Спецпроекты

На страницу обзора
Наша задача — упростить и автоматизировать работу мобильного разработчика

О российских трендах мобильности — усиленной информационной безопасности, переходе на отечественный софт и переносе всех процессов на телефон — CNews рассказал руководитель центра разработки мобильных решений компании «Форсайт» Олег Бачурин.

Олег Бачурин«Форсайт»

«Автоматизация бизнес-процессов будет неполной без переноса на мобильные устройства»

CNews: По вашему мнению, какие тренды определяют развитие российского рынка корпоративной мобильной разработки сегодня? Какие существуют ограничения?

Олег Бачурин: Основным трендом была и остается цифровизация. Корпоративные заказчики стремятся автоматизировать все процессы, чтобы свести к минимуму участие сотрудников в типовых операциях. Но автоматизация бизнес-процессов будет неполной, если ее не перенести на мобильные устройства. Поэтому во всем мире, в том числе и в России, мы наблюдаем развитие корпоративной мобильности. Но у нас активно проявляется еще один тренд — импортозамещение. Сейчас, в связи с санкциями, процессы импортозамещения стремительно ускоряются, повсюду ведутся перестройка и обновление систем, их замена на отечественные аналоги.

Олег Бачурин, «Форсайт»: Корпоративные заказчики стремятся автоматизировать все процессы, чтобы свести к минимуму участие сотрудников в типовых операциях

До сих пор у заказчиков остаются старые, иногда самописные системы. Теперь есть желание их поменять. Другие системы были подняты на зарубежном ПО — они попали под тренд импортозамещения. Многие компании открыли у себя проекты по переходу на российский софт. В технических заданиях на постройку новых систем, как правило, уже есть требования к мобильным клиентам.

Корпоративный заказчик понял, что перенос на мобильное устройство сделает процесс максимально быстрым. В целом, бизнес давно бы перенес на мобильные устройства все процессы, но есть ограничение — информационная безопасность.

В России свой путь развития мобильности. В первую очередь он диктуется безопасностью

Если небольшой бизнес готов «мобилизоваться» довольно быстро, учитывая только очевидные факторы ИБ, то крупный бизнес так поступить не может. Крупные заказчики по-прежнему продолжают работать в закрытом контуре. В каждый проект им приходится добавлять куратора по информационной безопасности со значительным количеством требований. Служба ИБ понимает, что часть данных, обрабатываемых на мобильных устройствах, может иметь грифы, например, «коммерческая тайна» или «персональные данные». Все это строго защищается. Это не позволяет одномоментно получать результаты по мобильности.

В целом, можно сказать, что в России свой путь развития мобильности. В первую очередь он диктуется безопасностью. Начиная от полного контроля, за счет размещения компонентов систем у себя, до требований применения сложных киберимунных архитектур.

CNews: Можно ли ожидать уже в краткосрочной перспективе резкого роста потребности в отечественных решениях в сфере корпоративной мобильности, или потребность в импортозамещении будет нивелирована общим спадом затрат на ИТ?

Олег Бачурин: Полагаю, что темпы мобилизации бизнеса будут расти в любом случае, даже в ситуации ограниченных бюджетов. Потому что именно перенос бизнес-процессов в мобильный формат позволяет добиться повышения эффективности работы сотрудников и в итоге улучшить финансовые показатели.

Текущая обстановка фокусирует внимание заказчиков на отечественных продуктах. И российским разработчикам, специализирующимся на решениях для корпоративной мобильности, есть что предложить рынку. В том числе и готовые стеки российских решений.

Например, уже доказала свою работоспособность российская мобильная ОС — для корпоративного рынка продукт называется «Аврора». Свою эффективность для построения мобильной инфраструктуры крупных корпоративных заказчиков показал и наш продукт «Форсайт. Мобильная платформа» она включена в реестр отечественного ПО и позволяет разрабатывать приложения не только на базе западных ОС, но и на базе ОС «Аврора». С нашей точки зрения, сегодня особенно важно, чтобы российские предприятия имели возможность перейти на дружественный софт. Эту возможность как раз и предоставляет наша «Форсайт. Мобильная платформа».

CNews: По вашим оценкам, каков объем и динамика российского рынка корпоративной мобильной разработки?

Олег Бачурин: Интересный вопрос. Но даже если бы мы захотели посчитать объем, то у нас бы это не получилось по простой причине: созданные корпоративные приложения не публикуются в мобильных магазинах. Кроме того, публикуются далеко не все ТЗ, где требуется корпоративная мобильная разработка. Следовательно, точно определить динамику и объем рынка невозможно.

Но мы можем сделать оценки по косвенным признакам. Первый фактор — динамика рынка популярных мобильных приложений, где все открыто и можно оценить, что год от года рынок растет. Следовательно, на какой-то процент растет и рынок корпоративных мобильных приложений.

Второй косвенный фактор — рост интереса к инструментам для автоматизации корпоративной мобильной разработки. Мы это чувствуем на себе: повышаются запросы на наш продукт «Форсайт. Мобильная платформа». Люди нас ищут, запрашивают дополнительную информацию и показ возможностей продукта. Мы все больше получаем заявок на обучение по нашей платформе.

«Будущее за гибкими методологиями ведения разработки»

CNews: Какие требования к мобильным решениям предъявляет бизнес сегодня?

Олег Бачурин: Прежде всего, в корпоративном сегменте требуют, чтобы разработка мобильных приложений была быстрой. Также заказчики стремятся сократить затраты и хотят, чтобы под каждое новое приложение в подсистему информационной безопасности вносились минимальные изменения. Процесс должен быть выстроен так, чтобы не открывать новые точки доступа и организовывать новые сетевые маршруты.

Для надежности бизнес-процессов важен смешанный цикл работы мобильных приложений — когда связь есть и когда ее нет. Приложение должно работать без ограничений. Также заказчики понимают, что качество бизнес-процесса повышается, если устройство считывает метки, штрих-коды, координаты, производит фотофиксацию. Поэтому предъявляется отдельный ряд требований к расширенным возможностям приложений.

Если взять конечного пользователя, то ему хотелось бы, чтобы мобильное приложение на 100 процентов соответствовало его потребностям. Если пользователь ведет приемку товара, то все термины внутри приложения, функции и ответвления должны отражать сам бизнес-процесс. Это самое главное для пользователя. Это было вчера, это есть сегодня и будет завтра.

Для надежности бизнес-процессов важен смешанный цикл работы мобильных приложений — когда связь есть и когда ее нет. Приложение должно работать без ограничений

Следующее ключевое требование — скорость работы приложения. Если человек сидит за компьютером, то подождать 15 секунд — не проблема. А если человек стоит на ногах, в руках у него телефон, то ощущение времени у него совсем другое. Поэтому приложение должно работать быстро. Пользователи ценят, когда само приложение не останавливает их работу — оно позволяет управлять рабочим процессом, двигая его дальше, или регистрирует сам процесс, и это происходит очень быстро. Также для бизнес-пользователей важно, чтобы приложение было надежным, удобным и красивым, не расходовало батарею.

Еще хотелось бы отметить, что до старта бизнес-процесса приложение как-то должно попасть на устройство. И здесь пользователям нужно создавать определенный сервис, удобство. Пользователь не должен искать нужную ссылку, заходить в интернет, набирать текст с ошибками или лишний раз проходить аутентификацию на загрузку приложения. Загрузка приложения должна быть простой. По нашему мнению, самый лучший способ — разместить в зоне работы QR-код, чтобы пользователь его видел. Чтобы можно было устройство достать, направить видеокамеру на QR-код и загрузить приложение.

CNews: Как меняются запросы бизнеса на разработку мобильных решений в последнее время?

Олег Бачурин: Российский корпоративный заказчик сильно продвинулся в понимании мобильности. Очень грамотно составляются требования, и мы видим, что требования модернизировались — теперь они прописаны к технологиям (в составе должен быть Open Source).

Также очень часто в ТЗ есть требования к процессам разработки — заказчики указывают методологию, по которой приложение должно разрабатываться. Сегодня во всем мире будущее видится за гибкими методологиями ведения разработки, поэтому корпоративные заказчики точно указывают, что разработка должна вестись по Agile.

По нашим наблюдениям, в новых системах заказчики хотят создавать стационарные рабочие места на веб-технологиях. Мобильные рабочие места должны работать на популярных в нашей стране мобильных ОС. Например, если речь идет о группе работников: мастере и ремонтной бригаде, то предполагается, что для мастера создается стационарное рабочее место, построенное на веб-технологиях, а для рабочих — мобильные клиенты. И все чаще предполагается, что это будет Android. Если речь идет о личном кабинете сотрудника, то здесь могут рассматриваться обе ОС — и iOS, и Android. Сейчас в трендах рынка также есть повышение интереса к нашей российской мобильной ОС «Аврора».

В ближайшие годы в мире будут развиваться «умные» системы: компьютерное зрение, искусственный интеллект, голосовые помощники. Если пользователи смогут работать с ними на смартфонах, то ценность таких систем будет еще выше

CNews: Почему разработка мобильных решений дорожает?

Олег Бачурин: Разработка мобильных бизнес-приложений всегда была дорогой. Я сам в свое время был разработчиком, и когда переключился на разработку мобильных приложений, то мне стало очевидно, почему обычная автоматизация бизнес-процесса в 4 раза дешевле, чем мобильная разработка. Основная сложность и дороговизна разработки в том, что при мобильной разработке подключается целая цепочка разработчиков — как минимум из трех специалистов разной квалификации: разработчик бизнес-системы, разработчик серверной части приложения, мобильный разработчик.

Действительно, чтобы сделать мобильное приложение, нужно что-то доработать в источнике данных, к примеру, в учетных системах, как минимум, сделать интерфейсные модули, чтобы передавать данные, нужные для мобильного приложения.

Зачастую сама учетная система не приспособлена для эффективной передачи этих данных по интернет-каналам. Соответственно, требуется северная разработка, например, для того, чтобы определить, какой перечень мобильных устройств может подключаться к этим данным. Потому что изначально источник к этому не готов — он не оперирует в принципе таким понятием, как мобильное устройство, не знает, какие устройства есть у какого пользователя, сколько их, как управлять данными, если таких устройств несколько. И на третьем этапе подключается мобильный разработчик и в конце пути занимается визуализацией данных.

Отдельная сложность — управление тремя различными разработчиками: их надо собирать вместе, объяснять бизнес-задачу. При этом они могут ее по-разному понимать — один реализовал так, другой по-другому. А если накопились ошибки или по бизнесу пришли изменения, то они втроем опять же должны подключаться и по цепочке все исправлять. Получается, что есть как минимум три составляющие цены.

CNews: Что вы рекомендуете бизнес-заказчикам, чтобы оптимизировать стоимость?

Олег Бачурин: Для этого нужно автоматизировать работу на всех трех уровнях разработки, а еще лучше — убрать разработку с Middle-слоя, чтобы нужно было вести только быструю настройку и перенастройку. Важно также, чтобы с мобильного разработчика была снята рутина, и он как можно больше занимался визуальной частью, которая видна бизнесу. Поэтому наша задача — упростить и автоматизировать деятельность мобильного разработчика. Отсюда и появляется скорость, удовлетворенность бизнеса, когда бизнес транслирует какие-то изменения и они очень быстро реализуются.

Экономии можно достичь, если для всех будущих приложений создать необходимую инфраструктуру. А дальше заниматься только приложениями. На рынке есть предложения, которые позволяют мобильную разработку удешевить и ускорить. Например, наша «Форсайт. Мобильная платформа». Мы сокращаем цепочку программистов, а работу мобильного разработчика максимально автоматизируем, поскольку мы гарантируем доставку данных до мобильного устройства с помощью средств платформы.

CNews: Какие архитектурные и инфраструктурные подходы вы рекомендуете компаниям с большим количеством сотрудников, развивающим несколько мобильных решений?

Олег Бачурин: Для компаний с большим количеством пользователей в разных регионах страны в первую очередь рекомендую присмотреться к разработкам, которые сделаны по новейшим технологиям, куда я отношу микросервисную архитектуру. В этом случае каждый сервис размещен в отдельном контейнере для изоляции от других компонентов, а также для возможности масштабирования сервера. Такая технология предполагает применение оркестраторов корпоративного уровня и позволяет строить геораспределенную систему за счет репликации СУБД в разных регионах. В итоге микросервисная архитектура позволяет гибко настраивать и масштабировать решения для поддержки большого количества мобильных пользователей из разных городов.

CNews: Как будет развиваться рынок мобильной разработки в будущем, по вашему мнению?

Олег Бачурин: В ближайшие годы во всем мире будут развиваться системы, которые обычно называют «умными»: компьютерное зрение, искусственный интеллект, голосовые помощники. Эти системы сами по себе очень интересные и передовые. Но если дать возможность пользователям работать с ними с помощью мобильного телефона, то ценность таких систем будет еще выше. Поэтому, думаю, что в будущем «умные» системы будут доступны нам и в мобильном формате.