Спецпроекты

На страницу обзора
Выручка лидеров российского рынка ИТ для образования выросла на 80%

Эпидемия коронавируса стала мощным драйвером развития всевозможных сервисов, связанных с доставкой на дом, — от еды до знаний. Вследствие этого резко увеличился рынок онлайн-образования, как ожидают эксперты, рост продолжится и в этом году, даже при условии открытия «офлайновых» учебных заведений. Соответственно, повысился спрос и на ИТ-решения, позволяющие получать образование удаленно. Выручка топ-10 участников рейтинга выросла на 79%, до ₽5,7 млрд, а порог входа в топ-10 — на 74%, до 142,1 млн.

Рынок EdTech 2020: росли и Ed и Tech

В прошлом году по причине эпидемии коронавируса все учебные заведения хотя бы на какое-то время переходили на удаленный режим работы. Еще лет пять назад это привело бы к практически полной остановке учебы, в 2020 г. компании сектора EdTech смогли «подхватить» процесс.

«Когда люди столкнулись с пандемией, именно цифровые технологии позволили не прерывать образовательный процесс, — говорит Илья Паршин, генеральный директор «Учи.ру». — Вынужденная «дистанционка» стала и большим вызовом, и точкой роста. У учителей появились необходимые цифровые навыки и инструменты для автоматизации части своей работы, школьники привыкли к новым форматам». «Даже те люди, которые консервативно относились к онлайн-обучению, и считали, что это менее эффективно, или менее удобно, на практике убедились, что большой разницы нет» — согласен с ним Игорь Морозов, ректор «Академии АйТи».

В прошлом году по причине эпидемии коронавируса все учебные заведения хотя бы на какое-то время переходили на удаленный режим работы

В результате рынок онлайн-образования вырос на 20-30%, в этом и следующем годах, как ожидается, рост продолжится, даже если не будут объявляться локдауны.

В лидерах рынка по выручке и зачастую по темпам роста оказались компании, предоставляющие собственно образовательные услуги, такие как Skyeng или Skillbox. Прогрессу компаний, предоставляющих ИТ-решения для онлайн-образования, по мнению экспертов, мешало то, что большинство крупных EdTech-компаний разрабатывают ИТ-решения самостоятельно, а большого платежеспособного спроса со стороны новых игроков пока нет.

Тем не менее, рынок складывается, компании, предлагающие ИТ-решения для образования или проведения экзаменов, растут. Причем, как показывает первый рейтинг CNews Analytics, посвященный ИТ в образовании, достаточно быстро.

Крупнейшие поставщики ИТ-решений для образования 2020

№2020 г. Название компании Город (расположение центрального офиса) Выручка от создания ИТ-решений для образования в 2020 г., включая НДС, ₽тыс. Выручка от создания ИТ-решений для образования в 2019 г., включая НДС, ₽тыс. Динамика 2019/2020 гг., %
1 Учи.ру Москва, Сколково 1 710 093 981 990 74,1%
2 Ланит Москва 1 261 348 473 374 166,5%
3 Система Геткурс Москва, Сколково 681 063 0
4 Дневник.ру Санкт-Петербург 524 268 351 932 49,0%
5 Вебинар Технологии Москва, Сколково 427 581 188 979 126,3%

В 2020 г. выручка топ-10 участников рейтинга выросла на 78,7% до ₽5690512 тыс. (сравнивалась выручка самых успешных участников рейтинга в 2019 и 2020 гг.), а порог входа в топ-10 — на 30,7%, до ₽142,1 млн.

Надо отметить, что в рейтинг вошло довольно много «сколковских» компаний (у резидентов этого технопарка нет НДС), что показывает интерес главного государственного технопарка к теме образования.

Кризис — время перемен. Хотя и не таких уж значительных

Обычно бурные времена меняют соотношение сил, особенно на только появляющихся рынках. Однако рынок EdTech оказался довольно консервативным. Если сравнивать показатели участников рейтинга в 2019 и 2020 гг., то видно, что топ-10 остался практически неизменным. Позиции «в десятке» потеряли лишь две компании: резко сбавившая обороты «Аксель Лаб» и недостаточно быстро росшая «Роббо». В последнем случае явно сыграл роль коронавирус: пандемия — не лучшее время для офлайновых занятий робототехникой.

Возглавила рейтинг онлайн-платформа «Учи.ру», которая показала весьма приличный рост (74%) от внушительных показателей 2019 г. В России, как полагает Илья Паршин, успеху компании (и дистанционного образования в целом) способствовала доступность интернета. «Проникновение интернета среди населения до 44 лет в 2020 году превысило 90%, а среди самых молодых россиян (12-24 лет) приблизилось к 100%, — отметил Илья Паршин. — Постоянный дефицит времени у детей и взрослых, тренд на life-long learning (обучение в течение всей жизни — прим. ред.) тоже можно рассматривать как благоприятные факторы роста EdTech-рынка в 2020 году. Ведь цифровые технологии делают образование более доступным и «быстрым» с точки зрения его получения».

На втором месте — широкопрофильная группа компаний «Ланит», которая стала лидером по темпам роста в топ-10. Комментируя изменения в образовательном бизнесе, Марина Макарова, директор учебного центра «Сетевая Академия Ланит», заявила, что «раньше с помощью технологий учились очно, приходили в класс и запускали на учебном компьютере тренажеры и лабораторные работы, теперь стали все это делать дистанционно». Также она отметила, что изменилась тематика обучения. «Произошел логичный сдвиг в сторону освоения цифровых навыков, а также обучения целым профессиям», — говорит она.

Еще одна важная перемена, по словам Марины Макаровой, состоит в том, что на рынок EdTech вышли новые большие игроки, которые до того работали офлайн. В частности, с началом пандемии тоже перешла в онлайн «Сетевая Академия», традиционный представитель очного дополнительного профессионального ИТ-образования.

В рейтинг вошли еще две компании, известные не только на рынке EdTech, «БАРС Груп» и Prof-IT Group. Последняя занимается образовательной деятельностью в довольно узкой робототехнической нише, а вот у «БАРС Груп» имеется весьма широкий набор решений для сектора образования.

Анастасия Есипова, заместитель директора департамента по работе с ключевыми клиентами «БАРС Груп», отметила, что на начальном этапе в школьном образовании TechEd компании были преимущественно ориентированы на решение задач управления образовательным процессом, ведение электронных дневников и журналов, оказание государственных услуг в сфере образования. «Сегодня, помимо резкого роста объемов рынка EdTech, вырос спрос на цифровую трансформацию обучения детей: совершенствование инфраструктуры и технического оснащения образовательных организаций, доступность гаджетов и обучающего оборудования, интернетизация школ, повышение цифровых и ИТ-навыков педагогов и обучающихся, — говорит она. — Проявился устойчивый интерес к электронным продуктам для детей на всех уровнях образования, начиная с дошкольного. Проблема адаптации к дистанционным технологиям пока еще не решилась, но изменилось отношение к поиску баланса между онлайн и традиционным офлайн-обучением, освоению новых цифровых сервисов и инструментов, смешанным форматам обучения».

Государство или «коммерция»?

В государственном секторе участники рейтинга заработали в 2020 г. на 61% больше, чем в коммерческом. Правда, если вычесть показатели «Ланита», то ситуация изменится, «коммерческая» выручка превысит «государственную» на 21%. При этом нет компаний, у которых эти показатели были хотя бы приблизительно равными. У всех резко преобладает или один или другой сектор.

Можно было бы предположить, что причина этого в том, что у государственных и частных учебных заведений разные модели работы и, соответственно, разные потребности. Госсектор у нас по большей части офлайновый, в онлайн он переходит по мере необходимости. Частный же изначально использует онлайн-средства гораздо шире.

Однако, как уверена Марина Макарова, потребности у обоих рынков схожие. «Пандемия сказалась на всех одинаково – всем пришлось переориентироваться на онлайн, — говорит она. — Государственный сектор в России чутко следит за изменениями, как и весь бизнес, поэтому с учетом отраслевой или иной специфики обучение для всех происходит по похожим направлениям. И все рассчитывают на передовые образовательные технологии. Разница только в процедуре закупки».

Предоставлять решения в оба сегмента могут далеко не все компании. И колебания спроса могут существенно отразиться на бизнесе. Например, компания «Нетрика», работающая на рынке образования исключительно в госсегменте, потеряла более 10% «образовательной» выручки и опустилась на три позиции в топ-10.

«Пандемия сыграла свою роль — часть ресурсов и государства, и нашей компании были временно переориентированы под внедрение более «горячих» решений для других отраслей, особенно здравоохранения», — признала руководитель направления «Образование» группы компаний «Нетрика» Ольга Романова. Однако добавила, что незначительное отклонение выручки конкретного направления от средних показателей — нормальный процесс и в 2021 г. компания снова ожидает рост показателей.

Что будет в 2021–2022 гг.

Поскольку эпидемия коронавируса еще далеко не закончилась, общие прогнозы относительно будущего EdTech весьма оптимистичные. Продолжится, отмеченный ранее Мариной Макаровой, выход на рынок «больших офлайновых игроков». Как полагает Анастасия Есипова, грядет и консолидация рынка, партнерство между крупными игроками и покупка ими более мелких.

Будет меняться и отношение пользователей, полагает Марина Макарова, имея широкий выбор предложений, они все разборчивее станут относиться к качеству программ и их эффективности для себя и для бизнеса.

Результатом может стать тренд на персонализацию, считает Илья Паршин. «Растет запрос на персонализированный и качественный контент в том числе по развитию «мягких навыков», тайм-менеджмента и финансовой грамотности (последняя дисциплина войдет в обязательную программу российских школ с 2022 года). На Учи.ру курсы для детей по управлению временем и финансовой грамотности очень востребованы уже сегодня», — говорит он.

Быстрый рост, впрочем, может иметь и свои негативные стороны, полагает Анастасия Есипова. «Большое количество разнообразных образовательных решений требует особого, внимательного отношения к их «экспертности», верификации, эффективности и соответствию целям и содержанию образования», — говорит она.

С ней согласен Игорь Морозов, отметивший низкий порог входа на рынок онлайн-образования. «Запустил марафон в социальной сети, и ты уже «инфобизнесмен» с «курсами». Война маркетинговых бюджетов и отсутствие законодательных барьеров в области рекламы образовательных услуг приводит к нескончаемому потоку креативных фантазий о космических зарплатах после выпуска, гарантиях трудоустройства, — отметил он. — Но при этом за кадром, и мелким шрифтом в договорах, остается то, что слушателям предоставляется банальный доступ к записанному видеоконтенту». Это,, говорит Игорь Морозов, снижает доверие к дистанционным образовательным технологиям, онлайн-форматам, контенту, экспертизе. И, что ещё хуже, размывается понятие EdTech как таковое.

«Сейчас, когда школьники вернулись в классы, настало время замедлиться и обдумать, в какую сторону нужно продолжать движение и без каких методик и цифровых инструментов оно будет невозможно», — резюмирует Илья Паршин.

Дмитрий Гапотченко

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ-решений для образования 2020
№ 2020 Город (расположение центрального офиса) Выручка в 2020 г., включая НДС, ₽тыс.*
1 Москва, Сколково 1 710 093
2 Москва 1 261 348
3 Москва, Сколково 681 063
Подробнее