Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура Финансовые результаты

Рынок ИТ-аутсорсинга дает новые возможности

Быстрорастущий рынок аутсорсинга дает все больше возможностей как подрядчикам, так и заказчикам. О том, как правильно вести себя ИТ-провайдеру, чтобы добиться успеха, CNews рассказал Леонид Хомутинников, генеральный директор компании "Россервис".

CNews: "Россервис" начал свою деятельность с реализации масштабного проекта по обслуживанию ИТ-инфраструктуры ФНС России. В чем его суть?

Леонид Хомутинников: Да, действительно, нашим первым проектом в области аутсорсинга стал проект централизованного системно-технического обслуживания ИТ-инфраструктуры Федеральной налоговой службы России, который наша компания реализует с 2006 года. Заключается он в том, что мы взяли на техническую поддержку всю ИТ-инфраструктуру ФНС, включая серверы, рабочие станции, ЛВС, СКС, телекоммуникационные сети, состоящие из АТС, маршрутизаторов, межсетевых экранов и др. Мы обслуживаем и периферийное оборудование ФНС: принтеры, копировально-множительные устройства, а также большие промышленные комплексы по подготовке и печати налоговых извещений.

Проект федеральный, охватывает все управления налоговой службы во всех субъектах федерации – от Калининграда до Камчатки. В общей сложности это более 2600 площадок, на которых расположено около 400 000 единиц техники.

CNews: Огромный проект. Наверняка, в ходе его воплощения пришлось столкнуться с трудностями?

Леонид Хомутинников: Определенные трудности, конечно, в процессе реализации проекта были. Одна из них возникла сразу на начальном этапе — это недостаточное понимание клиентом сути аутсорсинга, организационная и технологическая неготовность заказчика передать свои объекты на обслуживание сторонней компании. Зачастую он недоумевал, как можно доверить серверы с программным обеспечением и своими базами данных чужим людям.

Сложность состояла также в том, что это был первый в России проект такого масштаба по оказанию технической поддержки и обеспечению информационным сопровождением крупного федерального ведомства. Определенная новизна заключалась и в том, что мы организовали централизованное обслуживание всех объектов территориально распределенной инфраструктуры заказчика по принципу "единого окна".

Кроме того, данный проект предусматривал абонентское системно-техническое обслуживание с выплатой ежеквартальных платежей за поддержание ИТ-инфраструктуры ФНС в рабочем состоянии. При этом мы гарантировали бесперебойную работу систем заказчика за счет проведения регламентно-профилактических работ, выполняемых по утвержденному заранее плану-графику и обеспечивающих предупреждение выхода из строя оборудования. В связи с этим в региональных управлениях ФНС зачастую возникало непонимание, за что они должны регулярно платить деньги, если оборудование не ломается. Схема "сломалось – починили – заплатили" была для заказчика проще, понятнее. Поэтому нам пришлось заниматься разъяснительной работой и кропотливо объяснять, что контракт – абонентский, включает в себя целый комплекс услуг. В нем учитывается, среди прочего, стоимость приобретения ЗИП, комплектующих, материалов для ремонта и восстановления работоспособности систем, а также их доставка и установка. Контрактом было предусмотрено и формирование подменного фонда, который предоставляется на время ремонта оборудования в сервисном центре.

CNews: Как проходила диверсификация вашей деятельности на других государственных заказчиков?

Леонид Хомутинников: Работая по проекту ФНС, мы поняли, что схожие задачи в области ИТ-поддержки стоят практически перед всеми государственными структурами. Они сталкиваются с одинаковыми проблемами, такими как повышение сложности информационных систем с одновременной нехваткой квалифицированных ИТ-специалистов и высокая стоимость услуг этих специалистов. Поэтому иметь в штате кадры, которые заняты решением непрофильных, с точки зрения основной деятельности, задач – очень дорого, особенно для предприятий и организаций госсектора. Для них целесообразнее отдать поддержку ИКТ-инфраструктуры на аутсорсинг. Мы поняли: здесь есть большой потенциал.

Исходя из этого, мы стали предлагать свои услуги в области аутсорсинга. Параллельно - пропагандировали свою деятельность, принимая участие в профильных конференциях и тематических семинарах, что также дало свои результаты.

CNews: Сказался ли на деятельности компании недавний кризис, изменились ли в связи с ним ваши позиции на рынке ИТ?

Леонид Хомутинников: Кризис очень серьезно отразился на российской отрасли ИТ. Однако наша компания оказалась затронута им в меньшей степени, поскольку на тот момент мы занимались реализацией двухлетнего контракта в Федеральной налоговой службе. Во-вторых, к этому времени список наших заказчиков значительно расширился, как за счет организаций из госсектора, так и коммерческих структур.

В период кризиса многие заказчики стали активно уменьшать затраты за счет сокращения непрофильных функций, увольнения части персонала, более эффективного использования уже имеющихся ресурсов и т.п. К ним пришло понимание, что в условиях экономической нестабильности требуется оперативное масштабирование ИТ-услуг, объем которых можно безболезненно сокращать или наращивать в зависимости от ситуации.

В этих условиях схема ИТ-аутсорсинга оказалась весьма удобной. И многие заказчики сначала с осторожностью, а потом все более активно, стали проявлять к нему интерес.

Проанализировав рынок и изучив ситуацию, мы решили использовать кризис, чтобы расширить свой бизнес, нарастить компетенции и возможности. При этом мы не проводили масштабных сокращений сотрудников, имевших место у многих ИТ-компаний. Наоборот, мы набирали персонал по направлениям расширения бизнеса и работе с заказчиками — продукт-менеджеров, специалистов по работе с ключевыми клиентами, менеджеров по управлению проектами.

Разработчик российской ОС подвел итоги года
Бизнес

Мы начали предлагать услуги аутсорсинга в области инженерных систем, отраслевого и специализированного оборудования. Одновременно развивали и укрепляли отношения со своими региональными партнерами, выстроили хорошо продуманную систему логистики. У "Россервиса" заказчики федеральные, а значит, здесь предполагаются далеко не разовые поставки. Поэтому необходимо было организовать слаженный механизм поставки ЗИП, комплектующих, расходных материалов, который, функционируя ежедневно, не давал бы сбоев. Поставленная задача была достигнута, что позволило нам значительно улучшить качество сервисной поддержки.

CNews: Основной актив компании — территориально распределенная сервисная сеть. Как удалось ее сформировать?

Леонид Хомутинников: Подавляющее большинство наших заказчиков имеют территориально распределенную инфраструктуру. Чтобы организовать реализацию проектов федерального уровня в области ИТ-аутсорсинга, можно было пойти одним из двух путей. Либо, имея штаб-квартиру в Москве, создать сеть своих региональных филиалов, либо заключить партнерские соглашения с местными инженерными сервисными компаниями и выполнять работы в регионах через них на основе договоров подряда. Мы выбрали второй вариант: решили не открывать собственных филиалов и тем самым существенно сэкономили время и деньги. Ведь организовать работу на основе партнерских соглашений вполне по силам за два-три месяца.

ИТ-компании в регионах заинтересованы в увеличении количества проектов и не приветствуют на своем рынке появления конкурентов из центра. Мы же, предлагая сотрудничество и совместно реализуя проекты для федеральных заказчиков, превращаемся для них из конкурента в партнера по бизнесу. Партнерские отношения выгодны для всех участников проекта.

CNews: Видимо, находится много желающих стать партнерами "Россервиса". Как осуществляется отбор?

Леонид Хомутинников: Да, много. Формируя свою региональную сервисную сеть, мы тщательно подходим к выбору партнеров и, в первую очередь, опираемся на компании, которые значительное внимание уделяют предоставлению сервисных услуг. Сейчас в составе нашей сервисной сети насчитывается более 150 специализированных компаний во всех регионах нашей страны.

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

У нас есть определенные требования к партнерам по наличию у них квалифицированного инженерного персонала, лицензий и сертификатов, складов, материально-технических ресурсов, которые необходимы для выполнения работ по контрактам. На каждом из партнеров лежит ответственность за качественное исполнение проектов и поддержание авторитета "Россервис" в регионах. Так мы стараемся снизить свои репутационные риски.

Наше сотрудничество с партнерской сетью давно вышло за рамки одного проекта. Работая вместе на протяжении нескольких лет, мы достигли высокого уровня взаимопонимания. Это позволило нам сформулировать принципы нашей совместной работы – "Законы партнерской сети Россервис", представляющие собой некий кодекс, свод правил, на основе которых мы строим взаимодействие с партнерами.

Развивая наши отношения, мы ежегодно проводим конференции, на которых собираем всю партнерскую сеть. Последняя такая конференция состоялась в ноябре 2010 года. Она продемонстрировала, что на сегодняшний день компания "Россервис" и ее региональная сервисная сеть представляют собой единый слаженный механизм, способный эффективно выполнять сложные проекты федерального уровня.