Как взрослеет Startup Village: призеры 2016

На конференции Startup Village 2016, прошедшей в «Сколково» 2–3 июня, присутствовало почти 20 тыс. человек, представители более двух десятков венчурных фондов, частные инвесторы и бизнес-ангелы. В конкурсе участвовало 278 команд, из которых в финал вышло 26 стартапов. Первое место занял проект «МУЛЬТиКУБИК», создающий карманный видеопроектор для семейного пользования.

17.06.2016

«Спорим, если ты ему скажешь, что 1% твоей компании стоит миллион, он купится?». Слышишь — и сразу понимаешь, ты попал на Startup Village (SUV). Фонд «Сколково» уже в четвертый раз провел свой двухдневный «марафон» для технологических предпринимателей и инвесторов. С каждым годом событие собирает все больше участников: в этом за два июньских дня в «Сколково» побывали почти 20 тыс. человек, представители более двух десятков венчурных фондов, частные инвесторы и бизнес-ангелы. Но главное — более сотни проектов, стремящихся построить инновационный бизнес в самых разных областях: от выведения новых видов деревьев и создания приборов, которые не дадут водителям фур уснуть за рулем, до финтех-проектов, способных изменить рынок банковских услуг.

Хорошая новость в том, что с годами SUV становится только лучше. В этом году она, кажется, повзрослела, но не поскучнела. Здесь стало чуть меньше фееричных идей и больше бизнеса. Причем значительно больше бизнеса: крупным компаниям всегда нужны технологии, и мысль о том, что тестировать гипотезы, создавать первые прототипы и запускать пилоты эффективнее с молодыми динамичными командами, которых к тому же необязательно вписывать в контур core-бизнеса, кажется все более привлекательной. «Помните, что бизнес должен, прежде всего, приносить доход», — вот с чего началось обращение заместителя председателя Правительства РФ Аркадия Дворковича на официальной церемонии открытия Startup Village 2016. Президент фонда Виктор Вексельберг отметил, что постоянно развивающаяся инфраструктура иннограда делает «Сколково»

Отраслевые интересы

Даже великие революционеры от технологий звучали в этот раз очень респектабельно. О транспорте будущего в «Сколково»Кнут Зауер, вице-президент Hyperloop One, одной из самых успешных компаний гения коммерциализации технологий Элона Маска. Разрабатывающие концепцию «гиперпетли» инженеры утверждают, что она позволит осуществлять как пассажирские, так и грузовые перевозки на сверхзвуковых скоростях. Говорят, до конца года будет запущено в работу четыре прототипа и первая небольшая труба длиной от 50 до 100 км.

SUV 2016 посетили представители крупнейших российских банков, телеком-операторов, РЖД. И в этом тоже некоторое отличие от предыдущих слетов в «Сколково»: если раньше самой ценной «добычей» для стартапа был венчурный инвестор или представитель фонда, причем лучше зарубежного, то теперь проекты с не меньшим энтузиазмом преследуют руководителей digital-подразделений банков и крупных компаний, чтобы презентовать им свой продукт и предложить экспертизу своей команды и совместный проект. И в этом, кстати, заключается еще один симптом «взросления» российской стартап-экосистемы, которое становится особенно заметно на таких мероприятиях. Команды с большей готовностью меняются — кажется, они стали гибче и рациональнее.

Например, Сбербанк провел в рамках SUV 2016 двухдневный хакатон по большим данным: почти три десятка команд и воинственных технологических одиночек смогли предложить банку свои решения по работе с массивами информации. Совсем необязательно, что идеи, разработанные тройкой победителей, которых выбрал Сбербанк, могут так никогда и не быть реализованы, это не имеет принципиального значения. По словам экспертов, сейчас главное — это найти свежую кровь, молодых профессионалов с подходящими компетенциями и нестандартным видением проблемы.

Обязательным условием для получения статуса резидента «Сколково» по-прежнему остается инновационная составляющая проекта: будь то прорывная научная идея или неповторимое техническое ноу-хау. В этом году в рамках Startup Village было объявлено о начале еще более тесного, чем раньше, сотрудничества «Сколково» с фондом Бортника: в технопарке появится представительство фонда. Этот шаг поможет участникам научного сообщества — и особенно молодым исследователям — полнее войти в экосистему поддержки инноваций. Представители фондов рассчитывают, что смогут привлечь больше молодых ученых к проектной работе.

Финалисты и призеры

Но Startup Village — это не только смотр проектов, это еще и конкурс. В этом году экспертный совет из 278 команд, прошедших предварительный отбор, выделил 26 финалистов, которым предстояло побороться за звание лучшего. Послушать трехминутные питчи конкурсантов во второй день мероприятия могли все присутствующие: череда выступлений и кратких сессий вопрос-ответ от жюри проходили на главной сцене. Качество презентаций и уровень подготовки питчей в этом году были на высоте: возможно, количество перешло в качество, но еще больше хочется верить, что времена любительских выступлений стартапов остались в прошлом. Призовой фонд для тройки победителей по традиции составил p6 млн: p3 млн за первое место, p2 млн — за второе и p1 млн — за третье. Самый скромный приз из тройки победителей достался команде проекта Target Medicals, которая работает над созданием противотуберкулезного препарата нового поколения. Суммарный призовой фонд Startup Village 2016 составил p13,8 млн.

Второе место занял проект AGCT, резидент биомедицинского кластера «Сколково». Как рассказала представлявшая команду на питч-сессии CEO стартапа Марина Попова, компания занимается разработкой уникального метода лечения злокачественных новообразований, возникающих как следствие поражения здорового организма ВИЧ-инфекцией. Создатели комплекса препаратов рассчитывают, что конечный продукт сможет «редактировать» геном человека и поможет ВИЧ-инфицированным больным.

Победителем SUV 2016 стал проект Cinemood, работающий в России под торговой маркой «МУЛЬТиКУБИК». Победа российской команды, вполне успешно продвигающей свой продукт на рынке США и готовящейся в ближайшее время завершить краудфандинговую кампанию на американской площадке Indiegogo, вызвала жаркие споры на просторах российского Facebook’а. «МУЛЬТиКУБИК» — отличный пример «нового» поколения российских стартапов, в которых сильна бизнес-составляющая. Именно это в конечном итоге и оценило жюри, единогласно проголосовавшее за него. Проект был запущен два с половиной года назад и за это время вырос до полноценной команды в 20 человек, работающих над единым продуктом, из России, Дании, Сан-Франциско (США), Австралии и Южной Кореи. В конце 2015 г. они представили вторую – доработанную и обновленную – версию видеопроектора и начали активно продвигать проект на международном рынке.

За плечами «МУЛЬТиКУБИКа» — солидный послужной список программ акселерации, причем не только российских, но и зарубежных. И несмотря на то, что первоначальная идея продукта претерпела лишь минимальные изменения, бизнес-модель постоянно менялась. В январе проект прошел конкурсный отбор в акселератор Bang&Olufsen и стал одним из 15 стартапов со всего мира, которые смогут поработать на датской площадке с апреля по сентябрь 2016 г. «В рамках программы мы получаем доступ к экспертизе инженеров B&O, заключаем лицензионные соглашения с европейскими правообладателями, консультируемся с экспертами Lego и привлекаем европейские инвестиции», — говорит команда. В феврале «МУЛЬТиКУБИК» стал резидентом центра мобильных технологий «Сколково», и это дало проекту существенные налоговые льготы и доступ к безвозмездным грантам на развитие технологии.

«Я прекрасно понимаю, за что нас донимают в Facebook некоторые участники конкурса. Во-первых, мы слишком «мимишные» для них, — рассказал основатель проекта Михаил Буховцев в эксклюзивном комментарии CNews. — Подумайте сами: карманный видеопроектор, ориентированный на семейную аудиторию, — и вдруг принимает участие в конкурсе инноваций. Во-вторых, мы использовали сложный прием: моя дочь представляла продукт на сцене вместе со мной, ей 10 и она – мой первый клиент. По сути, я этот продукт для нее и делал. Жюри увидели идеальную картинку: основатель не только инноватор, но и бизнесмен, который умеет продавать свой продукт, и знает, кому его продавать».

«Вышло так, что никто из остальных участников этого не показал, что, кстати, странно, потому что питч — это 50% успеха, — пояснил бизнесмен. — В-третьих, конкурентов смущает, что проектор собирается на китайской фабрике. Но я был бы идиотом, если бы не использовал лучший вариант из всех возможных и собирал бы проектор в России. Теперь такие возможности появились, и скоро мы перевезем производство. Но раньше, повторю, этих возможностей не было. И еще немного о ненависти конкурентов: она оправдана. Фонда «Сколково» три года награждал проекты, которые нельзя было назвать бизнесом, но можно было назвать инновацией».

«То, что произошло — хороший повод для всех участников пересмотреть взгляд на собственный проект. Грантолюбители больше не смогут получать деньги. Фондам, пусть и государственным, нужны работающие компании», — подытожил Михаил Буховцев. Высокотехнологичная сказка Startup Village 2016 завершилась хэппи-эндом, еще раз подтвердив, что новое поколение стартапов ориентировано, прежде всего, на создание бизнес-продукта.