Сергей Петров, член правления корпорации «Галактика»:

«Внедрение ERP-систем в российской энергетике является очень сложным процессом, так как приходится учитывать не только географическую разрозненность объектов, но и уникальность, многообразие и специфичность информации, а также уровень зрелости ИТ отдельно взятого филиала в рамках одного холдинга. В случае с ДГК нам пришлось сконцентрироваться на таких видах деятельности, как выработка электроэнергии, производство тепла. Причем процесс автоматизации проходил в ситуации различий законодательства регионов и требовал серьезной работы с большим количеством баз данных каждого объекта, имевшего свои особенности».

В последние годы большинство компаний энергетики находятся в стадии «осмысления» своих ресурсов и ИТ-стратегии на несколько лет вперед. Внедрение проектов первой волны, cвязанных с ERP, завершается, но экономические факторы и курс на импортозамещение, а также желание повысить эффективность использования существующих решений заставляют пересматривать сложившуюся ИТ-стратегию в пользу продуктов отечественных компаний, которые позволяют с меньшим бюджетом и на основе более развитой практики для РФ решать не только управленческие задачи, но и локальные отраслевые проблемы.

Автоматизация первого уровня

К счастью, для ДГК проблема импортозамещения перед ИТ-менеджментом компании даже не возникала: c 1996 г., начиная еще c «Дальэнерго», организация использует российскую систему «Галактика ERP». Правда для того, чтобы объединить все автоматизированные процессы в едином информационном контуре, компании ДГК – четвертой по величине установленной мощности территориальной генерирующей компании России и крупнейшему участнику энергетического рынка Дальнего Востока – потребовалось провести колоссальную работу. Уже к 2000-м годам здесь были автоматизированы практически все ключевые процессы – бухгалтерский учет, управление кадрами, финансами, сбытом, логистикой, складской учет и т.д.

После реформирования энергетической отрасли в 2007 г. и образования ДГК внедрение «Галактики» продолжилось во всех филиалах. Чтобы оценить объем проделанной работы, достаточно вспомнить, что ДГК – одна из крупнейших генерирующих компаний России, работающая на 1/10 территории страны. Поэтому было важно не просто быстро консолидировать и обработать огромный объем информации, но и обеспечить необходимый уровень гибкости системы, чтобы оперативно реагировать на изменения в законодательстве, которые в бухгалтерском или налоговом учете происходят достаточно часто.

Ключевым аспектом этого проекта для ДГК стала экономическая составляющая – доступ к ресурсам единой информационной системы на базе «Галактика ERP» филиалы предприятия получили без дополнительных расходов, с использованием каналов с низкой пропускной способностью. Кроме того, проект, безусловно, учитывал специфику и миссию заказчика, которая заключается в обеспечении эффективной и надежной генерации электрической и тепловой энергии, а также выполнении таких задач, как повышение эффективности деятельности, рост финансовых показателей и капитализации.

Дальневосточная генерирующая компания

Источник: ДКГ, 2016

ДГК - четвертая по величине установленной мощности территориальная генерирующая компания России и крупнейший участник энергетического рынка Дальнего Востока.

В процессе реализации проекта на  первом этапе была автоматизирована и синхронизирована операционная деятельность исполнительного аппарата ДГК и  филиалов компании – Хабаровской теплосетевой компании, Нерюнгринской ГРЭС, Лучегорской топливно-энергетической компании (ЛуТЭК), Амурской генерации, Приморской генерации, Хабаровской генерации,  Хабаровской теплосетевой компании, включая их структурные подразделения. В результате этого была создана единая система, полностью покрывающая и интегрирующая большинство ключевых для энергетики бизнес-процессов, которая обеспечила контроль ситуации в холдинге на основе достоверных данных в режиме реального времени и поддержку принятия решений стратегического уровня.

По словам Сергея Петрова, для энергетики этот проект показателен тем, что стал первым и фактически единственным отраслевым внедрением на базе российской ERP-системы, который можно с большим успехом тиражировать. Он уникален как с точки зрения методологии, так и показателей достигнутого эффекта. «Многие компании в этой отрасли строили свою ИТ-систему от конкретных задач, внедряя разрозненные продукты вендоров и собственные разработки, которые могли  решить проблему информированности лишь отчасти. При таком подходе ИТ-система на определенных этапах начинает давать сбои из-за задержек в поступлении информации, – продолжает Cергей Петров. – «Галактика» же пришла в ДГК в 90-е и взяла на себя целый пласт задач, который был формализован и  имплементирован во всех филиалы по единому стандарту с предсказуемым прогнозом дальнейшего развития».

Сегодня такой подход уже можно отнести к категории лучших практик. Он высоко оценивается рынком. Не менее важным является и тот факт, что использование российской ERP-cистемы, которая на 100% соответствует задачам такого заказчика, как ДГК, не требует значительного бюджета на доработку и поддержку, как, например, в случае с зарубежными и некоторыми российскими продуктами.  В период с 2007 по 2015 год эксплуатация системы «Галактика ERP» позволила сэкономить более ₽2 млрд.

5 846,58 МВт
установленная электрическая мощность


12585,1 Гкал./ч.
тепловая мощность


12 778 чел.
численность персонала

Экономия в действии

Показателем прямой экономии от внедрения  ERP является  значительное уменьшение численности персонала благодаря оптимальному использованию всех возможностей системы. Например, в энергохолдингах сокращается численность не только административного персонала, но  и сотрудников, обеспечивающих работу с запасами, выполняющих текущие ремонты и обслуживающих оборудование. Следуя этой логике, можно оценить эффективность использования ERP практически в любой компании &bsp;и получить  количественные данные, которые продемонстрируют результаты от использования системы в долгосрочном периоде.

Расчеты, произведенные на основе данных из годовых отчетов «Дальневосточной генерирующей компании» за 2007-2015 гг., демонстрируют, что после внедрения системы «Галактика ERP» в 2007-2014 гг. потребность в специалистах снизилась на 10%. При этом выработка электроэнергии на предприятиях ДГК за данный период выросла на 21%. При условии сохранения первоначального количества сотрудников избыточные расходы на персонал за данный период времени могли составить более 3,2 млрд руб.

Изменение количества сотрудников

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Количество сотрудников 16 726 16 778 16 426 16 270 16 044 15 410 15 352 15 053
Специалисты 2 681 2 760 2 769 2 804 2 739 2 613 2 636 2 616
Руководство 2 432 2 483 2 428 2 421 2 432 2 395 2 396 2 366
Служащие 182 170 160 149 136 133 138 140
Рабочие 11 431 11 365 11 069 10 896 10 737 10 269 10 182 9 931

Источник: «Галактика», 2016

Сокращение расходов на персонал по годам, ₽млн

Источник: «Галактика», 2016

Помимо этого, оптимальная работа с дебиторской, кредиторской задолженностью и запасами позволила снизить потребность ДГК в оборотном капитале на 50%, освободив более ₽5 млрд на текущую деятельность компании. 

Наибольшая эффективность была обеспечена в работе с запасами и дебиторской задолженностью. Текущий уровень запасов компании составляет ₽5,7 млрд,  а в случае сохранения уровня оборачиваемости на уровне 2007 г. объем запасов превысил бы текущий уровень на ₽2,3 млрд.

«Совокупный положительный эффект в период с 2007 по 2015 г., который возможно оценить, составил не менее ₽3,2 млрд за счет высвобождения персонала и ₽2,3 млрд за счет оптимизации работы с запасами, –  комментирует Cергей Петров. –  По мнению экспертов, помимо усилий менеджмента и оптимизации организационной структуры, не менее половины  экономии обеспечено использованием современных информационных систем, а в  случае с «Галактикой ERP» это не менее ₽2,25 млрд».

При этом рентабельность инвестиций в систему «Галактика ERP» для ДГК составляет более 350% без учета временной стоимости денег, а также не учитывает долгосрочный эффект от использования системы в течение деятельности компании.

Максим Гончаров, генеральный директор «Софт Сервис Групп»:

«Система позволила сделать процессы управления финансами, персоналом, бюджетами, автотранспортом, договорной и претензионно-исковой деятельностью, а также расчет заработной платы, логистику, бухгалтерский и налоговый учет предельно прозрачными. «Галактика» позволяет каждому подразделению ДГК в пределах своей компетенции видеть производственный процесс от заключения договора до прохождения оплаты и выполнения работ. Расположенные географически отдаленно филиалы и подразделения предприятия пользуются всеми преимуществами единого информационного пространства. Это эффективно сказалось на их взаимодействии с головным офисом и между собой».
По пути интенсивного развития

Сотрудничество «Галактики» и ДГК показало, что ERP-проекты в энергетике сопровождаются информатизацией одновременно целого комплекса основных бизнес-процессов, таких как планирование производства электроэнергии и загрузки топливом, торговля на оптовом рынке электроэнергии, строительство и ремонт основного оборудования, а также контроль надежности. Одновременно с этим автоматизации подвергаются управленческие процессы – бухгалтерский и оперативный учет, управление персоналом, инвестиционное, производственное и бизнес-планирование, бюджетирование.

В общей сложности ДГК использует 23 функциональных блока «Галактика ERP». При этом наибольшее количество ИТ-компонент связано с операционной деятельностью, что говорит о высоком уровне автоматизации ручных и рутинных операций, например, таких как сбор и регистрация первичной информации о финансово-хозяйственной деятельности. Это дает возможность перейти на качественно новый уровень развития ИТ – интенсивный, для которого характерна  доработка уже созданной ИТ-инфраструктуры под задачи бизнеса. На этом уровне на первый план выходят процессы оптимизации, контроля и мониторинга производственных процессов.

Возможность перехода к решению такого рода задач наступает после того, как ИТ перестает выполнять сугубо техническую функцию и трансформируется в проводника инноваций, существенно упрощающих ведение бизнеса. Так, многолетнее сотрудничество «Галактики» и ДГК позволило выстроить процесс по управлению ИТ-стратегией с регулярным пересмотром направлений развития, ввести регулярный контроллинг эффективности системы управления и, что самое главное, формализовать процесс оценки уровня удовлетворенности потребителей ИТ, на основе которого происходит постоянное совершенствование функционала «Галактика ERP». Такой подход не только повышает производительность ИТ-ресурсов, но и оказывает существенное влияние на капитализацию и инвестиционную привлекательность ДГК.

Благодаря использованию единого решения у руководства компании появилась возможность контролировать все основные показатели ее деятельности. Сотрудники, в свою очередь, избавлены от необходимости поиска необходимых данных в разных источниках – они могут быстро и качественно сформировать необходимую отчетность и уделить больше внимания анализу ситуации.

К управлению активами и рисками

Особенностью энергетической отрасли является значительная доля основных средств в активе предприятий. Поэтому одна из самых крупных статей затрат таких компаний, как ДГК  – расходы на ремонт и материально-техническое снабжение. Автоматизировать управление этими процессами часто бывает непросто – в условиях «лоскутной» ИТ-инфраструктуры компании вынуждены тратить значительные средства на разработку и интеграцию нового продукта в  единый информационный контур.

В случае с ДГК построение системы управления активами не составит труда. В компании уже существует фундаментальная система управления финансово-хозяйственной деятельностью  на базе «Галактика ERP», организован  процесс контроля данных, а функциональный блок «Галактика ЕАМ», призванный обеспечить развитие производственно-технологического потенциала и управление активами, представляет собой гибкий продукт, который можно бесшовно внедрить, сфокусировавшись  на обеспечении надежности оборудования и мониторинге ключевых показателей эффективности.

Ключевые параметры решения в ДГК

Источник: «Галактика», 2016

«Модуль технического обслуживания и ремонта оборудования (ТОРО) в составе «Галактика ERP» эксплуатируется с 2009 года. На текущий момент в системе накоплено около 300 тысяч документов по заявкам, более 2000 заявок обрабатывается ежемесячно, – говорит Максим Гончаров. – Решение позволяет вести учет всех выполненных работ по обслуживанию, ремонту, замене запасных частей оборудования, а также различных показателей, которые непосредственно влияют на величину интервала «от ремонта до ремонта». После анализа этих данных принимается решение о необходимости ремонта, что дает возможность получить от производства максимальную отдачу».

По его мнению, интеграция с решением «Галактика ЕАМ» – логичный шаг на пути трансформации ИТ-стратегии компании в сторону бизнес-ценностей, который позволит более взвешенно формировать и контролировать бюджет ремонтов, принимать решения по содержанию активов и взаимоотношениям с поставщиками и подрядчиками».