Спецпроекты

На страницу обзора
Рынок онлайн-торговли рассчитывает на регионы

Период бурного развития сегмента электронной коммерции в России продолжается. По мнению специалистов, потенциал крупных городов практически исчерпан, но в ближайшие годы рынок e-commerce будет расти в основном за счет регионов. 

Источник: Markswebb Rank & Report, 2014


По результатам исследования, проведенного агентством Markswebb Rank & Report, в России более 20 млн человек совершают онлайн-покупки ежемесячно, причем более половины покупателей интернет-магазинов проживают в городах с населением более 1 млн человек. Наличные все еще остаются основной формой оплаты – их выбирают 43% покупателей, однако опыт оплаты хотя бы одной покупки в режиме онлайн есть уже у более половины клиентов.

Качество, мобильность, масштаб

Покупатели, выбирающие онлайн-торговлю, ориентируются не только доступные ценовые предложения, но также все чаще большое внимание уделяют качеству представленных в Сети товаров. «Доля интернет-рынка наиболее высокая в тех городах, где присутствуют игроки, предлагающие как широкий ассортимент товара, так и различные возможности его получения. Помимо курьерской и почтовой доставки большое влияние имеют форматы, при которых покупатель может сам подъехать к месту выдачи товара и забрать его в удобное время», - объясняет Елена Жукова, руководитель аналитического отдела компании «Эльдорадо».

В 2013 году продолжилось активное проникновение мобильных устройств – смартфонов и планшетов. «Мобилизация населения накладывает отпечаток на все сферы торговли, и онлайн-ритейлеры в первых рядах переводят свои интернет-площадки на новый, продвинутый уровень», - говорит Андрей Хромов, генеральный директор компании «Аристос».

Одним из ключевых событий, повлиявших на развитие онлайн-ритейла, специалисты называют возможность с октября 2013 г. заказывать товары непосредственно на Яндекс.Маркете – крупнейшем российском агрегаторе товаров в интернете. За полученный заказ интернет-магазин отчисляет Яндексу 1% от суммы покупки.

Мультиканальный акцент

В последние годы заметным трендом в российской торговле стала мультиканальность, связанная с развитием традиционными игроками онлайн-канала продаж. В 2011-2012 гг. многие оффлайн-ритейлеры обзаводились собственными интернет-магазинами, и в 2013 г. пожинали плоды этих проектов. Например, компания «Эльдорадо» в прошлом году добилась шестикратного роста продаж через онлайн-канал на фоне весьма скромного роста рынка бытовой техники и электроники в целом (в IV квартале даже отмечалось падение). «Эта тенденция наблюдается на всем рынке, традиционные продажи падают во многом из-за каннибализации активно развивающегося онлайн-канала», - добавляет Елена Жукова.

Развитие дополнительного канала продаж позволяет ритейлерам поддерживать лояльность широкого круга покупателей – в ряде случаев люди охотно заказывают товары в интернет-магазинах, но зачастую им удобнее просто пойти в магазин, где можно увидеть все собственными глазами и получить необходимые консультации. Для правильного сочетания онлайн- и оффлайн-каналов ритейлерам необходимо тщательно анализировать спрос и прогнозировать потребности своей аудитории.

Ближайшее будущее

Основным фактором роста сегмента электронной торговли в ближайшие годы по-прежнему будет проникновение интернета в регионы, снижение стоимости доступа, рост популярности «умных» устройств. Естественно, для поддержки онлайн-ритейла требуется развитие инфраструктуры и логистики при сохранении основных конкурентных преимуществ формата, отмечает Максим Клягин.

По мнению Елены Жуковой, в ближайшие годы успешность онлайн-продаж ритейлеров будет определяться экспансией предложения по всей территории России, повышением качества (в том числе по мере развития систем онлайн-платежей, онлайн-кредитования, сокращением сроков доставки товара). При этом для покупателей одним из обязательных условий останется широкий выбор - компания не должна ограничивать ассортимент товаров, тем более что российским интернет-магазинам приходится конкурировать с крупными зарубежными торговыми площадками в Сети.

Что касается перспективных объемов рынка e-commerce, то большинство экспертов уверены: в ближайшие годы сохранится уровень роста порядка 30%. Наиболее оптимистично настроены в Morgan Stanley: в начале 2013 г. эксперты этого агентства уверенно заявляли о стремительном развитии российской онлайн-торговли. По их оценкам, данный рынок может вырасти с $12 млрд в 2012 г. до $36 млрд в 2015 г., при этом доля продаж через интернет увеличится до 4,5%. При этом некоторые сегменты электронной коммерции – например, товары для детей, товары для спорта, мебель - обладают существенно большим потенциалом роста, чем рынок в целом, считают эксперты Data Insight.

Драйверами роста рынка должны стать регионы: проникновение интернета, совершенствование логистики, растущая покупательская активность – все это играет на руку интернет-магазинам. Участники АКИТ отмечают расширение товарной матрицы – сегментов, в которых совершаются покупки. Кроме того, посылок внутри страны становится больше, при этом среднее отправление становится крупнее. Впрочем, нельзя не учитывать и тормозящие факторы в регионах: невысокий уровень доходов у значительной доли населения, нехватка квалифицированных кадров для системы электронной коммерции, низкая компьютерная грамотность, общее недоверие к нетрадиционным способам совершения покупок, связанное с опасением столкнуться с контрафактом или мошенничеством.

srs_2.png

Источник: Ассоциация компаний интернет-торговли, 2013

«В регионах априори более слабый рынок: на покупки там тратят меньше денег, - поясняет Андрей Хромов. - Но с точки зрения интернет-продаж можно сказать, что регионы даже в лучшем положении: покупатели там чаще вынуждены использовать предоплату и в большинстве случаев получают заказы из рук представителей курьерских служб (москвичам чаще доставляют курьеры самих магазинов) — это больше похоже на западную модель интернет-продаж».

По мере того, как ритейлеры набираются опыта в сегменте онлайн-продаж, они могут предлагать клиентам более совершенные и гибкие условия. Это в том числе будет связано и с технологическим развитием. Рост продаж позволяет участникам рынка e-commerce выделять больше средств на ИТ-проекты. В частности, в ближайшие 3-5 лет на рынке ожидается большой спрос на системы торговли и учета, одновременно должны быть решены проблемы, связанные с их внедрением и адаптацией.

Андрей Арсентьев

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ в рознице - 2013
Город Совокупная выручка от проектов в рознице в 2012 г. (включая НДС, в тыс. руб.)
1 Москва 4 007 057
2 Москва 3 376 219
3 Штаб-квартира: НьютаунЦентральный офис в СНГ: Москва н/д
Подробнее