Разделы

Бизнес Цифровизация Документооборот Инфраструктура Внедрения Законодательство

Что мешает электронному документообороту в России?

Рынок систем электронного документооборота демонстрировал готовность к переменам еще задолго до начала кризиса. Новые тренды появлялись в этом сегменте благодаря инновационности вендоров и готовности заказчиков к более широкому применению функциональных возможностей СЭД. Но некоторые мировые тенденции так и не смогли повлиять на наш рынок в силу законодательных барьеров. О том, как отразился кризис на динамике рынка СЭД, и каким образом эти системы могут способствовать снижению издержек и повышению эффективности бизнеса, шла речь в ходе круглого стола "Стимулы развития СЭД в России", организованного CNews Analytics и CNews Conferences.

Александр Тупицын: Планы развития приходится пересматривать на ходу

На вопросы CNews ответил Александр Тупицын, заместитель генерального директора компании "Такском".

CNews: Какой, по вашим прогнозам, будет динамика рынка СЭД в условиях кризиса?

Александр Тупицын: Скажется ли мировой финансовый кризис на темпах роста рынка СЭД? На мой взгляд, безусловно. Наша компания является разработчиком, интегратором и оператором услуг СЭД между юридическими лицами и государственными органами. Влияние кризиса на себе мы ощущаем по наметившимся признакам снижения количества подключений новых абонентов к нашим услугам. Планы развития приходится пересматривать на ходу и делать их более краткосрочными. При этом мы уверены, что кризис не станет для нас катастрофой. Сделанные ранее инвестиции в инновационные проекты уже в самом ближайшем будущем позволят предложить клиентам широкий перечень новых услуг и возможностей, что неизбежно должно сказаться на поддержании объемов продаж и абонентской базы. Думаю, что поиск путей расширения перечня сервисов будет основным рецептом пережидания кризиса для компаний, работающих на массовом рынке услуг СЭД.

CNews: Можно ли ожидать, что компании будут экономить на СЭД?

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

Александр Тупицын: Риск экономии на внутрикорпоративных СЭД, дорогих и долгосрочных проектах, безусловно, очень велик. На массовом рынке межкорпоративных СЭД с участием государственных органов, я думаю, значительного снижения бюджетов не произойдет. Стоимость внедрения услуги и ее использования крайне невелика. При этом эффект от перехода на электронный документооборот с контролирующими органами, новые возможности по двустороннему обмену информацией, скорость обмена документами и их достоверность очень высокие. Так что мы не ожидаем существенного потока отказов от услуг по причинам экономии денежных средств. Уменьшение объема нашего сектора рынка может произойти разве что из-за естественного сокращения количества юридических лиц вследствие кризиса.

CNews: Какие факторы и решения в текущей ситуации могут стать драйверами рынка?

Александр Тупицын: Основным драйвером нашего сектора рынка всегда являлась заинтересованность госорганов в развитии подобных услуг и, как следствие, появление соответствующей нормативно-правовой базы (НБП). Второй по значимости стимулирующий фактор – востребованность сервисов на рынке, третий — готовность технической инфраструктуры к промышленному функционированию таких систем. Сегодня, на мой взгляд, ситуация очень благоприятная. В последние годы бурно развивались как сами СЭД, так и НБП по представлению отчетности. Соответственно, сформировалась ИКТ-инфраструктура провайдеров услуг, которые теперь готовы к быстрому внедрению любых проектов в области СЭД с участием госорганов. Большие ожидания мы связываем со стартовавшим в этом году пилотным проектом обмена электронными счетами-фактурами между хозяйствующими субъектами, в котором сами принимаем активное участие. А также с проектом построения Общероссийского государственного информационного центра (ОГИЦ), который создается под эгидой Минсвязи для оказания государственных информационных услуг гражданам и организациям. В этом году в его развитии наметилась серьезная положительная динамика.