ИТ-отрасли отступать некуда – нужно выходить на западный рынок

Российская отрасль информационных технологий отстает от уровня передовых зарубежных рынков, но у нее есть возможность сократить этот разрыв. Для ускорения развития нужны совместные действия ИТ-сообщества и государства. О том, как реально можно это сделать, рассказывает Леван Васадзе, генеральный директор группы AT Consulting.

29.05.2017

CNews: Как развитие российского ИТ-рынка соотносится с мировыми ИТ-трендами?
Леван Васадзе:
Леван Васадзе
Наши компании должны активнее завоевывать Запад, как это сделали индийцы и израильтяне, и на западных бюджетах поднимать уровень софистикации и занятость в ИТ-отрасли в России

ИТ-рынок как одна из сфер услуг нашей экономики, отражает ее состояние в целом. Кризис сказался на бюджетах заказчиков, хотя мы уже видим начало восстановления рынка. Это значит, что мы будем догонять мировые тренды, будет повышаться культура аутсорсинга, сокращаться количество кэптивных компаний, об этом я уже несколько раз высказывался. Но полагаю, российская ИТ-отрасль в целом способна на гораздо большее.

Мы пока точно не трендсеттеры и идем в кильватере трендов. Для стратегического перелома в этом направлении размеров нашей экономики недостаточно: наши компании должны активнее завоевывать Запад, как это сделали индийцы и израильтяне, и на западных бюджетах поднимать уровень софистикации и занятость в ИТ-отрасли в России. Это и менеджерский, и государственный, и, если хотите, культурологический вызов. В одиночку с ним никто не справится – нужно консолидировать усилия всей отрасли при поддержке государства.

CNews: Какие отрасли в России, на ваш взгляд, являются самыми перспективными с точки зрения ИТ? Как они будут влиять на развитие ИТ-отрасли?
Леван Васадзе:

Традиционные заказчики – это телеком, банки, госсектор, энергетика; сейчас подтягиваются ритейл, транспорт и логистика, агросектор, производство. Вижу большие перспективы в системах менеджмента социума, которые будут воплощаться не только в виде проекта «Безопасный город», но и в решениях класса Smart City, информатизации ЖКХ.

CNews: Могли бы вы оценить актуальное состояние процесса импортозамещения в ИТ? Каковы его перспективы? Что ваша компания могла бы предложить заказчикам по этому направлению?
Леван Васадзе:

Этот процесс носит наиболее активный характер в госсекторе, и это правильно. У нашей компании есть целый ряд решений и продуктов на базе отечественной разработки, которые позволяют нашим клиентам все меньше зависеть от западных вендоров. Это и комплексные системы безопасности и планирования, и ряд инновационных решений портального типа, продукты для госсектора и другие.

CNews: Как бы вы могли оценить роль государства в регулировании ИТ-отрасли? Какие шаги со стороны государства могли бы улучшить ситуацию в отрасли, сделать ее более конкурентной, повысить качество продуктов и услуг?
Леван Васадзе:
Леван Васадзе
Мы все в одной лодке. Чем больше примеров успешных ИТ-компаний в России, тем выгоднее для каждого из нас

Правительством уже предприняты первые положительные шаги в этом направлении, я бы особо выделил налоговые льготы ИТ-компаниям в сфере занятости. Но этого отнюдь недостаточно для квантового рывка отрасли, в которой именно у России есть все предпосылки стать одной из мировых ИТ-держав.

Россия за последние полтора десятилетия прожила эпоху беспрецедентно дешевых мировых денег (1–2%) в условиях беспрецедентно дорогих у нас (15–20%), это при том, что она один из мировых рекордсменов по низкому уровню госдолга и высокому уровню госрезервов.

Под предлогом борьбы с инфляцией (покажите мне результаты) Центробанк задирает ставки рефинансирования и по сути искусственно сдерживает развитие экономики. И будто бы этого недостаточно: политика ЦБ еще и подчиняется псевдодогмам монетаризма вашингтонского консенсуса и бросает на произвол судьбы национальную валюту и потоки капитала. Результат – мы стоим голыми на ветру, из страны после развала СССР утекло больше двух триллионов долларов (это к извечной дилемме «привлечения инвестиций»), и мы в любой момент можем обнищать еще больше при девальвации рубля от игр спекулянтов. Сравните это с монетарно-фискальной политикой, например, Китая и вы поймете причину разницы наших экономических тенденций, мифическое трудолюбие китайцев здесь ни при чем.

В таком макроклимате трудно всему бизнесу, но особенно трудно таким asset-light отраслям как наша: ИТ-компаниям нечего закладывать в залоги даже таким дорогущим банкам кроме контрактов, исполнение которых в среднем занимает 110 дней; получение оплаты занимает еще примерно столько же. О долгосрочном финансировании развития ИТ-компании даже думать невозможно. При этом такие высокотехнологические отрасли как наша и есть реальнейший сектор экономики XXI века. ИТ обеспечивает людей работой и мотивирует школьников хорошо учить математику с физикой и повышать таким образом интеллектуальный уровень страны.

Так больше продолжаться не может. При колоссальном потенциале наших ИТ-специалистов мы остаемся пигмеями в мировом масштабе. Для сравнения, в России крупной считается ИТ-компания с парой тысяч сотрудников, а в Индии и в США лидеры рынка в отрасли насчитывают по 200-300 тысяч специалистов, и их годовой набор составляет десятки тысяч человек. Это качественно иная подпитка и для системы образования этих стран, и для их научно-технического потенциала.

Чтобы изменить в лучшую сторону архитектонику ИТ-отрасли, государству следует как минимум внедрить ряд стандартных, целевых мер, которые применяются во всем мире в отраслях стратегической важности разных стран исходя из их исторически сложившихся конкурентных преимуществ. В качестве первоочередных мер я бы выделили две: субсидирование ставок банковского финансирования для участников отрасли и поддержка экспортного потенциала путем создания специализированного государственного маркетингового агентства по раскрутке имиджа российских ИТ-компаний и специалистов во всем мире.

Подобные меры практикуются во многих странах в таких отраслях как сельское хозяйство, туризм, ИТ, другие сферы услуг. Я уверен, что в России настало время делать то же самое для ИТ-отрасли – помимо сельского хозяйства, где и так уже многое сделано. Это возможно только при наличии комплексной государственной стратегии развития данного сектора экономики, для этого нужен высокопоставленный совет, состоящий из представителей власти и частного сектора.

Леван Васадзе:

«Главный рынок – США. Он раз в сто больше нашего, и мы должны его «взломать». Преимущество у нас такое же, как у индийцев – и у них, и у нас человеко-день стоит примерно 200 долларов США, и это в 5 раз дешевле чем на Западе. Только индийцы этим воспользовались, а мы – только на уровне утечки мозгов. Это и нужно менять».

CNews: У вас большой опыт развития бизнеса в самых разных отраслях. Есть ли специфика, отличающая AT Consulting от других компаний?
Леван Васадзе:

У каждой отрасли своя специфика, но я бы сказал, что в целом как законы «отраслевой физики», так и законы построения эффективной организации универсальны. Я их практикую и изучаю – страшно подумать – более четверти века. По большому счету, все очень знакомо и понятно. Я бы не входил в нашу отрасль, если бы не верил в ее огромный потенциал, в процессе реализации которого все участники рынка должны сотрудничать.

Мы все в одной лодке. Чем больше примеров успешных ИТ-компаний в России, тем выгоднее для каждого из нас. Есть законы цивилизованной конкуренции, здесь я сторонник корпоративной этики и прозрачности, но в целом считаю, что наша отрасль находится сейчас в начальной стадии своего развития. Я уже проходил это в мобильной связи, страховании, сегментах специализированного ритейла, девелопменте, банкинге, туризме. Я не специалист ни в одной из этих областей, мое ремесло – организационное строительство, метод – опора на отраслевых людей умнее себя. Главное кредо – честность и правильное видение стратегии.

CNews: AT Consulting всегда была известна в том числе и благодаря нестандартной модели управления бизнесом. Как изменится бизнес-модель со сменой руководства?
Леван Васадзе:

Структура остается та же, но мы существенно усилились и повзрослели в части менеджмента бэкофиса, финансов, юридической поддержки, HR и общего управления. Сейчас повышаем мотивацию кросс- и ап-сейлов, укрепляем команду новыми профессионалами.

CNews: В нескольких интервью вы говорили о скором выходе на зарубежные рынки. Каковы планы AT Consulting в этом отношении? Какие именно страны являются приоритетными для AT Consulting? За счет чего компания планирует достичь успеха за рубежом? Какие преимущества помогут конкурировать с местными игроками?
Леван Васадзе:

Главный рынок – США. Он раз в сто больше нашего, и мы должны его «взломать», как это сделали индийцы и израильтяне. Наших там много, но все они атомизированы и работают на других. Полагаю, это глубинный культурологический вызов – мы потеряли веру в свою соборную культуру и стали рабами индивидуализма, который нас и ослабил. Этого не может изменить одна компания или один лидер, это наше общее дело.

А преимущество у нас такое же, как у индийцев – и у них, и у нас человеко-день стоит примерно 200 долларов США, и это в 5 раз дешевле чем на Западе. Только индийцы этим воспользовались, а мы – только на уровне утечки мозгов. Это и нужно менять.