ИТ-инфраструктура: банки начинают апгрейд
Одними из первых сформировав свои ИТ-ландшафты, банки начинают пересматривать ИТ-стратегии. Информационные технологии сегодня нужны им не только для поддержки бизнес-процессов, но и для повышения своей привлекательности – как для клиентов, так и для инвесторов. Фокусируясь на новых задачах бизнеса, банки приходят к необходимости перестройки или модернизации ИТ-инфраструктур. В существующих условиях они должны быть не только надежными и эффективными, но обязательно очень гибкими, адаптируемыми и управляемыми. Эти вопросы обсуждались на прошедшем недавно круглом столе " ИТ-инфраструктура банка: особенности развития", организованном CNews Analytics и CNews Conferences.Российский финансовый сектор является одним из самых прибыльных и интенсивно развивающихся в отечественной экономике. Здесь нет просроченной кредиторской задолженности, что создает все условия для активной инвестиционной и инновационной политики. Темпы роста экспорта финансовых услуг почти в 4 раза выше темпов экспорта всех видов услуг российскими компаниями (+99% против 26,5% в 2007 году). Учитывая, что отечественные игроки вынуждены параллельно противостоять иностранцам, интенсивно наращивающим свое присутствие в России, они неизбежно сталкиваются с вопросами повышения эффективности, сокращения издержек и необходимости соответствующего совершенствования ИКТ-инфраструктуры.
Банки демонстрируют достаточно высокие показатели ИТ-бюджетов, ежегодно наращивая свои расходы на информатизацию. В 2007 г. предприятия сектора потратили на ИТ, по данным Росстата, около 30 млрд руб. На общем фоне российских отраслей, структура ИТ-расходов банковского сектора по-прежнему отличается несколько завышенной долей затрат на АО (56% против 47% по экономике в целом), и несколько заниженным процентом расходов на ИТ-услуги (18% против 22%).
ИТ-зависимые бизнес-процессы современного банка
Источник: Energy Consulting, 2008
Сегодняшний акцент на закупки "железа" в банковском секторе, вместе с увеличением расходов на внешние и внутренние ИТ-услуги, свидетельствует, по-видимому, о выходе на вторую волну информатизации. Ориентированные на вовлечение в свой бизнес иностранных инвесторов, а также на IPO – и в целом, готовясь вместе со всей экономикой ко вступлению страны в ВТО, игроки обновляют и корректируют свои ИТ-стратегии, модернизируя уже сформированные ИТ-парки.
Парадоксы ИТ-инфраструктуры банка
По мере того как динамично развивается российский рынок банковских услуг, растет критичность, масштаб и сложность используемых здесь систем. В целом ИТ-инфраструктуру современного банка характеризует несколько парадоксов, отмечает Сергей Буш, заместитель генерального директора "Verysell Проекты".
Во-первых, она, похоже, не упрощаема – банк неизбежно вынужден использовать разнородный софт, как собственной, так и внешней разработки. При этом, во-вторых, у банка все равно остается большой объем неструктурированной – и не управляемой – информации.
Третий парадокс, с которым банки сталкиваются сегодня, по мнению Сергя Буша, – автоматизация автоматизации. И, наконец, четвертый – непрозрачность ИТ-проектов. Избежать последнего, по мнению эксперта, позволяет соблюдение этапности, а также наглядность и формализация требований не на бумаге, а сразу в виде тестов.
Сергей Буш: Тестирование приложений и мониторинг должны стать автоматизированными
На вопросы CNews ответил Сергей Буш, заместитель генерального директора компании "Verysell Проекты".
CNews: Нужна ли банкам единая система автоматизации?
Сергей Буш: Банковские ИТ-инфраструктуры неизбежно будут состоять из все большего количества узкоспециализированных систем (модулей) со степенью интеграции друг с другом от слабой до сильной. Более подходящий для них термин - "интегрированные" системы автоматизации, а определение "единая" подразумевает два неудачных подтекста.
Станислав Заржецкий: Непонятно, почему физическая безопасность остается вне поля зрения российских банков
Своим экспертным мнением с CNews поделился Станислав Заржецкий, директор компании Lampertz Россия.
В настоящее время одним из основных критериев оценки надежности и стабильности работы банка стал уровень безопасности его ИС. Понятие безопасности в области ИТ уже давно и прочно входит в привычный список задач, решаемых почти любой компанией. Безопасность ИТ можно разделить на три основные составляющие: техническая, логическая и физическая. Невозможно определить, какая из них более или менее важна.
Борис Коновалов: Нынешние стандарты носят, скорее, рекомендательный характер
На вопросы CNews ответил Борис Коновалов, генеральный директор компании Energy Consulting/Integration группы компаний Energy Consulting.
CNews: Чем чреваты требования различных стандартов, существующих в банковской сфере, с точки зрения программных продуктов? Насколько чутко разработчики учитывают новые требования в своих продуктах?
Борис Коновалов: С одной стороны, требования к банкам в отношении стандартов повышаются. В то же время сами стандарты четко не определены, допускают неоднозначные трактовки, предусматривают зачастую неутвержденные методики проверок.
Дмитрий Федоров: Популярность западных систем будет продолжать расти
На вопросы CNews ответил генеральный директор ND-Group Дмитрий Федоров.
CNews: Нужны ли банкам западные АБС? Похоже, что до сих пор в России не было успешных проектов перехода на подобные продукты взамен отечественных?
Дмитрий Федоров: Прежде всего, стоит сказать, что основными тенденциями финансового рынка в России сегодня можно назвать его консолидацию, интернационализацию и глубокую интеграцию в мировой финансовый рынок. В соответствии с этими тенденциями банки и выстраивают свою деятельность, в том числе по автоматизации.
Чупров Александр: Использование сервисно-ориентированной архитектуры становится стандартом
Своим мнением с CNews поделился Александр Чупров, заместитель руководителя департамента корпоративных систем управления компании REDLAB/REDCENTER.
Единая система автоматизации дает существенное преимущество в виде упрощения формирования единого информационного пространства – как с точки зрения наличия готовой технологической базы от вендора, так и снижения затрат и рисков, связанных с интеграцией. Но при этом необходимо учитывать, что выбор одной глобальной системы может привести к тому, что какие-то участки автоматизации деятельности банка не будут соответствовать требуемому уровню качества.