Спецпроекты

На страницу обзора
Транспортной отрасли требуется автоматизация буквально каждого процесса
Об основных направления информатизации транспортной отрасли в России, наиболее интересных и значимых проектах в интервью CNews рассказал Александр Гольцов, генеральный директор «АМТ-Груп».

Александр Гольцов

CNews: Как вы оцениваете динамику российского рынка автоматизации транспортной отрасли?

Александр Гольцов: Как отмечается в Концепции развития транспортной отрасли России до 2030 года, транспорт является одной из крупнейших системообразующих базовых отраслей, имеющей тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. Именно поэтому ее развитию уделяется особое внимание. Реализация концепции разбита на два этапа, на первом из которых планируется завершение модернизации транспортной системы и создание основы для дальнейшего развития, а на втором (2016–2030 годы) – интенсивное, инновационное развитие транспортной системы по всем направлениям. ИТ, как и в любой другой отрасли, могут сделать этот процесс более динамичным и эффективным. Более того, без их применения достичь поставленных целей будет невозможно.

В области автоматизации транспортной отрасли в последние несколько лет отчетливо видна положительная динамика. Доминирующее положение в сфере транспорта сегодня занимает негосударственный сектор. Коммерческими предприятиями выполняется от 70% до 100% грузовых перевозок на различных видах транспорта (автомобильном, железнодорожном, внутреннем водном, морском и авиационном). В перевозке пассажиров государство занимает значительно большую долю (за исключением водного и воздушного транспорта). Рост автоматизации происходит не только благодаря государственному финансированию, но и за счет усиления конкуренции частных компаний. Тем не менее, государство выделяет большие объемы средств в рамках федеральных целевых программ. Задействуются как средства федеральных и региональных бюджетов, так и частные инвестиции.

Информатизацию отрасли можно разделить на несколько блоков: автоматизация деятельности транспортных предприятий, повышение удобства потребителей транспортных услуг, автоматизация процесса взаимодействия пассажиров и предприятий (электронные услуги) и управление транспортной инфраструктурой страны. Каждое из этих направлений развивается сегодня высокими темпами.

CNews: Какие технологические решения пользуются максимальным спросом со стороны транспортных предприятий?

Александр Гольцов: Сейчас наблюдается высокий спрос на внедрение систем GPS/ГЛОНАСС, используют технологию как частные, так и государственные предприятия. Системы применяются на всех видах транспорта и позволяют решать задачи контроля и управления в самом широком диапазоне: планирование и оптимизация маршрутов, соблюдение графиков движения, мониторинг ситуации, информирование потребителей, контроль расхода топлива и многие другие.

Далее стоит отметить сегмент интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Интерес к этим технологиям проявляет государство, поскольку такие системы решают задачи организации дорожного движения в масштабах города и страны. Хотя элементы ИТС успешно используются и частными компаниями при реализации отдельных проектов, например платных участков дорог.

Затем идет широкий спектр технологических решений по автоматизации транспортных предприятий. В этом сегменте нет значительных отраслевых отличий от других секторов экономики. ИТ-инфраструктура, информационные системы и системы управления, информационная безопасность и прочее. Отдельная особенность отрасли – организация взаимодействия с «удаленным» персоналом (водителями, машинистами), координация их действий, огромное внимание к вопросам безопасности.

Стоит также отметить технологии, предназначенные для повышения удобства пассажиров и других участников дорожного движения. Это и Wi-Fi в общественном транспорте, и информирование пассажиров (время прибытия транспорта, информация о его работе и так далее), мобильные приложения по заказу транспорта, электронные услуги (регистрация, покупка билетов, смс-информирование и прочее).

И отдельно стоит важный блок задач по обеспечению безопасности на транспорте.

CNews: Можно ли сказать, что законодательные инициативы «толкают» российский рынок автоматизации транспортной отрасли вперед?

Александр Гольцов: Да, но это не относится ко всем технологическим решениям. Государство регулирует социально значимые вещи. Например, уже упоминавшаяся выше Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, или же 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Недавно разработан проект Концепции развития интеллектуальных транспортных систем в Российской Федерации, на региональных уровнях принимаются государственные программы, как, например, «Развитие транспортной системы Москвы на 2012–2016 годы». В рамках целевых программ выделяются средства на развитие отрасли. Также можно отметить созданную по поручению Правительства РФ систему ЭРА-ГЛОНАСС. Что касается нерегулируемых сегментов рынка, то тут все развивается самостоятельно.

CNews: Как идет развитие интеллектуальных транспортных систем (ИТС)?

Александр Гольцов: Вопросам создания и развития интеллектуальных транспортных систем уделяется сейчас огромное внимание. В конце прошлого года Министерством транспорта был создан экспертный совет по интеллектуальным транспортным системам. Основные задачи Совета – содействие развитию рынка ИТС в России, разработка единых отраслевых стандартов. В апреле этого года уже был представлен проект «Концепции развития интеллектуальных транспортных систем в Российской Федерации».

goltsov_best_telo.jpg

Александр Гольцов: Наблюдается высокий спрос на внедрение систем GPS/ГЛОНАСС

Создание любых ИТС-систем для городов масштаба миллионников – задача крайне сложная. Каждая система имеет два больших сегмента. Первый – создание единой сети, связывающей основные элементы транспортной инфраструктуры: каждый светофор, каждое информационное табло, системы информирования участников дорожного движения, датчики определения загрузки дорог, системы парковок и так далее. Второй сегмент – должны быть спроектированы информационные системы с соответствующей логикой, которые будут всем этим управлять. Системы информирования пассажиров, водителей на трассах, системы управления транспортными потоками – светофоры, системы определения загрузки дорог, системы видеонаблюдения на парковках, система соблюдения правил дорожного движения – видеофиксация скоростного режима, выезда на выделенные полосы. Это далеко не полный перечень систем, входящих в ИТС.

Создание ИТС такого масштаба для крупного города – задача крайне сложная, системы создаются постепенно. Мы участвуем в ряде проектов в рамках создания общегородских ИТС-систем Москвы и Санкт-Петербурга. Процесс идет и, я думаю, уже в самом ближайшем будущем станет привычным то, что сейчас все еще вызывает удивление – «умные остановки», сообщения о пробках, автоматическая регулировка транспортных потоков и многое другое.

CNews: Как развивается российский рынок систем позиционирования?

Александр Гольцов: Рынок систем позиционирования глобально поделен на две части – систем позиционирования на открытых пространствах и внутри помещений. Первый – GPS/ГЛОНАСС, данные системы в настоящий момент все больше и больше проникают в системы управления транспортными предприятиями, будь то пассажирский или грузовой транспорт. Применение этих систем резко увеличивает эффективность работы предприятия, поэтому все больше транспортных средств оснащается спутниковой навигационной аппаратурой и все больше компаний осваивают эту современную технологию.

Тем не менее существует ряд факторов, ограничивающих применение спутниковых систем. Прежде всего, это точность позиционирования, которая для существующих спутников GPS и ГЛОНАСС составляет 6–15 м. Такой точности вполне достаточно для отслеживания транспорта на городской улице или междугородной трассе, но в ограниченном пространстве транспортных дворов, стоянок, сортировочных путей ошибка в 6–15 м слишком велика. Кроме того, при определенных условиях спутниковый сигнал может не достигать приемника или приходить со значительными искажениями. Например, практически невозможно определить точное местонахождение объекта внутри помещений, уровень приема сигнала от спутников может серьезно ухудшиться под плотной листвой деревьев, нормальный прием сигналов могут нарушить помехи от различных наземных радиоисточников.

В таких случаях оптимальным решением может стать применение наземных систем позиционирования в реальном времени – Real Time Location Systems (RTLS). Рынок этих систем у нас пока еще только начинает развиваться, в отличие от западных стран. С 2012 года мы, совместно с компанией РТЛС, развиваем проект по разработке таких систем.

CNews: Какое применение системы RTLS находят на транспортных предприятиях?

Александр Гольцов: Система RTLS обеспечивает в режиме реального времени идентификацию, позиционирование, визуализацию перемещений контролируемых объектов (людей, транспортных средств, механизмов и предметов) на плане, автоматическую фиксацию нарушений заданных правил, накопление информации о перемещениях с возможностью ретроспективного анализа и многое другое. Система может работать как автономно, так и в интеграции с другими автоматизированными системами.

Оснащение системой позиционирования реального времени трамвайных и/или троллейбусных парков, автопарков, локомотивных и вагонных депо, терминалов и крытых дворов в сочетании с использованием спутниковых систем навигации обеспечивает полный непрерывный контроль местонахождения и перемещения транспорта и персонала компании.

Это позволяет не только контролировать движение транспортных средств, но и в режиме реального времени отслеживать соблюдение графиков погрузочно-разгрузочных работ и обслуживания подвижного состава, контролировать его размещение на стоянках. Дистанционный мониторинг занятости стоянок, моек, зон и постов диагностики, ремонтных зон и мастерских позволяет диспетчеру, с одной стороны, обеспечить их максимальную загрузку, а с другой – минимизировать время простоя транспортных средств. Таким образом, одновременно повышается эффективность работы вспомогательных служб и коэффициент полезного использования подвижного состава. Контроль над действиями персонала также решает одновременно несколько задач – от обеспечения безопасности на объекте до предотвращения нарушений и противоправных действий (например, воровства).

Помимо этого метки, размещенные на транспортном средстве, дают возможность фиксировать опасные для груза, транспортного средства или окружающих предметов толчки, а также в режиме реального времени передавать на сервер системы данные о массе перевозимого груза, что открывает широкие возможности автоматизации контроля транспортных средств – от выявления различных нарушений до оптимизации использования.

CNews: Есть ли уже примеры внедрений системы?

Александр Гольцов: В прошлом году мы внедрили созданную на базе RTLS систему позиционирования и мониторинга транспортно-погрузочных средств в закрытом помещении («Стальной проволочный цех 1») головного предприятия «Северсталь-Метиз». Основное назначение системы – мониторинг работающих в цехе погрузчиков. Все работающие в цехе 50 погрузчиков оснащены специально созданными в процессе внедрения системы метками для транспортных средств с датчиками груза на стреле погрузчика. На данном этапе система RTLS обеспечивает решение задач по контролю скорости погрузчиков с целью обеспечения производственной безопасности и контролю использования погрузчиков, в процессе которого определяется время нахождения каждого погрузчика на объекте, время его работы и время простоя. На следующем этапе планируется решение задачи контроля процесса отгрузки готовой продукции.

В одном из аэропортов Москвы мы также в прошлом году реализовали пилотный проект по отслеживанию действий персонала, в частности, для контроля сохранности багажа.

CNews: Расскажите, пожалуйста, о подземных городах и ИКТ-проектах в них. Каковы характерные черты этих проектов?

Александр Гольцов: Наша работа по автоматизации предприятий транспорта началась с метрополитенов. Основная задача, которая ставилась перед нами тогда, в 1997 году (и которая не теряет актуальности и сегодня) – обеспечение безопасности пассажиров. Для ее решения необходимо, в первую очередь, обеспечить полный контроль над ситуацией на всей территории метрополитена и управление транспортным предприятием. Таким образом, первое, что было создано в рамках нашего сотрудничества (не считая инфраструктурной основы – сети передачи данных), – это ядро системы управления и безопасности, ситуационный центр.

Основные задачи ситуационного центра: мониторинг текущей ситуации на объекте, видеонаблюдение, прием и обработка информации о происшествиях, управление работой всех служб. Ситуационный центр – это центр принятия решений, оперативно поступающая и обрабатываемая информация дает возможность контролировать картину развития событий в целом, быстро привлекать экспертов для анализа ситуации и оперативного принятия решений. Помимо этого, ситуационный центр обеспечивает необходимой информацией руководство метрополитена и его служб.

Безусловно, ситуационный центр не может работать сам по себе. Его жизнедеятельность обеспечивают системы видеонаблюдения на станциях, в вестибюлях и вагонах, системы экстренной связи, контроля доступа и многие другие.

CNews: Какие проекты «АМТ-Груп» для компаний транспортной отрасли вы можете назвать самыми масштабными и интересными?

Александр Гольцов: Большим и интересным проектом стало участие в создании ИТС г. Москвы, которая обеспечивает управление транспортными потоками в городе на основе данных, полученных с видеокамер, датчиков движения и других устройств мониторинга. «АМТ-Груп» участвовала в строительстве подсистемы передачи данных, которая обеспечивает передачу данных всех информационных систем в единый ситуационный центр организации дорожного движения, а также обеспечивает удаленное управление светофорными объектами и другими элементами системы организации дорожного движения. Также мы провели комплекс работ по созданию сетей передачи данных (СПД) для подключения камер на МКАД, включая монтажные и пусконаладочные работы; внедрили систему управления СПД.

По оценке специалистов, сегодня наиболее активным во внедрении ИТС в дорожной сфере в России является Санкт-Петербург, где ИТС используются на Западном скоростном диаметре (ЗСД) и Кольцевой автодороге (КАД). ИТС также используются на трассах госкомпании «Автодор» (М-1 «Беларусь», М-3 «Украина» и М-4 «Дон»). И в этих проектах «АМТ-Груп» принимала участие.

Нашими специалистами выполнены проектные работы по созданию ряда программно-аппаратных комплексов для Центра управления дорожным движением Западного скоростного диаметра, таких как системы сбора оплаты на нескольких участках ЗСД, системы управления пунктом взимания платы, автоматизированные системы управления дорожным движением, инфраструктура информационной системы и сеть передачи данных, а также комплексное оснащение поста диспетчерского управления. Помимо этого проведены разработка проектной документации, пуско-наладка оборудования и приемо-сдаточные испытания сети передачи данных и инфраструктуры информационной системы объекта «Новый выход на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва – Минск».

Более 15 лет «АМТ-Груп» ведет активную работу с Московским и Санкт-Петербургским метрополитенами, и 2014 год не стал исключением. Мы выполнили проекты по оснащению новых станций колоннами экстренного вызова, модернизации систем видеонаблюдения и сетей передачи данных. В прошлом году «АМТ-Груп» представила новые информационные терминалы и колонны экстренного вызова. Для новых терминалов специалисты «АМТ-Груп» создали специализированную информационно-навигационную систему для пассажиров московского метрополитена. Навигация в метро, маршруты проезда в аэропорты и на вокзалы, карта окрестностей, оперативное извещение в чрезвычайных ситуациях и многие другие информационные сервисы терминалов направлены на повышение качества обслуживания пассажиров.

Стоит упомянуть также работу с аэропортами Москвы. Для Международного аэропорта Шереметьево был создан распределенный ЦОД, позволивший объединить ресурсы двух уже имеющихся ЦОД в единую инфраструктуру управления данными на базе решения Cisco-NetApp. В Международном аэропорту Домодедово мы сделали очень интересный пилотный проектсенсорный киоск (а точнее, терминал общего доступа, ТОД), выполненный на базе программного обеспечения Indeed ID и киоска от Zorgtech, оснащенный сканером ладони Fujitsu PalmSecure и считывателем бесконтактных RFID-карт.

CNews: Как будут развиваться решения для транспортной отрасли? Какие тенденции станут ключевыми в среднесрочной перспективе?

Александр Гольцов: На транспортных предприятиях широкий простор для автоматизации буквально каждого бизнес-процесса – от технического обслуживания автопарка и оптимизации маршрутов до обслуживания пассажиров. В среднесрочной перспективе мы должны получить комплексные системы управления полным циклом обслуживания транспортного предприятия. Этот рынок в России практически не развит.

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Analytics: Рейтинг крупнейших поставщиков ИТ для транспортных компаний 2014
Город Совокупная выручка от ИТ-проектов в транспортной отрасли в 2013 г., iтыс.
1 Москва 5 823 428
2 Москва 3 058 378
3 Москва 2 412 388
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Рейтинг крупнейших поставщиков ИТ для авиации 2014 - м
Город Совокупная выручка от ИТ-проектов в авиации в 2013 г., iтыс.
1 Москва 2 905 460
2 Санкт-Петербург 2 873 833
3 Москва 507 146
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Рейтинг крупнейших поставщиков ИТ для транспортных компаний 2014 - м
Город Совокупная выручка от ИТ-проектов в транспортной отрасли в 2013 г., iтыс.
1 Москва 5 823 428
2 Москва 3 058 378
3 Москва 2 412 388
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Рейтинг крупнейших поставщиков ИТ для авиации 2014
Город Совокупная выручка от ИТ-проектов в авиации в 2013 г., iтыс.
1 Москва 2 905 460
2 Санкт-Петербург 2 873 833
3 Москва 507 146
Подробнее