Спецпроекты

На страницу обзора
Банки не могут позволить себе сокращения ИТ-расходов
Банковский сектор не может себе позволить сколько-нибудь значительное сокращение расходов на ИТ, потому что мировая финансовая система давно уже стала де-факто электронной. По данным Ovum, общие расходы розничных банков на ИТ в 2013 г. составят $118,6 млрд, (+3,4%). Однако аналитики констатируют доминирование прагматического подхода в принятии решений о новых инвестициях в ИТ: банки вернулись из 2020 г. в 2013-й.

Фраза из старого анекдота «банк не торгует семечками, я не даю в долг» перестала быть актуальной. Платежные системы, такие, как PayPal, стремительно наступают на область услуг по переводу денежных средств и осуществлению платежей, где раньше монопольно заправляли банки. Мобильные платежи еще более обострили ситуацию — операторы связи теперь могут предложить услуги, за которыми прежде клиенты обращались в банк.

Банки теряют монополию на финансовые услуги

Банки оказались не готовы к такому повороту событий — сказалась многовековая инерционность и уверенность в своей абсолютной нужности. Поэтому, когда для клиентов вопрос скорости и простоты платежей вышел на первый план, на рынке появились новые игроки, предложившие новые решения на основе достижений ИТ — появились электронные деньги, фактически – новые валюты, и вокруг них сформировалась своя экосистема. Разумеется, банки тоже являются необходимым элементом этой экосистемы, обеспечивая взаимодействие «новых» и «старых» денег, но уже не в роли безоговорочных лидеров — речь идет только о равноправном партнерстве.

Поэтому испанская телекоммуникационная компания Telefónica, а также банки CaixaBank и Santander решили объединиться для создания и развития виртуального сообщества продавцов и покупателей в Испании. В рамках партнерства планируется создание совместного электронного кошелька и сервиса для p2p-переводов. Пользователи нового электронного кошелька смогут загружать информацию о своих платежных картах, в том числе эмитированных другими банками, и расплачиваться с его помощью с продавцами в создаваемом виртуальном сообществе, также они смогут переводить деньги друг другу. Сервис будет доступен как через статические, так и через мобильные интернет-соединения, сообщает портал FutureBanking.

Банки теряют монополию и в традиционных услугах: индийская телекоммуникационная компания Tata Communications начала устанавливать банкоматы под маркой Indicash. Это первая в Индии банкоматная сеть, не принадлежащая банкам. В планах компании на ближайшие три года установить по всей стране 15 тыс. устройств.

Причина этого явления чрезвычайно проста: востребованность финансовых сервисов высока, а доступность банковских услуг, особенно в развивающихся странах, остается на низком уровне (В России только 45% населения имеют счет в банке). С другой стороны, уровень проникновения мобильной связи в глобальном масштабе близок к 100%. Поэтому потенциально клиентская база операторов связи в разы шире, чем у банков, а их техническая оснащенность и развитая инфраструктура позволяют запускать новые услуги.

Банки в облаках — все еще дело будущего

Глобальные ИТ-трендыоблачные технологии, мобильные решения и социальные сети – пока еще с осторожностью воспринимаются банковским сообществом. Основным фактором, сдерживающим внедрения новых технологий, считаются вопросы безопасности. Но также надо отметить то, что многие банки пока не готовы к трансформации бизнеса под влиянием ИТ.

Согласно исследованию PricewaterhoseCoopers, 71% руководителей финансовых институтов собираются увеличить свои инвестиции в облачные технологии, это на 18% больше, чем в 2012 г. При этом 50% планируют инвестировать в частные облака, т.е. в виртуализацию серверов, систем хранения и сетевых ресурсов. Несомненно, это поможет банкам оптимизировать расходы на ИТ-инфраструктуру, но едва ли можно признать такое использование облачных технологий инновационным с точки зрения основного бизнеса. Частное облако — это такое же «натуральное хозяйство», как и традиционные ИТ, просто чуть более оптимизированное.

Пока акулы банковского бизнеса ведут себя осторожно, строя частные облака, средние банки демонстрируют большую готовность использовать публичные облачные сервисы. Это дает им не только возможность сократить свои расходы, но и шанс динамично развить свой бизнес и быстро выйти на новые рынки. Здесь уместно провести аналогию с рынком мобильной связи — появление виртуальных операторов (MNVO) позволило Ричарду Брэнсону запустить новую компанию Virgin Mobile и добиться успеха на очень плотном и конкурентном рынке мобильной связи сначала в Великобритании, а потом еще во многих странах. Сегодня облачные сервисы открывают такие возможности и в банковском бизнесе.

Мобильный банк — стандарт де-факто

Уровень проникновения мобильных технологий в банковском секторе близок к 100% – сегодня трудно найти розничный банк, который не предлагал бы мобильные приложения для доступа клиентов к своим счетам. Это уже не считается конкурентным преимуществом, мобильность стала обязательным требованием. По данным исследования ING, 37% европейцев пользуются мобильным банкингом. Необходимым условием для мобильного банкинга является доступность и широкая зона покрытия мобильного интернета, хотя прямой корреляции между этими показателями нет. В некоторых странах с давними банковскими традициями и доступностью интернета, таких как Франция и Бельгия, мобильным банком пользуются 25% и 26% клиентов соответственно. Тогда как в Турции, где банковская сеть развита меньше, 49% клиентов банков используют мобильный доступ, а дальнейший рост проникновения интернета еще более увеличит этот показатель.

При этом 66% пользователей мобильного банка говорят, что они «ощущают больший контроль» за своими деньгами, это один из главных факторов развития мобильных банковских услуг. 84% опрошенных подтвердили, что при помощи мобильных устройств проверяют свой счет чаще, чем обычно. Вполне предсказуемо, что мобильный банкинг более востребован молодым поколением — 50% респондентов в возрасте от 25 до 34 лет ответили утвердительно на этот вопрос. Основными сдерживающими факторами являются отсутствие смартфона или планшета (37%) и опасения насчет безопасности (33%).

Таким образом, можно констатировать, что банковский сектор принял мобильные технологии на вооружение, понимая, что в противном случае велик риск потерять следующее поколение молодых клиентов, для которых мобильность стала частью образа жизни.

Станислав Макаров

Интервью обзора

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности эмитента)
Расходы на ИКТ, 2012 (млн руб.) CIO
1 66 800 Вадим Кулик
2 1 535 * н/д
3 865 н/д
Подробнее

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности РСБУ) - превьюшка
Расходы на ИКТ, 2012 (млн руб.) Рост 2012/2011
1 17 055 83%
2 954 26%
3 878 25%
Подробнее

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности РСБУ)
Расходы на ИКТ, 2012 (млн руб.) Рост 2012/2011
1 17 055 83%
2 954 26%
3 878 25%
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для банков 2013
Выручка от проектов в финансовом секторе, 2012, тыс.руб. (с НДС) Рост 2012/2011, %
1 15 935 758 -12%
2 14 426 000 99%
3 9 672 000 35%
Подробнее