфраструктура.

До недавнего времени все компании пользовались стандартной архитектурой, которая включала в себя по отдельности хранение, обработку и передачу данных. Недавно на рынок вышли так называемые гиперконвергентные системы, в которых разработчики объединили все три составляющие. Одно из основных преимуществ гиперконвергентности — то, она позволяет быстро и без проблем масштабировать систему.

Больше не нужно тратить деньги на высококлассных узких специалистов, которые занимались бы сетями, СХД и вычислительными комплексами. Не нужны высокие затраты на обслуживание ИТ-инфраструктуры. У вас теперь единая система. Отпадают вопросы планирования развития инфраструктуры, точнее, ее достаточно спланировать один раз, а дальше можно просто наращивать. Если раньше вы покупали коммутатор, а через полгода вам требовался более мощный, то первый вы отправляли на склад или находили ему другое применение. Та же картина была и с серверами, и с СХД. А при гиперконвергентной архитектуре вы просто добавляете устройства, не беспокоясь о том, как же окупить инвестиции в ранее приобретенное оборудование: оно все по-прежнему работает и «отбивает» эти инвестиции.

Поэтому такие решения очень широко востребованы в быстро растущих компаниях. И, если мы говорим о гиперконвергентности, то для нее обязательна виртуализация платформ. К счастью, на сегодняшний день уже почти все сервисы используют виртуальные среды. С учетом этих факторов мы совместно с НРE предложили решение для «Яндекс.Денег» строить на новейшей системе HPE Apollo r2600 и серверах HPE ProLiant XL170r Gen9. И, судя по положительным отзывам заказчика о ее работе, в дальнейшем нам предстоит расширять именно эту систему.

Мы придаем большое значение виртуализации, потому что проблема любого оборудования, и сервера в том числе, заключается в том, что однажды он начинает вести себя нештатно: выходит из строя жесткий диск, ломаются другие комплектующие. А виртуализация позволяет минимизировать влияние «железа»: виртуальная машина вообще не должна «понимать», где физически она размещена. Это дает возможность делать более надежные системы. При классической архитектуре без виртуализации от рисков не спасет даже физическое дублирование компонентов, и это в дополнение к тому, что оно существенно увеличивает стоимость владения системой.

Глеб Лопатин:

«Вместе с коллегами из «Яндекс.Денег» и НРE мы создали новое, современное решение, которое позволит заказчику сделать ИТ-инфраструктуру более надежной, гибкой в построении и масштабировании. И важно, что все это было сделано за небольшие по рыночным меркам деньги».

Роман Евсеев:

«Мы придаем большое значение виртуализации, потому что проблема любого оборудования, и сервера в том числе, заключается в том, что однажды он начинает вести себя нештатно: выходит из строя жесткий диск, ломаются другие комплектующие. А виртуализация позволяет минимизировать влияние «железа»: виртуальная машина вообще не должна «понимать», где физически она размещена. Это дает возможность делать более надежные системы».
CNews: Какие требования были у заказчика к производительности, надежности, доступности систем?
Роман Евсеев:

Из характера бизнеса заказчика видно, что требования были достаточно высокие. Поскольку речь идет о финансовой организации с большим числом онлайн-транзакций, то нет смысла говорить о каком-то определенном проценте доступности. Никто всерьез не рассматривает вариант, что в полном соответствии с SLA онлайн-система раз в год окажется недоступной на пару часов, и все скажут: «Да ничего страшного не произошло, у нас это предусмотрено по договору». Бизнес в этом сегменте не так работает, для него сбои абсолютно недопустимы. Исходя из этой специфики, гиперконвергентная система, основанная на виртуализации, является оптимальным вариантом.

CNews: Расскажите, пожалуйста, об этапах проекта.
Глеб Лопатин:

Обычно исполнитель ИТ-проекта приходит к клиенту, тратит некоторое время на обследование и только потом говорит ему, какое конкретно решение он предлагает для поставленной задачи. Здесь все было не так. У «Яндекс.Денег» сильная и профессиональная ИТ-служба, которая самостоятельно разработала целевую архитектуру.

Казалось бы, заказчик знает, что ему нужно, видит всех производителей оборудования и может напрямую с ними решать все вопросы, но в реальной жизни ему нужен партнер. Он выступает в роли организатора, занимаясь согласованием различных сторон проекта, чтобы обеспечить заказчику максимально выгодное соотношение качества и цены. И более того, производители обычно не продают оборудование напрямую заказчикам, предпочитая действовать через местные партнерские сети.

CNews: Как вы можете оценить взаимодействие с командой «Яндекс.Денег»?
Роман Евсеев:

На высоком професcиональном уровне. Со стороны заказчика проект курировал ИТ-директор компании Дмитрий Круглов. Также была рабочая группа примерно из 10 человек, которая непосредственно взаимодействовала с нами и с НРE.

CNews: Как вы оцениваете результат проекта?
Глеб Лопатин:

Вместе с коллегами из «Яндекс.Денег» и НРE мы создали новое, современное решение, которое позволит заказчику сделать ИТ-инфраструктуру более надежной, гибкой в построении и масштабировании. И важно, что все это было сделано за небольшие по рыночным меркам деньги.

Важно, что нам удалось реализовать проект без споров и пререканий с заказчиком по тем или иным вопросам, как это часто бывает на ИТ-проектах. И со стороны персонала заказчика не было никакого сопротивления новому: инженеры прекрасно поняли, как работать с системой и изначально знали, в чем ее преимущества.

Павел Притула