Разделы

Цифровизация Ритейл Внедрения Розница

Российский ритейл сокращает затраты на ИТ?

Розничная торговля по-прежнему остается одной из самых динамичных и высокодоходных отраслей российской экономики, и в условиях экономической стабилизации последних лет ситуация здесь только улучшается. В то же время все более очевидными становятся кризисные явления. В этой связи компании стараются минимизировать свои издержки, в том числе и за счет ИТ. С другой стороны, "ядро" российской розницы уже автоматизировало свои основные бизнес-процессы и сейчас только поддерживает внедренные ранее ИС. Основные проблемы, тенденции и перспективы информатизации российского ритейла обсуждались в рамках круглого стола "Информатизация розницы в эпоху укрупнения", организованного CNews Analytics и CNews Conferences.

Алексей Куроедов: Сейчас в рознице наиболее востребованы специализированные отраслевые ERP

На вопросы CNews ответил Алексей Куроедов, директор по продажам компании "Астор".

CNews: Как вы оцениваете долю ИТ-расходов относительно общих затрат в ритейле? Какова динамика? Чего ждать в ближайшее время?

Алексей Куроедов: Точную долю ИТ расходов относительно общих затрат в ритейле для каждой компании указать достаточно сложно. Большинство сходится во мнении, что для среднего сетевого предприятия – это 2-3% от оборота. Существует множество факторов, способных серьезно влиять на изменение среднестатистического процента затрат как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Многое зависит от формата магазина, от уровня развития предприятия, от понимания необходимости применения современных методов управления, подразумевающих использование ИТ, от стиля управления компанией, наконец.

CNews: Какие ИТ-решения наиболее востребованы отечественной розницей?

Алексей Куроедов: Что касается ПО, наиболее востребованными системами сейчас являются специализированные отраслевые ERP. Функциональность этих систем поддерживает бизнес-процессы, характерные именно для розничной торговли уже в базовых конфигурациях. Это позволяет существенно сокращать время внедрения и начинать возвращать инвестиции чуть ли ни с первых дней начала проекта автоматизации. При этом передовые решения уходят от идеологии "коробочных" разработок с ограниченным, хотя и богатым функционалом. Все большую популярность приобретают адаптивные платформы, исповедующие принципы SOA (сервис ориентированной архитектуры), которая позволяет развивать уникальные бизнес-процессы конкретного предприятия за разумные деньги и в разумные сроки (часто не силами компаний разработчиков решений, а самими пользователями).

Специализация таких систем сегодня настолько велика, что дает возможность потребителю выбрать систему не только именно для автоматизации розничной торговли, но и для определенного формата, например, для магазина DIY или для магазина одежды.

Передовые отраслевые ERP содержат разнообразные специализированные модули, заточенные под конкретные задачи, например, мерчендайзинг или модули управления маркетинговыми акциями, сочетают индустриальный подход в смысле обработки большого количества покупателей с индивидуальным подходом к обслуживанию за счет применения систем лояльности, CRM систем.

Техподдержка «Базальт СПО» — гарантия надежной работы вашей ИТ-инфраструктуры
Маркет

Сегодня все чаще потребители обращают внимание на функциональность, позволяющую управлять, а не просто учитывать.

CNews: Как вы считаете, насколько большой прорыв может совершить внедрение и использование RFID-меток? Что препятствует этому? Стоит ли ожидать изменений в ближайшем будущем?

Алексей Куроедов: В ближайшее время RFID технология не обеспечит революционного прорыва розничным сетям. Неправильно считать, что RFID в перспективе – замена технологии штрихового кодирования. Задачи, которые решаются применением этих технологий, имеют лишь очень небольшую область пересечений. RFID – даже сейчас очень распространена в некоторых отраслях, например, на транспорте. Но не в розничной торговле. И проблема не только в дороговизне или в недостатках ее реализации. RFID – это технология с принципиально другим набором потребительских свойств, нежели технология штрихового кодирования. Тем не менее, есть и в рознице сегмент задач, где RFID очень успешно применяется. Например, RFID очень сильно ускоряет процесс паллетной приемки на распределительном центре торговой сети.

CNews: Считаете ли Вы, что время "больших ИТ-покупок" в отрасли прошло?

Алексей Куроедов: Время больших покупок в отрасли не прошло. Период экстенсивного роста, когда основная задача сетевой розницы была связана с увеличением количества объектов, для какой-то части сетей заканчивается, но не для всех. Всегда на рынке будут появляться новые игроки, лидеры отрасли не будут останавливаться в развитии, развитие форматов не прекратиться. Все это говорит о том, что ИТ будут востребованы, но требования к их качеству будут изменяться. Акценты будут уходить от решения задач быстрого открытия магазинов к оптимизации управления на уже имеющихся объектах. Потребители сместят свое внимание от универсальных платформ в сторону специализированных инструментов, заточенных под отрасль.