CNews: Расскажите, пожалуйста, что представляет собой сайт Сбербанка, каковы его основные показатели.
Анатолий Новожилов:
Анатолий Новожилов
Сайт - один из важнейших каналов коммуникации с клиентами Сбербанка. По данным Comscore, это 15-й по посещаемости веб-сайт в России, его аудитория составляет около 18 млн посетителей в месяц

Сайт - один из важнейших каналов коммуникации с клиентами Сбербанка. По данным Comscore, это 15-й по посещаемости веб-сайт в России, его аудитория составляет около 18 млн посетителей в месяц. Около 4,5 млн пользователей заходят на сайт с мобильных устройств, и с каждым годом доля мобильных посетителей увеличивается. Большая часть посетителей является клиентами банка. Это видно по характеру поведения пользователей на сайте, а также по посещению предназначенных для клиентов ресурсов «Сбербанк Онлайн», «Сбербанк Бизнес Онлайн», «Спасибо от Сбербанка» и других.

Самые популярные разделы сайта Сбербанка – это курсы валют и сервис поиска ближайших банкоматов и отделений. Также много людей пользуется сервисами подбора банковских продуктов, сравнения продуктов и услуг.

Портрет среднего посетителя в силу большой посещаемости сайта близок к профилю российского интернет-пользователя в целом, поэтому при коммуникации с аудиторией важно правильно ее сегментировать и строить с каждым посетителем максимально персонифицированную коммуникацию, насколько это, конечно, возможно.

CNews: Чем вас не устраивала старая версия сайта?
Анатолий Новожилов:
Денис Доброхотов
В новом проекте мы добивались, чтобы лучшие технологические достижения, применяемые ведущими банками мира, работали и на нас

Развитие собственных цифровых ресурсов Сбербанка – это непрерывный процесс. Дело не в том, что нас чем-то не устраивала предыдущая версия сайта: развитие продиктовано изменением поведения потребителей, растущими требованиями бизнеса и появлением новых технологических возможностей на рынке. На предыдущем этапе в феврале 2014 года мы запустили сайт в современном «плоском» дизайне и новой структуре, поменяли принцип навигации. Сайт был спроектирован исходя из потребностей клиентов банка с применением принципа «три клика до любой услуги».

Денис Доброхотов:

В новом проекте ИТ-служба Сбербанка была сфокусирована на применении современных инновационных технологий, обеспечивающих как высокие показатели надежности, производительности и доступности сайта, так и на возможности адаптации под любое пользовательское устройство. Мы добивались, чтобы лучшие технологические достижения, применяемые ведущими банками мира, работали и на нас.

На наш взгляд, выбранное решение – платформа Backbase Customer Experience Platform (CXP) – одно из самых инновационных и отвечающих нашим запросам. Сейчас веб-сайт Сбербанка стал в 3,5 раза более производительным – это важно для нас, потому что вместе с посещаемостью растет нагрузка на серверы, и нужно поддерживать высокую скорость работы сайта.

CNews: Вы сами выбрали новую платформу или обратились к интегратору за решением? Почему вообще этот проект делал внешний подрядчик, а не ваша кэптивная компания «Сбербанк-Технологии»?
Денис Доброхотов:

Платформу для сайта мы выбрали сами, потому что у Сбербанка есть достаточно квалифицированная команда в области архитектурных решений.

Насчет компании «Сбербанк-Технологии» могу сказать, что она участвует во всех ИТ-проектах банка, но мы всегда ищем баланс при использовании внутренних и внешних ресурсов. В данном случае мы взвесили все возможности и риски, поняли, что для внедрения инновационной платформы понадобится внешняя экспертиза, и объявили конкурс на выполнение работ.

Игорь Хомич:
Игорь Хомич
AT Consulting уже достаточно давно по сравнению со многими другими работает на направлении цифровой трансформации компаний. Наша основная специализация – большие проекты для крупнейших заказчиков

Очевидно, что Сбербанк обладает большим потенциалом для решения ИТ-задач, но следует учесть специфику компании. Это финансовая организация, ИТ-служба которой специализируется на соответствующих системах для ведения счетов клиентов, карточного процессинга, кредитного скоринга и так далее. А в данном случае мы говорим о теме диджитализации, которая сама по себе молодая, и специалистов в ней немного. Отчасти поэтому экспертиза AT Consulting в ней востребована, в том числе и такими организациями, как Сбербанк.

AT Consulting уже достаточно давно по сравнению со многими другими работает на направлении цифровой трансформации компаний. Наша основная специализация – большие проекты для крупнейших заказчиков. И в проекте для Сбербанка мы в полной мере использовали свой опыт консалтинга, разработки и внедрения технических решений.

Анатолий Новожилов:

«Новая платформа дает возможность банку предлагать конкретному человеку те услуги, которые могут быть интересны именно ему, а также настраивать внешний вид сайта с помощью виджетов и быстрее находить нужную информацию».

Денис Доброхотов:

«На наш взгляд, выбранное решение – одно из самых инновационных и отвечающих нашим запросам. Сейчас веб-сайт Сбербанка стал в 3,5 раза более производительным – это важно для нас, потому что вместе с посещаемостью растет нагрузка на серверы, и нужно поддерживать высокую скорость работы сайта».

Игорь Хомич:

«Лучшие банки мира развивают бесшовную цифровую среду, в которой нет разделения на сайт и ДБО. Они создают омниканальные, мультиканальные услуги. И, как мы видим, Сбербанк уже ступил на путь этой трансформации – он сейчас не просто идет в ногу с рынком, с уровнем развития своих клиентов, а несколько опережает его, завершая проекты к тому времени, когда они станут еще более актуальными».
CNews: За счет чего AT Consulting победила в конкурсе?
Денис Доброхотов:

Все ИТ-конкурсы Сбербанк проводит одинаково, они открытые, мы приглашаем всех участников. В данном случае AT Consulting качественно выполнила тестовое задание – оно, кстати, было потом использовано в проекте, – и предложила лучшую цену. Это была честная борьба, в которой мы получили от исполнителя ценовое предложение ниже наших ожиданий и в конечном итоге сэкономили на проекте.

CNews: Опишите, пожалуйста, созданное решение.
Игорь Хомич:

В основе решения стоит платформа Backbase CXP, ориентированная в первую очередь на динамическую адаптацию сайта под различные клиентские устройства. Хорошо продуманная разработчиками специализация позволяет платформе предоставлять посетителям единый интерфейс сайта и одновременно обеспечивает его персонализацию и таргетирование контента.

При этом платформа не отягощена лишней функциональностью – это мощное и легкое современное решение. До нашего проекта в России еще не было ни одного ее внедрения в крупных организациях.

AT Consulting занималась разработкой новых сервисов и модернизацией существующих, разработкой адаптивных сеток, которыми будут пользоваться контент-менеджеры. В целом получился портал, очень удобный и для посетителей, и для работающих с ним сотрудников Сбербанка.

Затем провели интеграцию. Это серьезная задача, но мы выполнили ее без срывов, потому что старались воспроизвести ранее реализованные интеграционные потоки.

CNews: В чем преимущество нового сайта перед старым?
Анатолий Новожилов:

Новая платформа дает возможность банку предлагать конкретному человеку те услуги, которые могут быть интересны именно ему, а также настраивать внешний вид сайта с помощью виджетов и быстрее находить нужную информацию. Пользователь может взять тот виджет, который ему интересен, и поместить его на главную страницу сайта. Система запоминает настройки, и при дальнейших посещениях пользователь будет видеть то, что ранее настроил – курс валюты или что-то иное.

Игорь Хомич:

Раньше у Сбербанка было 83 региональных сайта, и контент каждого из них имел свои местные особенности. Сейчас есть один сайт, который формируется на основе геотаргетирования. Мы, в частности, используем для этого традиционные cookie-файлы, содержащие самую общую информацию о посетителе.

Если смотреть на «внутреннюю кухню», то раньше банк использовал классическую CMS-систему, и вся разработка велась через верстку веб-страниц. В общих чертах, был такой подход: дизайнеры отрисовывали страницы, верстальщики их верстали и выкладывали на сайт. Таким образом, увеличивался объем информации на сайте, росло число страниц.

Сейчас внедрен принципиально иной подход. Мы создали элементы, из которых в бэк-офисной части сайта можно построить страницу как в конструкторе, просто перетаскивая их мышкой и выстраивая в нужном порядке. Больше нет прямой верстки страниц, все страницы формируются динамически. Благодаря этой технологии и стала возможной персонализация сайта для каждого посетителя.

Нельзя недооценивать и значение аналитики. Вопрос использования статистики, анализа получаемой информации – это вопрос планомерного развития. Сайт – это инструмент бизнеса в том смысле, что полученные знания будет использовать маркетинг при дальнейшем развитии ресурса и продвижении принятой ранее стратегии. Аналитика дает возможность исследовать рынок, изменять предложения продуктов, идентифицировать точки спроса и развивать цифровые каналы продаж. Без современных технологий это вообще невозможно.

CNews: Как посетитель может почувствовать на себе инновационность решений нового сайта Сбербанка? Какие удобства он получает, меняется ли модель потребления клиентами банковских продуктов?
Анатолий Новожилов:

Из внешних изменений и удобств, которые получает пользователь, я бы отметил адаптивность дизайна под различные устройства посетителей. Сайт имеет верстку, автоматически подстраивающуюся под экран пользователя. Но значительная доля изменений имеет глубинный характер, и цель их – помочь посетителю быстро найти на сайте интересующую его информацию.

Типичный пример: человек хочет заказать банковскую карту, причем не обязательно у нас, он еще не выбрал банк. Он делает запрос в поисковой системе и по ссылке в поисковый выдаче переходит на сайт Сбербанка. Сайт поймет, по какому поисковому запросу пришел пользователь, и автоматически настроится под него. Так человек быстро сможет посмотреть варианты карт, сравнить условия их получения и использования, сделать выбор. Это и есть учет потребностей посетителя сайта.

Также новая платформа позволяет отслеживать, в какие разделы заходит человек, какие сервисы ему интересны, и далее поднимать приоритет отображения этих сервисов и информации под данного пользователя.

Игорь Хомич:

Большой поток посетителей дает в итоге достаточно объективную аналитику, которую сотрудники подразделения маркетинга используют для улучшения работы сайта и представленных на нем сервисов.

Сейчас на главной странице банка размещены настраиваемые виджеты сервисов «Погода», «Наши новости», «Курсы валют» и «Поиск отделений». Это популярные сервисы, поэтому их вынесли на главную страницу. Какие-то другие сервисы, наоборот, могут показывать худшую статистику по сравнению с ожидаемой – нужно будет разобраться в причинах и либо улучшить их, либо убрать поглубже, если интерес падает по независящим от банка причинам. Все эти действия доступны команде банка, отвечающей за контент сайта.

CNews: Расскажите, пожалуйста, о работе проектной команды.
Игорь Хомич:

Успех проекта, на мой взгляд, заключался в том, что была создана единая команда AT Consulting и Сбербанка – вместе работали ИТ-специалисты и заказчика, и подрядчика. Это была очень динамичная и творческая работа. Причем в ней участвовали не только мы, Сбербанк и «Сбертех», были еще представители дизайн-бюро, независимые тестировщики, другие подрядчики. Со стороны ИТ Сбербанка проект возглавлял бизнес-партнер офиса CIO Антон Литвинов.

Что еще важно: благодаря зрелому подходу руководства Сбербанка к проекту мы смогли наладить прочные горизонтальные связи, что позволяло многие вопросы решать быстро и непосредственно на уровне проектной команды. Уровень исполнителей позволял каждому по праву считать себя лидером в своей области, и, если возникала необходимость менять процессы – они действительно менялись на ходу, не возникало никаких формальных проблем.

CNews: Проект был завершен в запланированные сроки?
Денис Доброхотов:

Активная совместная работа, о которой рассказал Игорь Хомич, позволила нам уложиться и в сроки, и в бюджет. Уже в октябре 2014 года мы запустили первую пилотную версию сервисов на новой платформе – это стало важным психологическим моментом, показавшим, что мы действительно достигаем поставленных целей и у нас хорошие перспективы успешно завершить проект в целом.

1 декабря мы запустили тестовый портал – его уже смогли оценить и не вовлеченные в проект сотрудники Сбербанка, и все, кому это было интересно. Это был серьезный успех, потому что мы получали в основном положительные отзывы. Далее команда занималась доработкой всей инфраструктуры – это, как вы понимаете, достаточно сложная работа по обеспечению производительности, надежности и доступности систем и оборудования для работы под серьезной нагрузкой. И, наконец, мы перешли к этапу запуска в эксплуатацию нового сайта Сбербанка.

CNews: Можете ли вы сейчас оценить результаты проекта?
Денис Доброхотов:

Некоторые новые сервисы раньше было бы невозможно или очень сложно предоставлять клиентам, поскольку их реализация на старых технологиях занимала бы слишком много времени. Если же говорить про оценку каких-то финансовых показателей, то мы еще не делали замеры, должно пройти больше времени.

Игорь Хомич:

На мой взгляд, самое интересное в этом проекте не сиюминутный финансовый результат, а факт становления организации нового типа, которая может капитализировать свои инновации уже в новом информационном обществе, которое создается сейчас в России.

Лучшие банки мира развивают бесшовную цифровую среду, в которой нет разделения на сайт и ДБО. Они создают омниканальные, мультиканальные услуги. И, как мы видим, Сбербанк уже ступил на путь этой трансформации – он сейчас не просто идет в ногу с рынком, с уровнем развития своих клиентов, а несколько опережает его, завершая проекты к тому времени, когда они станут еще более актуальными.

Павел Притула