Разделы

Цифровизация Инфраструктура

ИТ-инфраструктура: банки начинают апгрейд

Одними из первых сформировав свои ИТ-ландшафты, банки начинают пересматривать ИТ-стратегии. Информационные технологии сегодня нужны им не только для поддержки бизнес-процессов, но и для повышения своей привлекательности – как для клиентов, так и для инвесторов. Фокусируясь на новых задачах бизнеса, банки приходят к необходимости перестройки или модернизации ИТ-инфраструктур. В существующих условиях они должны быть не только надежными и эффективными, но обязательно очень гибкими, адаптируемыми и управляемыми. Эти вопросы обсуждались на прошедшем недавно круглом столе " ИТ-инфраструктура банка: особенности развития", организованном CNews Analytics и CNews Conferences.

Александр Чупров: Использование сервисно-ориентированной архитектуры становится стандартом

Своим мнением с CNews поделился Александр Чупров, заместитель руководителя департамента корпоративных систем управления компании REDLAB/REDCENTER.

CNews: Нужна ли банкам единая система автоматизации?

Александр Чупров: На этот вопрос нет однозначного ответа, подходящего для всех, так как выбор зависит от стратегии автоматизации, выбранной банком, и ресурсов, которыми он обладает – бюджет, ресурсы ДИТ, ИТ-компетенции, профессиональный системный интегратор-подрядчик и т.д.

Единая система автоматизации дает существенное преимущество в виде упрощения формирования единого информационного пространства – как с точки зрения наличия готовой технологической базы от вендора, так и снижения затрат и рисков, связанных с интеграцией. Но при этом необходимо учитывать, что выбор одной глобальной системы может привести к тому, что какие-то участки автоматизации деятельности банка не будут соответствовать требуемому уровню качества или стандартам, существующим в банковской сфере, по параметрам адекватности, производительности и использования современных бизнес-подходов. У задач управления персоналом банка одни требования к ИТ-сервису, у бизнес-процессов операционного дня – другие. Если количество таких вынужденных компромиссов превысит некий порог, это может сильно повлиять на конкурентоспособность банка.

Поэтому выбор единой системы существенно зависит от того, сформированы ли в банке стратегия и долгосрочный план автоматизации разнородных бизнес-процессов. Их наличие позволит критически оценить плюсы и минусы рассматриваемых единых систем автоматизации.

Тем не менее, сейчас существуют подходы, позволяющие планировать и проводить автоматизацию еще до того, как сложится общая картина, или если варианты внедрения единой системы заведомо не удовлетворяют требованиям бизнеса.

Один из таких подходов – формирование комплексной информационной системы на основе специализированных, но лучших в своей категории решений. В этом случае на первый план выходят задачи из области интеграции, такие как унификация и централизованное управление нормативно-справочной информацией, организация оперативного взаимодействия между модулями, консолидация аналитических данных.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

В итоге, выбор того или иного подхода, рекомендуемого нами, рождается в результате анализа текущей ситуации и стратегических планов клиента в части автоматизации.

CNews: Чем чреваты требования различных стандартов, существующих в банковской сфере, с точки зрения программных продуктов? Насколько чутко разработчики учитывают новые требования в своих продуктах?

Александр Чупров: Наличие различных стандартов и их эволюция требуют от департаментов информационных технологий банков более тщательного подхода к выбору поставщика и интегратора, использования зарекомендовавших себя решений, а также заставляют уделять существенное внимание анализу успешных и неудачных полноценных внедрений предлагаемого решения.

Перед разработчиками стандарты банковской сферы ставят сразу несколько задач, которые необходимо учитывать при создании решений.

Во-первых, они должны полностью отвечать бизнес-процессам и одновременно учитывать стандарты рынка банковских услуг и внутренние правила конкретного банка. Это требует от поставщиков решений постоянного мониторинга рыночной среды и оперативного реагирования на изменения.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Во-вторых, при формировании программного комплекса автоматизации деятельности банка по принципу "best-of-breed", когда выбираются лучшие специализированные решения, обеспечивающие соответствие динамичной среде, разработчики должны обеспечивать легкость интеграции с другими модулями. В этом случае первоочередное значение имеет выбор интеграционной платформы, которая сделает реализуемой и неразорительной задачу объединения используемых программных продуктов в единую информационную среду.

На текущий момент стандартом становится использование сервисно-ориентированной архитектуры (SOA) – подхода и реализующих его решений, которые позволяют не только интегрировать продукты, но сделать эту интеграцию модульной, расширяемой и контролируемой. Примером подобного СОА-решения служит SAP Netweaver, который включает в себе все необходимые компоненты для построения сервисной среды банка на основе лучших специализированных продуктов.