Спецпроекты

На страницу обзора
Импортозамещение позволит российскому рынку BPM расти на уровне мирового

В ближайшие годы мировой рынок BPM будет расти, по разным оценкам, на 9-12% в год. Российский имеет все шансы развиваться такими же темпами, по крайней мере в текущем и следующем году. Причина — рост спроса на отечественные системы управления бизнес-процессами. Первыми начнут миграцию пользователи облачных решений, за ними — владельцы платформ иностранных производителей.

Мировой рынок BPM: рост небыстрый, но уверенный

В 2021 г. объем мирового рынка управления бизнес-процессами (BPM), по разным оценкам, составил от $9,2 млрд (оценка IMARC Group) до $12,18 млрд (Grand Viiew Research). Расти рынок будет по оценке первой компании до 2027 г. на 14,2% ежегодно, по прогнозам второй на тот же период — на 19,8%.

В 2027 г. рынок BPM (аналитики включают в это понятие программное обеспечение, а также сопутствующие услуги по моделированию, автоматизации, интеграции, мониторингу, оптимизации бизнес-процессов, управлению контентом и документами) по оценке ряда аналитиков будет в районе $20 млрд. Прогноз IMARC Group —$20,3 млрд, ResearchandMarkets — $19,2 млрд (среднегодовой рост 9,1%), Global Industry Analysts — $21,5 млрд (9,1%).

Различные сегменты рынка будут расти с разной скоростью. Так, по прогнозу Global Industry Analysts, продажи BPM-платформ будут расти на 10,6% в год, а услуг — на 14,2%, правда, на ПО в 2027 г. по-прежнему будет приходиться большая часть рынка, $12,3 млрд.

Также опережающими темпами будет развиваться сегмент облачных решений, их продажи, как полагают в ResearchandMarkets, в 2027 г. достигнут $14,6 млрд (рост — 9,1%, on-premise продуктов — всего 8%).

Еще быстрее, по оценке Technavio, увеличатся затраты на обучения управлению бизнес-процессами: в 2022-2026 г. они будут расти на 12,77% в год и достигнут $1,76 млрд.

В целом можно сказать, что все аналитики предсказывают рынку BPM в ближайшие годы рост, может быть не такой быстрый, как у наиболее «горячих» направлений, таких как безопасность и облачные сервисы, но устойчивый и выше, чем в среднем по рынку.

Мировые тренды: совершенствование в реальном времени

Компании вынуждены подстраиваться под постоянно меняющуюся реальность и все чаще используют BPM, автоматизируя процессы для стратегических операций. При этом BPM-системы становятся все более технологичными для того, чтобы удовлетворять меняющиеся потребности клиентов, отмечают аналитики.

По их мнению, в числе мировых трендов на 2022 г. — все более активное применение BPMS в рутинных операциях. Анализ, моделирование и улучшение бизнес-процессов больше не рассматриваются как сложный проект. BPMS помогают сотрудникам быстро и просто совершенствовать отдельные операции, и такое совершенствование мало связано с реорганизацией компании в целом. А значит, можно, ежедневно отслеживая производительность труда, моментально реагировать на возникающие ситуации.

Второй тренд связан с влиянием гиперавтоматизации на бизнес-процессы. Еще недавно они выстаивались по заранее прописанным правилам. Теперь бизнес-процессы формируются на основании прогнозов, что дает возможность своевременно адаптироваться к внешним условиям.

Продолжением этого тренда является переход от описания бизнес-процессов к их реализации гибкими BPM-командами. Такая возможность появилась благодаря автоматизации, использованию искусственного интеллекта, обработке больших данных и их интеллектуальному анализу. BPM-проекты могут реализовываться короткими спринтами, а значит, бизнес быстрее ощутит их результаты.

Еще недавно BPM был направлен исключительно на автоматизацию бизнес-процессов. Теперь, благодаря использованию данных из множества систем, появилась возможность запускать сценарии, ориентированные на пользователей. Речь идет по появлении таких сервисов, как, например, «Навыки как услуга» (Skills-as-a-Service), позволяющих формировать индивидуальный подход к обучению.

Еще один мировой тренд — оценка усилий клиентов (Customer Effort Score). Тщательно разработанные сервисы оказываются бесполезными, если с их помощью клиенты не могут достичь поставленной цели. BPMS дает возможность оперативно менять как интерфейс, так и внутренние процессы для того, чтобы сделать сервисы более удобными.

Растущая интеграция BPM с интернетом вещей является одним из ключевых факторов роста рынка. Интеграция BPM с интернетом вещей позволяет компаниям анализировать большие объемы данных для принятия эффективных решений.

В новой реальности бизнес вынужден будет постоянно трансформироваться, и основой этой трансформации станут BPM-системы. Они обеспечивают связь между стратегией, организацией, людьми, данными и технологиями. Сквозные бизнес-процессы, в том числе и выходящие за границы организации, помогают перестраивать бизнес в режиме реального времени и принимать самые эффективные управленческие решения.

Российский рынок ждет роста

На российском рынке в текущем году увеличился спрос на отечественные BPM-системы. «В начале весны к BPM-вендорам был повышенный интерес со стороны потенциальных клиентов. Часто это была «разведка»: если уйдут западные решения, которые уже используют компании, какие существуют возможности для срочного импортозамещения? Впоследствии стало понятно, что проблема миграции в этом сегменте у многих компаний не требует незамедлительного решения и можно пока продолжать работать на старой инфраструктуре», — рассказывает Анна Кузнецова, руководитель практики BPM компании Naumen.

Крупнейшие поставщики BPMS

Совокупная выручка топ-10 участников рейтинга крупнейших поставщиков BPM-систем в 2021 г. увеличилась на 39,3%.

Выручка в 2021 г., ₽тыс с НДС
1584000
1111200
1037938
1018283
960000
614592
570998
483800
476400
470000

Перейти к полному рейтингу

Коммерческий директор ELMA Андрей Чепакин выделяет три вида запросов клиентов. Первый — прямое импортозамещение зарубежной BPMS. В этом случае компания для критичных бизнес-процессов использует BPMS от зарубежного вендора, при этом система установлена on-premises, т.е. система не перестанет работать в моменте, но процессы критичны и риск высокий.

Второй — импортозамещение доработок зарубежной ERP. Компания планировала в 2022 г. реализовать проект автоматизации на ERP в интересах одного из своих департаментов, но сейчас не совсем понятно, зачем вкладывать деньги в настройку зарубежной ERP. Компания начинает искать альтернативы для реализации проекта и приходит к идее использования BPMS.

Третий вид запросов связан с импортозамещением специфичного нишевого коробочного продукта или сервиса. В таких кейсах необходимо быстро импортозаместить локальную систему, и главное здесь — скорость. Не все зарубежные коробки имеют аналоги в РФ.

Опрошенные CNews эксперты по-разному видят итоги 2022 г. для российского рынка BPMS. В компании «ДоксВижн» прогнозируют рост на 7–10%. «Мы уже увеличили продажи в 2022 году на 11% год к году», — уточняет Владимир Андреев, президент компании «ДоксВижн». В Naumen говорят о том, что несмотря на повышенный спрос в начале весны, сегодня он примерно на 20% выше показателей прошлого года. В Parma TG не наблюдают существенного роста спроса на российские BPM-системы в 2022 г. по сравнению с прошлым годом, несмотря на процессы импортозамещения. «Многие крупные организации используют BPMS на базе открытого ПО, и переход на российские системы для них не в приоритете», — говорит Михаил Рожков, эксперт Parma TG.

В ближайшие годы динамика рынка BPM-систем также будет положительной — бизнес ждет масштабная трансформация для эффективной работы в новых условиях. По мнению Михаила Рожкова, основными потребителями отечественных BPMS станут малые и средние организации. Крупные компании, для которых важны гибкие и независимые от разработчиков системы, скорее всего, остановятся на продуктах с открытым исходным кодом.

В Naumen считают, что сначала на российские решения перейдут те, кто использовал SaaS-сервисы, а уже после них — пользователи on-premise решений. Уже сейчас, как показывают результаты исследования Naumen, 56% российских компаний лишились техподдержки западных ИТ-систем. Скорее всего, в будущем также будут актуальны вопросы блокировки лицензий, невозможности развивать существующие системы. По мнению Анны Кузнецовой, если оценивать эти факторы, можно спрогнозировать, что основная волна миграции BPM-систем начнется в 2023 г.

Наталья Рудычева