Разделы

Бизнес Законодательство

"Электронная Москва" выходит на новый этап

Завершение первого этапа городской целевой программы "Электронная Москва" в 2007 году – время подведения итогов и формулирования основных приоритетов на ближайшие годы. Этой теме посвящена научно-практическая конференция "Электронная Москва" - результаты, проблемы, задачи", прошедшая в середине июля в столице.

Отличительной чертой программы "Электронная Москва" является ее ориентация на создание комфортных условия проживания граждан. По словам мэра Москвы Юрия Лужкова, важнейшая цель ГЦП - преобразование на основе информационных технологий работы всех городских служб, отвечающих за предоставление услуг жителям города. "Программа "Электронная Москва" должна объединить множество частных, локальных, необходимых для работы городских властей задач, - считает столичный градоначальник. - Создание этой информационной системы имеет смысл только в случае обеспечения ее практической пользы".

ИТ на службе социальных программ

Все технологические решения, реализуемые в процессе создания системы, должны быть направлены на развитие системы государственных услуг, социально-ориентированных сервисов, обеспечение безопасности городской среды. "Человек должен как можно меньше чувствовать администрацию", - подчеркнул Юрий Лужков. С этой целью в столице реализуются такие масштабные проекты как организация работы службы "одного окна" и создание социальной карты москвича.


Дмитрий Милованцев1, Аркадий Дворкович2, Юрий Лужков3, Алексей Михайлов4 и Константин Ромадановский5 на открытии конференции Электронная Москва" - результаты, проблемы, задачи"

Работы по созданию социальной карты москвича начались в 2002 году. В первую очередь эта программа затронула льготные категории граждан и позволила наладить целевое адресное предоставление льгот, учет предоставленных льгот, автоматизацию обслуживания льготных категорий населения, ведение Единого реестра социальных льготников и др.

В настоящее время социальные карты обеспечивают льготный проезд в общественном транспорте. Действие карт распространяется на метрополитен, автобус, троллейбус, трамвай и пригородное сообщение по железной дороге. Кроме того, социальная карта может иметь дополнительные приложения, не относящиеся непосредственно к социальной сфере, но предоставляющие дополнительные функции и удобства. Например, уже сейчас она совмещает в себе функции обслуживания льготных категорий граждан с функциями платежной карты.

Недавно социальная карта москвича стала документом, подтверждающим личность своего владельца, наравне с паспортом, водительскими правами и военным билетом. А в недалеком будущем, по словам мэра столицы, она сможет заменить и водительское удостоверение. "Социальная карта москвича – вещь, насыщенная громадным количеством функций и возможностей, - сказал Юрий Лужков. - Я благодарю министерство внутренних дел за то, что оно признало ее документом, удостоверяющим личность, и дало согласие на интеграцию в социальную карту москвича сведений о наличии водительских прав"

Проблемы города – проблемы страны

Огромное значение ГЦП "Электронная Москва" как яркого примера информатизации регионального уровня подчеркнул в своем выступлении начальник экспертного управления Президента РФ Аркадий Дворкович. По его мнению, проекты, выполняемые правительством Москвы, являются социально значимыми, а предлагаемые решения – современными и эффективными. Наибольший интерес представляет опыт столицы по разработке информационной системы, обеспечивающей деятельность органов исполнительной власти в режиме "одного окна", включая создание в рамках этого проекта центров по обслуживанию населения и внедрение технологии "электронной приемной", а также проект создания автоматизированной информационной системы мониторинга крупных муниципальных образований.

Перечень показателей, которые будут контролироваться и оцениваться в рамках этой системы, позволит правительству Москвы принимать обоснованные управленческие решения, направленные на повышение уровня жизни москвичей и организацию эффективной работы всех городских служб. Как подчеркнул Аркадий Дворкович, создание такой системы особенно важно в связи с началом работ по разработке единой методики оценки эффективности управления процессами социально-экономического развития субъектов РФ.

Объектом особого внимания участников конференции стала проблема регулирования миграционных потоков в столице. По словам Юрия Лужкова, около 30% всех мигрантов, прибывающих в Российскую Федерацию, остается в Москве. В тоже время, на предприятиях города официально работает лишь 1/3 официально зарегистрированных иностранных граждан, в то время как по данным ГУВД, более 40% преступлений в столице совершается именно приезжими.

По словам директора Федеральной миграционной службы России Константина Ромадановского, с 15 января 2007 года иностранные граждане, прибывающие в столицу, в обязательном порядке регистрируются в отделениях УФМС по утвержденной анкете. Однако из-за отсутствия постоянного автоматизированного доступа в базу данных миграционных карт, выдаваемых ФСБ России, сотрудники миграционной службы не могут оперативно проверить ее подлинность. Аналогичная проблема возникает и у сотрудников ГУВД, которые не имеют технической возможности проверки подлинности свидетельства о регистрации и разрешения на работу, выдаваемых УФМС. Таким образом, отсутствие межведомственной интеграции препятствует борьбе с незаконной миграцией и нарушением законодательства в этой сфере.

Проблема организации межведомственного взаимодействия является в настоящее время наиболее острой. Одни из ключевых вопросов, которые возникают в процессе интеграции информационных ресурсов органов государственной власти всех уровней, обусловлены не только технологическими аспектами, но и действующим законодательством. Так закон о государственной тайне накладывает жесткие ограничения на организацию обмена данными между ведомствами. Не менее острой является проблема фиксации юридической значимости документов, передаваемых из одного ведомства в другое. По словам заместителя министра информационных технологий и связи РФ Дмитрия Милованцева, "в каждом ведомстве уже реализован собственный удостоверяющий центр ЭЦП, поэтому программа межведомственного взаимодействия требует построения определенного пространства доверия и системы технологического взаимодействия". Заместитель министра отметил значение мероприятий по реализации новой редакции ФЦП "Электронная Россия", которые призваны ликвидировать барьеры возникающие при межведомственном взаимодействии. В этих условиях существенная роль отводится Федеральному информационному центру, первая очередь которого успешно реализована, и системе удостоверяющих центров, включая запуск в эксплуатацию Федерального (корневого) территориально-распределенного удостоверяющего центра.

По словам Дмитрия Милованцева, до конца 2007 года создание Федерального информационного центра будет полностью завершено, а также отработана технология взаимодействия и информационного обмена с информационным центром администрации Президента РФ. В 2008 году планируется обеспечить подключение в защищенном режиме к Федеральному информационному центру федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, отработать регламенты их взаимодействия и завершить создание справочных информационных ресурсов. Подключение к Федеральному информационному центру всех органов местного самоуправления запланировано на 2009 год.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Итоги и перспективы программы

Реализуемые в столице программы информатизации должны быть в первую очередь ориентированы на повышение качества жизни граждан – считает Алексей Михайлов, начальник Управления информатизации города Москвы, непосредственно осуществляющего планирование ИТ-бюджета столицы и контроль реализации работ. В своем развитии "Электронная Москва" выходит на новый этап, знаменующий переход от проектно-ориентированного к сервис-ориентированному подходу.

Результаты опроса, проведенного по заданию Управления информатизации агентством CNews Analytics, стали дополнительным аргументом при определении основных ориентиров дальнейшего развития ГЦП.

По результатам исследования, около 2/3 опрошенных поддерживает идею установки в рамках программы "Электронная Москва" камер видеонаблюдения в подъездах домов и считают, что в случае организации правильного реагирования на информацию, эти меры могут способствовать повышению безопасности жителей города. Большинство жителей столицы считают полезным введение единого номера экстренных служб (01-02-03). В тоже время, услуги ЕИРЦ и службы "Одного окна" пока не пользуются популярностью – гражданам столицы или вообще не приходилось ими пользоваться, или они не удовлетворены качеством предоставляемых услуг.

Среди приоритетных задач, стоящих перед программой "Электронная Москва", были отмечены создание системы управления бригадами "Скорой помощи", позволяющей контролировать местонахождение машин и быстро определять, куда госпитализировать больного; создание системы безопасности города с установкой видеокамер в общественных местах; автоматизация службы "02", позволяющая быстро отвечать на звонки граждан, а также создание точек общественного доступа в интернет в публичных местах, создание служб "Одного окна" и создание ЕИРЦ.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Одновременно осуществляется проработка задач, решение которых запланировано на ближайшую перспективу. Среди них введение "Электронной карточки пациента", автоматизированный учет коммунальных услуг и платежей, развитие системы "Одного окна", создание единой городской службы ЖКХ, принимающей заявки на обслуживание, информирующей о стоимости услуг и контролирующей их своевременность и качество предоставления.

Обзору проектов, реализованных в рамках ГЦП "Электронная Москва" посвящен специальный номер журнала CNews, вышедший в июле. По своей сути журнал стал уникальным сборником статей по данной теме. Среди важных материалов номера подробная карта информатизации Москвы, интервью с руководителями ГЦП, комментарии высокопоставленных руководителей федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти.

Наталья Рудычева / CNews


Исследование CNews Analytics: «Телекоммуникационная карта России»