Разделы

Цифровизация Ритейл Внедрения Розница

Российский ритейл сокращает затраты на ИТ?

Розничная торговля по-прежнему остается одной из самых динамичных и высокодоходных отраслей российской экономики, и в условиях экономической стабилизации последних лет ситуация здесь только улучшается. В то же время все более очевидными становятся кризисные явления. В этой связи компании стараются минимизировать свои издержки, в том числе и за счет ИТ. С другой стороны, "ядро" российской розницы уже автоматизировало свои основные бизнес-процессы и сейчас только поддерживает внедренные ранее ИС. Основные проблемы, тенденции и перспективы информатизации российского ритейла обсуждались в рамках круглого стола "Информатизация розницы в эпоху укрупнения", организованного CNews Analytics и CNews Conferences.

Сценарием развития ИТ для многих компаний отрасли очень долго было "латание дыр на ходу" (некоторые ритейлеры и сегодня продолжают следовать по этому пути). Однако ни к чему другому, кроме как к увеличению (причем, весьма ощутимому) эксплуатационных расходов, это не ведет. Тем более учитывая, что квалифицированные ИТ-кадры сейчас обходятся крайне дорого. К слову сказать, ситуация тут дошла до того, что те ИТ-специалисты, которые в свое время покинули нашу страну в поисках лучшего достатка в Европе, США, Израиле и т.д., сегодня возвращаются в Россию. Оно и понятно – здесь стали платить куда лучше, чем на Западе.

Как констатировал представитель компании "Крок", существенные проблемы для ритейла наблюдаются и в сугубо инфраструктурном звене. В частности становится все сложнее получить необходимые электрические мощности, достаточный объем "холода", а про то, чтобы найти подходящие площади под ЦОД и говорить не приходится – во многих случаях их не то чтобы не хватает, их просто нет. Растет также сложность ЦОД, увеличиваются эксплуатационные расходы на них. Помимо этого, ИТ-департаменты розничных компаний фокусируются в настоящее время на решении таких проблем как сокращение стоимости ИТ, увеличение утилизации ресурсов, сокращение времени развертывания новых сервисов, гибкость для преодоления пиковых нагрузок, поддержание уровня сервиса.

Решение проблем – в изменении подхода к архитектуре ЦОД. Серверы ЦОДа должны позволять наращивать мощности без существенного увеличения требований к инженерной инфраструктуре. Увеличение производительности систем хранения должно происходить без ущерба RTO и RPO. Необходимо внедрять инновации – следует за счет новых технологий использовать меньшее количество ресурсов с большей эффективностью.

Руслан Заединов отметил один очень важный и весьма позитивный момент – сегодня стало очевидно, что абсолютно все участники рынка, как заказчики, так и ИТ-компании, одинаково чувствуют болевые точки. Это значит, что все находятся в одной лодке. "А значит, все вместе мы должны постараться понять, правильно ли мы расставляем приоритеты в нашей общей точке зрения", – заключил он.

С ним солидарен Александр Антонов, руководитель отдела аналитики и системной интеграции компании "Сервис Плюс". По его словам, времена конфронтации заказчиков и интеграторов прошли. Кризисные тенденции, которые проникают сейчас в российскую экономику, заставили торговые сети оценить – что действительно для них актуально, а что второстепенно - за счет чего можно оптимизировать бизнес. И весьма отрадно, что ИТ сюда не попали.

Александр Антонов также заострил внимание на возможности обходиться в современной практике торговых сетей без бэк-офиса. По его мнению, бэк-офис в ИТ-пространстве ритейлера должен существовать отдельно. Неотъемлемые бизнес-задачи бэк-офиса могут решаться только на уровне магазина, так как требуют непосредственного физического контакта линейного персонала с определенными объектами и субъектами. В конце концов, бэк-офис – это кузница для зарабатывания денег, а потому он требует отдельного пристального внимания.

С точки зрения "Сервис Плюс", помимо бэк-офиса и фронт-офиса, в ИТ-системе предприятия можно выделить еще мидл-офис (middle-office). По сути, это фронт-офисная система с расширенными функциями. Хотя мидл-офис может развиваться и в рамках бэк-офисной системы.

В качестве проблемных точек Александр Антонов указал, во-первых, на то, что 9 из 10 заказчиков сейчас просто не могут точно сформулировать, что они хотят получить "на выходе" ИТ-проекта. Во-вторых, он также подчеркнул остроту кадровой проблемы. По его словам, среднестатистический специалист, обслуживающий отдельные модули ИТ-системы предприятия и выполняющий при этом, в общем-то, ясные всем рутинные процессы, обходится компании примерно 150 тыс. руб. в месяц.

Софтверные вендоры

Ольга Морозова, управляющий по корпоративным проектам компании ABBYY, убедительно показала преимущества автоматизированной обработки бумажных документов. Так, например, при автоматизированном подходе удается достигать пятикратной экономии во времени и также в пять раз удешевлять процесс. Скажем, обработка порядка 500 входящих счетов-фактур в месяц (по 1-3 страницы каждый) обычно предполагает полную занятость сотрудника финансового отдела компании с "авралом" в конце месяца. Использование же современного ПО позволяет оптимизировать этот процесс настолько, что для выполнения того же объема работы одному сотруднику достаточно менее одной недели, причем трудится он в более спокойном режиме. "Минимизация" человеческого фактора позволяет уменьшить количество ошибок, неизбежно возникающих при ручном вводе. Важен здесь и фактор своевременной подачи соответствующих документов в госорганы.

Благодаря автоматической проверке реквизитов организаций и описаний номенклатур снижаются риски претензий и штрафных санкций со стороны налоговых органов. Кроме того, архив электронных образов позволяет найти и распечатать нужные документы за считанные секунды или предоставить электронные копии для отчетности. Срок же возврата инвестиций в подобные системы составляет от 3 до 6 месяцев.

По словам Александра Заржецкого, руководителя департамента автоматизации предприятий непродовольственной розницы компании "1С-Рарус", в связи с ростом конкуренции у розничных предприятий возникает потребность в гибких, настраиваемых решениях, повышаются требования к автоматизации дисконтных программ. Кроме того, среди ритейлеров остро встают вопросы поддержки новых торговых технологий, а также особенностей отраслевого ритейла. Во-вторых, в связи с укрупнением розничного бизнеса игроки рынка все больше нуждаются в поддержке территориально-распределенных структур, в наличии возможности масштабирования информационных систем и автоматизации управленческих задач (планирования, бюджетирования). И, в-третьих, из-за массового "обеления" торговых компаний для торговых сетей крайне актуальными выглядят потребности в программах регламентированного учета и автоматизации сложных схем товарооборота и взаиморасчетов.

По его мнению, в нынешних условиях важнейшим является обеспечение отличного взаимодействия всех программных продуктов между собой – все ПО должно быть максимально интегрируемым.

Наконец, Александр Заржецкий отметил, что в связи с уже вполне явными кризисными явлениями в экономике страны рынок ожидают непростые времена, жить станет труднее, чем была последние годы. И тут главное – чтобы и заказчики, и интеграторы, и вендоры остались на одной стороне баррикад, работа может быть эффективной, а ее результаты значительными только при самом тесном взаимодействии и взаимопонимании.

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

Со стороны заказчика

Андрей Пачикин, директор службы программного и информационного обеспечения сети магазинов "Седьмой Континент", подробно остановился на теме инноваций в ритейле в эпоху укрупнения. По его словам, информационные технологии быстро проникают в сферу розничной торговли, кардинально меняя ее облик. Например, еще 10 лет назад применение штрихового кодирования было скорее исключением - оно использовалась в магазинах только самых "продвинутых" сетей. Сегодня же штрих-коды можно встретить уже повсеместно.

Еще одна технология – весы самообслуживания, к использованию которых приходит все больше и больше сетей. В то же время, и сейчас многие отечественные универсамы предпочитают обходиться без них, обычно ссылаясь на менталитет российских покупателей – мол, будут приворовывать. Вероятнее всего, это не более чем стереотип, в подавляющем большинстве случаев не имеющий ничего схожего с реалиями.

Следующей вехой стало развитие телекоммуникаций. В частности, начали организовываться телекоммуникационные сети, объединяющие филиалы торговых сетей в единое информационное пространство. Сюда же можно отнести использование систем видеонаблюдения в качестве инструмента усиления контроля качества.

Для ритейла на сегодняшний день также актуальны электронный документооборот, мобильные рабочие места и электронные ценники. Последние, пожалуй, в наименьшей степени распространены среди российских розничных продавцов. Причинами тому служат, во-первых, неполное знание правил выкладки товара в магазинах, во-вторых, большой ассортимент продаваемого товара (в случае с гипермаркетами это порядка 40 тыс. артикулов) и, в-третьих, ряд проблем, связанных с законодательством.

Разработчик российской ОС подвел итоги года
Бизнес

Андрей Пачикин поделился своим видением тех технологических решений, которые, вероятно, получат распространение в будущем, и которые на данный момент можно признать для розницы наиболее инновационными. Во-первых, это RFID-технология. Ее преимущества, по мнению представителя "Седьмого Континента", очевидны, и в особенности для непродовольственных товаров. "Причем, учитывая, что RFID-метки стали уже относительно доступны по стоимости, что они уже давно и вовсю применяются в системах безопасности, не совсем ясно, почему они до сих пор не применяются в нашей стране, во всяком случае, для маркировки непродовольственных и крупногабаритных товаров", – недоумевает специалист. Как рассказал Андрей Пачикин, в "Седьмом Континенте" к RFID пока только присматриваются (все же продовольственная специфика со всеми вытекающими из этого аспектами, в том числе связанными с необходимостью "заставить" производителя ставить RFID-метки, не позволяет сходу внедрить данную технологию). Возможно, вскоре ритейлер обратится к RFID, однако если это и произойдет, то коснется пока лишь распределительных центров.

Во-вторых, это кассы самообслуживания (self check out). Подобные системы также все чаще можно встретить в магазинах крупных мировых сетей за рубежом. Российским же ритейлерам здесь похвастать пока особенно нечем. Одна из возможных причин – неготовность вендоров к адаптации подобных касс к российской валюте.

В-третьих, это персональные системы для покупателей. Если в мире данные системы – уже не диковинка, то в нашей стране они остаются непопулярными среди ритейлеров. Основная причина банальна – менталитет российской розницы, иными словами опасения, что покупатель будет злоупотреблять "доверием" продавца, попросту говоря – будет воровать.

Александр Артюхов, исполнительный директор дирекции информационных технологий торгового дома "Копейка" заострил внимание на особенностях построения ИТ-стратегии розничной сети в России. Так, по его мнению, одно из первичных требований к ИТ-стратегии – каждая ее строчка должна быть максимально пристально изучена, ответственно взвешена, выстрадана.